Методика проведения тестового контроля на уроках истории

Муравьева Анна Валерьевна

Одним из важнейших и ответственных элементов учебно-воспитательного процесса является контроль знаний. Инструментом, позволяющим объективно оценить качество усвоения знаний, являются педагогические тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Met_razr_Testy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГОУ ПК № 8 им. И.Ф. Павлова)

М е т о д и ч е с к а я  р а з р а б о т к а

Тема: Методика проведения тестового контроля на уроках истории

         Автор:  Муравьева   Анна  Валерьевна

СОГЛАСОВАНО

на заседании ПЦК

Протокол №_____

от «__»__________2011 г.

Москва 2011 год

Пояснительная записка

          Одним из важнейших и ответственных элементов учебно-воспитательного процесса является контроль знаний. Инструментом, позволяющим объективно оценить качество усвоения знаний, являются педагогические тесты. Они состоят из двух частей: первая часть является тестовым заданием, а вторая – эталоном полного и правильного метода выполнения заданной деятельности, представленной в тестовом задании.

           К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

  • логическая форма высказывания;
  • правильность формы;
  • краткость;
  • наличие определённого места для ответов;
  • правильность расположения элементов задания;
  • одинаковость правил оценки ответов;
  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

        Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности его естественного превращения в форму истинного или ложного высказывания, после ответа студента.

        Технологическое преимущество заданий тестовой формы проявляется в их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и контроля знаний. Если в каждом задании автоматически ставить, в зависимости от ответа, 1 или 0, то легко видеть преимущества, вытекающие из применения такой оценки. Это позволяет быстро регистрировать ответы и объективно их оценивать по заранее разработанным правилам, применяемым ко всем без исключений одинаково.

         Семантическое преимущество тестовых заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. В тестовых утверждениях нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда дополнительных слов и знаков для выражения требуемого смысла, значения и интонации.

         Правильная форма задания позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам. Выделяют 4 формы тестовых заданий:

        Первая форма – задания, к которым даются правильные ответы на выбор. Различают 3 вида таких заданий:

а) задания с выбором одного правильного ответа;

б) задания с выбором нескольких правильных ответов;

в) задания с выбором одного, наиболее правильного ответа из некоторого числа ответов, правильных в разной степени (этот вид используется для проверки сопоставительных знаний).

         Вторая форма – задания, сформированные так, что готового ответа к ним нет. Такие задания называются заданиями в открытой форме.

         Третья форма – задания на установление соответствия, т.е. задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

         Четвёртая форма – задания на установление правильной последовательности.

         Выбор форм зависит от цели тестирования и содержания теста, от технических возможностей и уровня подготовленности преподавателей в области теории и методики тестового контроля знаний.

         Являясь частью педагогических новаций, тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке и т. п. Тесты, отвечающие высоким критериям качества, обладают несомненными преимуществами перед традиционными формами контроля уровня обученности студентов:

  • индивидуальный характер контроля
  • возможность регулярного проведения тестового контроля
  • возможность сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля
  • тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивая полную проверку теоретических знаний, умений и навыков учащихся
  • объективность тестового контроля
  • единство требований ко всем испытуемым
  • тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех учащихся.

    В соответствии со структурой курса истории тесты могут быть нескольких типов, например, поурочные, тематические, итоговая проверочная работа.

    Поурочные тесты предназначены для использования при изучении отдельных вопросов курса. Их целесообразно использовать непосредственно в классе или для организации домашнего задания как средство текущего контроля, могут применяться в качестве обучающих познавательных заданий, заданий для фронтальной работы, средств индивидуализации процесса обучения, задания для самопроверки и самостоятельной работы учеников. Тематические тесты позволяют проверить качество знаний учащихся по основным темам курса. Итоговая проверочная работа может быть полезна при организации контроля знаний и умений, полученных учащимися при изучении всего курса. Она позволяет проверить, как учащиеся усвоили ключевые даты, факты, понятия, причинно-следственные связи.

       Вовремя определить степень усвоения знаний и на этой основе скорректировать учебный процесс, найти новые методики и формы обучения, чтобы снова объяснить пройденный материал для педагога является одним из важнейших факторов, влияющих на учебный процесс.

Примерные тесты по истории Средних веков.

1. Выберите правильный ответ. Разделение христианской церкви на западную и восточную произошло (впишите точную дату):

а) в X веке        б) в XI веке    в) в XII веке

2. Заполните пропуски                      

На христианском Востоке

На Западе

Патриарх

-

-

Рим

греческий

-

 

3. Найдите лишнее слово. К истории Средних веков относятся:

а) вассал     б) рыцарский турнир    в) законы Солона    г) крестовый поход

 

4. Выберите правильный ответ. Франкское государство стало империей в:

а) 732 г.  б) 800 г.   в) 843 г.

5. Назовите понятие, которое соответствует данному определению. Изображение из натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла:

а) мозаика     б) фреска   в) икона

6. Восстановите правильный порядок (от высшего к низшему)

а) рыцарь   б) барон    в) король

7. Приведите в соответствие:

1) сеньор

а) знаток гербов

2) герольд

б) земля, дававшаяся за военную службу вассалу

3) феод

в) поэт, записывавший древние и сочинявший новые сказания о героях

4) трувер

г) человек, имевший вассала

8. Выберите правильный ответ. Куртуазность:

а) доброе отношение к людям

б) жизнь при королевском дворе

в) умение держать себя в обществе дам

9. Какой товар на европейских базарах в Средние века ценился выше золота:

а) пряности  б) мех   в) дерево

10. Иоганн Гуттенберг был:

а) изобретателем книгопечатания

б) гуманистом

в) богатым купцом

г) еретиком

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

Папа Римский, Константинополь, латынь

в

б

а

в, б, а

1г,2а,

3б,4в

в

а

а

Примерные тесты по истории России.

1. Год начала Великой Отечественной войны:

а) 1941 год  б) 1918 год  в) 1945год  г) 1939 год

2. Сколько дней длилась Ленинградская блокада:

а) 500  б) 900  в) 100

3. Приведите в соответствие:

1) «Север»

а) Москва

2) «Центр»

б) Киев

3) «Юг»

в) Ленинград

4. Назовите дату капитуляции Японии:

а) 9 мая 1945 года  б) 2 сентября 1945 года  в) 9 мая 1940 года

5. Соглашение о вступлении СССР в войну с Японией было заключено на:    

а) Крымской (Ялтинской) конференции в 1945 году

б) Тегеранской конференции 1943 года

в) конференции в Сан-Франциско в 1945 году

Ответы

1

2

3

4

5

а

б

1в, 2а, 3б

б

а