Учебная рабочая программа по обществознанию для10-11 классов

Казакова Татьяна Николаевна

Программа включает календарно-тематическое планирование, содержание, цели и задачи курса, планируемые результаты и литературую

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvu10-11klass.docx64.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Томмот

                                                                                     

                                                                                         Утверждаю

                           Директор МОУ - СОШ №8    Ю.Н.Плышевский

                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  обществознанию (с разделом «Подготовка к ЕГЭ»)

для   10 -11 классов  на  2011-2012  учебный год

по учебнику   «Обществознание»  под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева (базовый уров

                                                                                   

                                                    Автор рабочей программы: Казакова Татьяна Николаевна

                                                             учитель истории и обществознания,

                                                                 высшей квалификационной категории

     

                                                                                                    2011год

                               

                             РАБОЧАЯ программа среднего (полного) общего образования

на базовом уровне По обществознанию

                                                10-11 класс

Пояснительная записка

 Рабочая  программа по обществознанию  10-11 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. ( Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
  2. Примерной  программы основного общего образования по истории для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
  3. Закона РФ « Об образовании» № 122-ФЗ  в последней редакции от 01.12. 2007 № 313-ФЗ;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном  процессе в общеобразовательных учреждениях;

Рабочая программа составлена  на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию  и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой (базовый уровень) по курсу «Обществознание» 10-11 классов   к учебнику  «Обществознание»  под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева (базовый уровень).  Программа рассчитана на 68 часов (1часа в неделю).

Уровень и направленность рабочей программы:

Средняя полная общеобразовательная программа, базовый уровень 

            Организация учебного процесса:  классно-урочная.

            Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

 

 Статус документа

Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала.  Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом  истории.  Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития  современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений  духовного творчества расширяет их возможности.

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  1. определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  2. объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  3. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  4. применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  5. умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  6. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  7. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  8. работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  9. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  10. участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  11. формулирование полученных результатов;
  12. создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  13. пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  14. владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

                                                                                 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

Человек как творец и творение культуры (14 час)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека.  

Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия.  Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований  Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система (10 час)

          Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

 Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Экономика (30 час)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.

 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. 

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения (14 час)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.  

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

 Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства

Политика как общественное явление (16 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

 Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек в системе общественных отношений (14 час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.  Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

 Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые.

Правовое  регулирование общественных отношений (30 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. 

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Резерв учебного времени 16 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  1. работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  2. критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  4. анализ современных общественных явлений и событий;
  5. освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  6. применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  7. аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  8. написание творческих работ по социальным дисциплинам.

                                 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  2.  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  1. особенности социально-гуманитарного познания.

 

Уметь:

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  2. анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  1. раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  2. осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  3. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  4. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  5.  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  6.         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  6. предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» 10 класс (68 часов)

Раздел.

Тема урока.

Кол-во уроков.

Тип урока.

Элементы содержания.

Подготовка к ЕГЭ.

Вид контроля.

Д/З

Проведено

по плану/ фактически

Примечание

РАЗДЕЛ 1. Общество и человек (16 ч)            

ТЕМА  1«ОБЩЕСТВО»  (4 час)

1.

1.Что такое общество?

1

Изучение нового материала.

Понятие общество в узком и широком смысле слова, общество как совместная жизнедеятельность.

Общество и природа. Вторая природа.

Взаимовлияние природы и человека.

Конспект в тетради

Стр.7-12

05.09

2.

Общество и культура. Науки об обществе.

1

комбинированный

«культура»

 Классификация культуры, взаимовлияние,            культурные универсалии.

Общественные науки.

Задания на выбор из предложенного списка.

Сообщение о роли культуры в жизни общества, устный опрос.

Стр. 12-17

12.09

3.

Общество как сложная динамическая система.

1

Комбинированный

Особенности социальной системы. Подсистемы,

Ээементы.

Работа со схемами.

Устный опрос.

П.2

Стр. 18-21.

Написание эссе                              

19.09

4.

Социальные институты.

1

комбинированный

«институт»

Социальный институт, его признаки. Виды соц. институтов. Задания на выбор из предложенного списка.

Фронтальный опрос, работа с документами,

эссе

П. 2 стр. 21-27,

термины

26.09

 

 ТЕМА 2 ЧЕЛОВЕК (12 часов)

5.

1.Природа человека.

1

комбинированный

Человек как продукт биологической и социальной   эволюции.

 Цель и смысл жизни человека.

 Природа как предпосылка выделения человека и общества.

 Задания на выбор из предложенного списка. Задания на различение положений фактического и оценочного характера.

Устный опрос, практические задания (ЕГЭ)

 Составление схемы.

П.3

03.10

6.

 2.Человек как духовное существо.

1

Изучение нового материала.

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив.

Тестовые задания

(часть А ЕГЭ)

П.4, стр.35-40

10.10

7.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

1

комбинированный

Мировоззрение, виды мировоззрения, его роль в жизни человека.

эссе

фронтальный опрос

П.4 стр. 40-46,

эссе

17.10

8.

4.Деятельность-

как способ существования общества.

1.

Урок – презентация.

Комбинированный урок.

Структура деятельности.

Потребности и их классификация по А.Маслоу. Задания на установление соответствия. Задания на различение положений фактического и оценочного характера.

Устный опрос

П.5

24.10

9.

5.Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

1

комбинированный

Виды деятельности.

Взаимовлияние

сознания и деятельности. Задания на использование схем.

конспект

П5.  стр. 50-55

31.10

10.

6.Деятельность и духовный мир человека.

1

Изучение нового материала

Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

 Нравственная оценка деятельности. Задания на установление соответствия.

конспект

устный опрос

Записи в тетради.

Подготовка к семинару по вопросам

14.11

11.

7. Познание и знание.

1

семинар

Дискуссии на тему познаваем ли мир.

Рационалисты, эпирики, агностики.

Научное и ненаучное познание. Задания на использование схем.

 Подбор материала по вопросам семинара.

П. 6, стр.55-58

21.11

12.

8. Истина и ее критерии.

1

лекция

Истина и ее критерии,

Задания на использование схем.

Работа с текстом документа,

П. 6

Стр. 58-67

Эссе по теме

28.11

13.

9. Человек, индивид, индивидуальность личность.

1

комбинированный

Биосоциальное в человеке, личность. Задания на установление соответствия. Задания на различение положений фактического и оценочного характера.

Развернутый ответ на вопрос, работа с документом, эссе

П. 7 стр.67-70

05.12

14.

10.  Самопознание.                                          

Поведение.

1

комбинированный

Виды самопознания, самооценка, мотивы, формы самонаблюдения,

Виды социального поведения  

Задания на построение оценочных суждений.

 Задания на работу с эталонными текстами. Задания на работу с метафорой.

тестирование

Записи в тетради, эссе

12.12

15.

11. Социализация личности.

1

Изучение нового материала.

Социальное поведение, социализация, самореализация, самосознание. Задания на использование схем.

Работа в парах

по документам,

фронтальный опрос по терминам

П. 7

Стр. 70-77

Повторить  п.1-7

19.12

16.

 12. Повторение

по разделу  №1

« Человек и общество».

1

Повторительно-обобщающий урок.

Основные термины, характеристики и суждения по теме.

Задания на построение оценочных суждений

Задания по типу ЕГЭ (тренировочные задания )

Термины,

Сообщения по видам культур,

Написание эссе

26.12

РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. (38 часов)

ТЕМА 3. «Духовная культура» (8 часов)

17.

1.Что такое культура?

Виды культур.

1.

Изучение нового материала

Понятие «культура».

Духовная жизнь. Роль культуры в развитии общества.

Виды культур. Задания на установление соответствия.

конспект

Стр78-85

16.01

18.

2.Массовая и элитарная культура.

1

комбинированный

Характеристика элитарной и массовой культуры, их роль  в обществе.

Работа с раздаточным материалом  (ЕГЭ часть А и С)

Стр. 85-90

23.01

19.

3. Наука .

1

комбинированный

Характеристика науки, виды, процесс интеграции, роль науки

в развитии общества.

НТП и НТР.

Задания на различение положений фактического и оценочного характера.

Конспект,

Стр. 90-94

30.01

20

4. Образование.

1

комбинированный

Историческая справка истории   образования.

Закон об образовании.

Особенности и значение образовательного процесса. Задания на построение оценочных суждений.

Конспект,

Работа с текстом,

Работа с документами

Стр. 94-100

06.02

21.

5. Мораль.

1

Изучение нового материала.

Мораль. Этика, идеалы, нравственное сознании.

Смысл жизни. Задания на построение оценочных суждений

конспект

П. 10,

Стр.100-106

Подготовка презентаций

13.02

22.

6. Религия.

1

Изучение нового материала.

Презентации

Религия, религиозное сознание и его особенность.

Роль в жизни общества. Миф и мифология. Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Презентации,

 конспект

П. 10, Стр.106-113

20.02

23.

7.Исскуство и духовная жизнь.

1

Комбинированный

Искусство, многообразие форм, роль  в развитий человека и общества.

Работа с документом

П.11

Стр. 113-

124, повторить термины

27.02

24.

8. Духовная культура.

1

Повторительно-обобщающий

 Устное повторение основных моментов темы.

Термины по теме.

Работа с документами

 ( часть С),

Тестирование. Задания на построение оценочных суждений

Термины по теме.

Работа с документами

 ( часть С1-4),

Тестирование.

Повторить термины,

понятия

05.03

ТЕМА  4. «Экономическая сфера».

(4 часа)

25.

1.Экономика и экономическая наука.

ВВП и ВНП.

1

Изучение нового материала.

Экономика как подсистема, тенденции развития.

конспект

П.12, 125-128

12.03

26.

Экономика и социальная структура.

1

Комбинированный

Экономика и уровень жизни, экономические механизмы, уровень бедности. Задания на распознавание терминов и понятий в заданном контексте.

Работа с документами,

Устный опрос

П.12, 128-132

19.03

27.

3. Экономика и политика.

1

Комбинированный

 Политические институты и их связь с экономикой,  экономическая свобода,  конкуренция. Антимонопольный комитет, национальная стратегия экономическог.о развития.

Устный опрос,

П.12, 132-137

02.04

28.

4. Экономическая культура.

1

Комбинированный

Экономические знания,

Мышление, интересы, мотивы,

Экономические интересы

и отношения,

экономическая свобода.

Задания на различение положений фактического и оценочного характера. Задания на распознавание терминов и понятий в заданном контексте.

тестирование

П.13

09.04

 ТЕМА  5. «Социальная сфера». (14 часов)

29.

1.  Социальная структура общества.

1

Изучение нового материала, лекция

Социальная структура общества.

Многообразие социальных групп.

Социальное неравенство.

Социальная стратификация. Задания на использование схем.

Конспект, беседа

П.14, ч. 1-3, задание 1-2

16.04

30.

2. Социальная мобильность.

1

Комбинированный

Социальный статус.

Социальная роль.

Социальная мобильность: сущность, виды.

Работа с терминами, текстом, проблемные задания.

П.14, ч. 4-5, задания

23.04

31.

3.Практическое занятие по теме

«Социальная структура. Социальная мобильность».

1

Практикум ,  урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Обобщение и закрепление изученного материала. Задания на построение оценочных суждений.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ.

Эссе по темам

30.04

32.

4. Социальное взаимодействие.

1

 Изучение нового материала, лекция

Социальные отношения

И взаимодействия.

Социальный конфликт.

Социальные аспекты труда.

Конспект, беседа

П. 15, ч.1-2, вопросы

07.05

33.

5.Социальные аспекты труда.

1

Комбинированный

Трудовые отношения, самоуважение, самовыражение, общение, интересы. Культура труда.

Работа с текстом учебника, выполнение проблемных заданий.

П.14-15, повторить терминологию

14.05

34.

6.Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

Комбинированный

Отклоняющееся поведение, его виды, социальный контроль.

Социальные нормы.

Сообщение учащихся,

П.16

21.05

35.

7. Нации.

1

Изучение нового материала, лекция

Этнические общности.

 Этнос. Национальное самосознание. Задания на использование схем. Задания на работу с эталонными текстами. Задания на работу с метафорой.

конспект

устный  опрос

П.17 стр.  184-187

Сообщение по теме

28.05

36.

8. Межнациональные отношения.

1

Комбинированный

Межнациональное сотрудничество, национализм, национальные конфликты, национальная политика, интеграция, дифференциация. Толерантность.

Устный опрос,

Работа со схемами

П.17, стр.188-196

37.

9. Практическое занятие по теме «Нации и межнациональные отношения».

1

практикум

урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Обобщение и закрепление изученного. Задания на построение оценочных суждений. Задания на распознавание терминов и понятий в заданном контексте.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ.

Эссе по теме

38.

10. Семья и быт.

1

Изучение нового материала, лекция

Семья как фундаментальный институт и малая группа, жизненный цикл семьи, классификация.

Эволюция форм семьи.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ, составление конспектов, решение проблемных задач, эссе

П. 18, вопросы и задания

39.

11.Социальное развитие

 и молодежь.

1

Изучение нового материала, лекция

Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей. Задания на работу с эталонными текстами. Задания на работу с метафорой.

Конспект, беседа

П.19  подготовка презентации

40.

12. Молодежная субкультура.

1

Комбинированный

Молодежные движения.

Причины конфликтов.

Молодежная политика. Задания на построение оценочных суждений

Дискуссии, презентации,

Творческие работы

П. 19,

41.

13. Практическое занятие по теме  «Социальная сфера».

1

урок формирования и применения знаний, умений и навыков практикум

Обобщение и закрепление изученного материала. Задания на распознавание терминов и понятий в заданном контексте.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ.

Эссе по теме

Повторить

П.14-19

42.

14. Письменный зачет

по теме «Социальная сфера».

1

зачет

Контроль знаний по разделу теме «Социальная сфера».

Письменная работа

эссе

ТЕМА 6  «Политическая сфера» (12 часов)

43.

1.Политика и власть.

1.

Изучение нового материала, лекция

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет.

 

Запись лекции, беседа

П.20

44.

2. Власть, ее происхождения и виды.

1.

Комбинированный

Виды власти. Становление власти в качестве политического института общества. Борьба за власть.

Запись лекции, беседа

П.20

Стр. 225-229

45.

3.Политическая система

1.

Комбинированный

Структура и функции политической системы. Внешние и внутренние функции государства. Задания на построение оценочных суждений

 конспект

П.21 стр. 229-233

эссе

46.

4. Политические режимы.

1.

Комбинированный

Политические режимы. Происхождение и особенности парламентского режима. Задания на использование схем.

Работа с терминами

эссе

П. 21, стр. 234-237

47.

5.Политическая жизнь современной России.

1.

Комбинированный

Характеристика и особенности политической жизни современной России. Задания на различение положений фактического и оценочного характера.

конспект

П. 21, стр.

237-241

48.

6. Гражданское общество.

1.

Комбинированный

Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Задания на распознавание терминов и понятий в заданном контексте.

 

Устный опрос

Записи в тетради,

Эссе,

Стр. 246-248

49.

7.Правовое государство.

1.

Комбинированный

Борьба за гражданские права.

 История и признаки правового государства.

Запись лекции, беседа

П.22

эссе

50.

8.Практическое занятие по теме «Правовое государство.

Гражданское общество».

1.

урок формирования и применения знаний, умений и навыков практикум

 Закрепление  и обобщение изученного материала

 Задания на установление соответствия. Задания на реконструкцию смысла высказывания.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ

Эссе по теме

51.

9. Демократические выборы.

1.

Комбинированный

Избирательное право: сущность, законодательство, реализация.

Избирательная система

Решение заданий из вариантов ЕГЭ, конспект,

П.23,

Стр.251-256

52.

10.Политические партии и движения.

1.

Комбинированный

Урок презентация.

Партии, их классификация и программы.

 Задания на использование схем.

Презентации

Устный опрос

П.23,

Стр.256-262

53.

11.Политический процесс. Участие граждан в выборах.

1.

Комбинированный

Политические права и их реализация: выборы и референдум.

 Задания на построение оценочных суждений

Конспект,

П.24

54

 12. Повторение по

разделу  №2

« Основные сферы общественной жизни».

1

Повторительно-обобщающий урок.

Основные термины, характеристики и суждения по теме. Задания на установление соответствия. Задания на реконструкцию смысла высказывания.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ

Термины  по теме.

Эссе по теме

РАЗДЕЛ 3 ПРАВО (10 часов)

ТЕМА 7. « Право как особая система норм (10 часов)

55.

1.Право в системе социальных норм.

1.

Изучение нового материала, лекция

Социальные нормы, функции и сущность права, представление о юридической ответственности, право и мораль, система права и норм, отрасль права  и институты.

конспект

П. 25

56.

2.Публичное и частное право.

1.

Комбинированный

Характеристика публичного и частного права.

Задания на установление соответствия. Задания на реконструкцию смысла высказывания.

Задания ЕГЭ

 Записи в тетради, эссе

57.

3. Источники права.

1.

Комбинированный

Источники права, виды нормативных актов. Задания на использование схем.

Устный опрос

П.26

58

4. Конституция РФ.

1.

практикум

Изучение   разделов Конституции, основных положений.

Работа по заданиям  в тетради

Записи в тетради,

59.

5.Правоотнощения и правонарушения.

1.

Изучение нового материала, лекция

Что такое правонарушение и правоотношения, юридическая ответственность, система судебной защиты.

Задания на использование схем.

Работа с учебником

П. 27, термины

60.

6. Практическое занятие по Конституции  РФ.

1.

практикум

урок формирования и применения знаний, умений и навыков

 Закрепление  и обобщение изученного материала.

Задания на установление соответствия. Задания на реконструкцию смысла высказывания.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ

Эссе по теме

61

7. Современное российское законодательство.

Административное и гражданское право.

1.

Изучение нового материала, лекция

 Обзор СМИ. История Конституции в России.

Основная характеристика отраслей права.  Правонарушения, преступления, ответственность по закону.

Конспект,

 П. 28 до стр. 310

62.

8. Трудовое и семейное право. Уголовное право.

1.

Комбинированный

Основная характеристика видов права.  Правонарушения, преступления, ответственность по закону.

 Задания на установление соответствия. Задания на реконструкцию смысла высказывания.

Устный опрос, тестирование

П.28, стр. 310-318

63

9. Правосознание. Правовая культура.

1.

Комбинированный

Правовая культура. Разновидности правовых норм.

 Задания на построение оценочных суждений

Терминология по теме

П.29

64

10. Практическое занятие по теме «Право как особая система норм».

1.

Практикум,

повторительно- обобщающий

 Закрепление  и обобщение изученного материала. Задания на распознавание терминов и понятий в заданном контексте.

Решение заданий из вариантов ЕГЭ

Эссе по теме

65.

Общество в развитии.

1.

Комбинированный

Многовариантность развития, проблема общественного прогресса.

Конспект

презентация

П.30

Стр. 328-330,334-342

66.

Современный мир и его противоречия.

1.

 Комбинированный

Целостность и противоречивость современного общества.

Задания на построение оценочных суждений

Конспект, презентация

П.30,

330-334

67.

 Итоговое повторение по разделу 1

«Общество и человек».

1.

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение терминологии, основных характеристик, классификаций.

Выполнение заданий разного уровня сложности

( по вариантам ЕГЭ)

Эссе по теме

68

68.

Итоговое повторение по разделам 2 и 3

« Основные сферы общественной жизни. Право».

1.

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение терминологии, основных характеристик, классификаций.

Выполнение заданий разного уровня сложности

( по вариантам ЕГЭ)

Нет задания

       

Информационный материал.

  1. Боголюбова Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание. 10 кл.: базовый уровень

- М.: Просвещение, 2010

     2. Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н.  Обществознание. Ч 1,2.  10 класс.

          Автор-составитель С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008

3.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Авторская программа по курсу «Обществознание» 10-11 класс,

-М.: Просвещение, 2008.

     4.  Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.

          -М.:  АСТ: Астрель,  2009.

     5.  Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание.  50  типовых вариантов экзаменационных работ

           Для подготовки к ЕГЭ. - М.: Астрель,  2009.

     6.  Двигалев А.А. Обществознание. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2008.

     7.  Обществознание в схемах и таблицах. –СПб.: Тригон, 2008

     8.  Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки. Обществознание. 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

     9.  Медведева В.С. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. -Волгоград: Учитель, 2008.

    10. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н.Боголюбова/

          - М.: Просвещение. 2008.

    11. ЕГЭ. Обществознание. Типовые задания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая,

           Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен».

    12. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. Обществознание / авт.-сост. О.С. Котова, Т.Е. Лискова.

          – М.: АСТ: Астрель,  

     

Материально – техническое  и  информационно – техническое обеспечение:

  1. Кабинет
  2. Компьютер
  3. Электронные средства обучения
  4. Телевизор
  5. Таблицы

 Дополнительная литература для учителя: 

           1.  Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.

           2.  Аверьянова Г.И.  Задания и тесты по  обществознанию 10кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

           3.         Аверьянова Г.И.  Задания и тесты по  обществознанию 11кл.,-М.,  «Школа- Пресс», 1999.

           4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М.,   «Просвещение», 2003.

           5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М.,   «Просвещение», 2003.

           6. Боголюбов Л.Н. Обществознание:  поурочные планы- 11кл,.- М.,  «Просвещение», 2007.

           7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М.,        Дрофа, 2001.

           8. Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»-М., Школа-Пресс,1999.

           9.  Кожин Ю.А. Практикум по праву. 11кл., - М.,»Русское слово»,2007

Дополнительная литература для  учащихся: 

1.   Нормативные документы:

* Всеобщая декларация прав человека;

            * Декларация прав ребенка;

                      * Конвенция о правах ребенка;

                    * Конституция РФ.

  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебники для 10-11кл.:-М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007
  2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь.-М., 2010