ГОСУДАРСТВО И КОНСОЛИДАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК КЛАССА В РОССИИ

Чернышев Александр Юрьевич

В статье исследуется проблема взаимодействия государства и предпринимательского сообщества в России в начале 2000-х гг. Публикация может быть использована на семинарских занятиях по темам " Государство и гражданское общество", "Политическая система", "Социальная стратификация",  "Российская Федерация в 2000-2011 гг.: основные тен­денции социально-экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyshevaju1.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ю.Чернышев

Пермская  ГСХА

ГОСУДАРСТВО  И  КОНСОЛИДАЦИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАК КЛАССА

По мере преодоления остаточно – советских элементов, укрепления частного капитала потребность в гарантиях прав собственности порождает у бизнеса требования «предсказуемости» и «управляемости», «законности и порядка».  Развитие отечественной экономики начинает определяться общей стоимостью бизнеса. Рост капитализаций частных компаний становится и одновременно условием поддержки бизнесом экономической политики государства,  а их искусственное (под воздействием государства) падение рассматривается как покушение на частную собственность.

Поэтому на этом  этапе  развития  бизнеса кардинально  меняются  его отношения  с  государством, которое по мере утверждения и стабилизации капиталистических производственных отношений приобретает отчетливо классово-буржуазную сущность.   Государство уже нужно не только для того, чтобы помогать «спилить актив», а обеспечивать долгосрочное закрепление прав собственности, установление общих для всех правил конкуренции, желательное бескризисное развитие. На государство возлагаются задачи по поддержанию новой социальной структуры,  легитимации сложившегося распределения собственности, обеспечению воспроизводства возникших общественных отношений.

Это объективно требует нового более высокого уровня корпоративной организованности российского бизнеса. Фрагментация интересов постепенно сменяется консолидированными системами представительства. Этому служит и дальнейший процесс институционализации политической системы, призванной создать хорошо отлаженный механизм взаимодействия бизнеса и власти. Активизация нормативной регламентации политического процесса отражает остро ощущаемую необходимость поставить во главу угла потребности прежде всего буржуазного государства как совокупного капиталиста и общеклассовых интересов буржуазии над интересами отдельных ее представителей.

По сути дела в России выстраивается неокорпоративная система, которая уже показала свою действенность в условиях государственно-монополистического капитализма XX века. Объективным изменением роли крупной  буржуазии в обществе объясняется увеличение представительства бизнеса во властных структурах, произошедшее в последние годы. Россия воспроизвела ситуацию, при которой социальная композиция органов власти довольно слабо соотносится с социальной структурой общества. 

Признаками этой системы считаются определяющая роль крупного корпоративного капитала в экономике, возрастание государственного регулирования экономики и вмешательства государства в общественную жизнь, низкий уровень конфликтности государства и бизнеса, высокий уровень корпоративной организованности бизнес-сообщества и профсоюзных организаций, существование развитой системы взаимных обязательств и ответственности за сохранение капиталистической системы.

Речь идет о своеобразном «разделении властей»: на политическую (государство на законодательном уровне обеспечивает приоритетное развитие отечественного бизнеса и его социальную направленность, не допуская переплетения бизнес-интересов отдельных коммерческих структур и чиновничества) и экономическую (бизнес сосредотачивается на своих корпоративных задачах, выполняя четко оговоренный минимум «социальных» обязанностей, не допуская «приватизации» отдельных государственных функций или всего государства).

Основу этой системы составляет совокупный крупнейший частный и государственный капитал.  Далее - организуемый и  финансируемый им  (как правило, через налоги) аппарат политической власти.  Создаваемая  политическая система должна обеспечивать приоритет консолидированных интересов бизнеса и одновременно стабилизацию общественных процессов, то есть согласие общества с господствующим положением крупного капитала. Важно превратить государство из обычной частной лавочки в политический институт, являющийся  коллективным выразителем общеклассовых интересов буржуазии, «исполнительным комитетом» правящего класса.

Именно заботами о защите общеклассовых интересов буржуазии и проникнуты действия российской власти, которая переносит решение этой проблемы из сферы взаимоотношений между частными (физическими и юридическими) лицами и политическими институтами (партиями) в сферу взаимоотношений между классовыми партиями и государством.  Легальные (то есть включенные в политическую систему) партии должны стать однозначно партиями буржуазными, то есть помогать государству подчинять развитие общества интересам класса буржуазии, согласовывая противоречивые интересы различных социальных групп, затушевывая классовые различия, отрицая «классовую борьбу», а признавая только внутриклассовую (конкурентную).

Функционирование такой системы основано на разделении функций между всеми официальными относительно крупными партиями. Каждой такой партии доверяется свой участок работы по укреплению системы. Поскольку развитие капитализма небескризисно, затрагивает противоречивые и конфликтные интересы разных классов и слоев, государство нуждается в институтах, сигнализирующих власти о возникающих социальных проблемах, что служит, в конечном счете его укреплению.

Опубликовано: Четвертые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 года / Отв. редактор: Ю.В.Асочаков. СПб., 2009. — 899 с. С.209-211