Разработка урока по истории 11 класс "А.В. Колчак - патриот России"

Урок представлен в технологии "Дебаты". Отображена структура и этапы дебатов. Материал к дебатам учащиеся готовят самостоятельно, пользуясь дополнительной литературой и интернет ресурсами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕБАТЫ А.В. Колчак – патриот России Преподаватель истории Иванова Ольга Алексеевна

Слайд 3

Тезисы и аргументы утверждающей стороны 1раунд - утверждение «Настанет время, когда золотыми письменами, на вечную славу и память, будет начертано его имя в летописи Русской Земли» И.А. Бунин У1

Слайд 4

2 раунд перекрестных вопросов О3 У2 Задает вопросы связанные с содержанием его утверждения

Слайд 5

3 раунд- опровержение « Колчак - это представитель диктатуры самой эксплуататорской, хищнической диктатуры помещиков и капиталистов, хуже царской» В.И. Ленин Опровергает утверждение У1и выдвигает свои аргументы, подтвердив их доказательствами О1

Слайд 6

4 раунд перекрестных вопросов У3 О1 Задает вопросы связанные с содержанием его отрицания

Слайд 7

5 раунд – усиление утверждения У2 Восстанавливает утверждающую позицию, приводит новые доказательства.

Слайд 8

6 раунд перекрестных вопросов О1 У2

Слайд 9

7раунд восстановление отрицания О2 Восстанавливает отрицающую позицию, приводит новые доказательства

Слайд 10

8 раунд перекрестных вопросов У1 О2

Слайд 11

9 раунд - подведение итогов утверждения У3 Должен сделать заключение, выделив наиболее важные вопросы, объяснить почему их аргументы более убедительные

Слайд 12

10 раунд – подведение итогов отрицания О3 Должен сделать заключение, выделив наиболее важные вопросы, объяснить почему приводимые командой отрицания аргументы более убедительны

Слайд 13

Спасибо за в нимание и вашу работу в процессе дебатов



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Александр Васильевич Колчак.  Патриот России »

Цели:

Учебные цели занятия:

В рамках изучения темы « Гражданская война» провести дебаты о роли личности в истории на примере адмирала Колчака.

Продолжить развитие навыков и умений нахимовцев  по истории

( умение аргументировать свою точку зрения с использованием различных исторических источников: текста документов и монографий, фрагментов из архива док. фильмов и т.д.)

Развивающие цели:

Формирование критического мышления, навыков системного анализа, формирование собственной позиции.

Воспитательные цели:

Воспитание культуры личности и его гражданской позиции в обществе.

Воспитание толерантности в споре.

Тип урока: дебаты.

Оборудование урока:

Тексты документов, книги, видеоролик, ИКТ. Презентация.

Подготовительный этап: (накануне урока в рамках консультаций)

Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».

Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.

Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.

 

Этапы урока

действия

преподавателя

Действия

учащихся

Доска и оборудование

Мотивация

Вступительное слово преподавателя по формулированию основного тезиса урока.

Это вызывает интерес к изучаемой теме

Учащиеся записывают тезис.

«А. В. Колчак патриот России…»

- тема урока

- написано два полярных мнения историков.

Демонстрация видеоролика

Формулирование цели

-Какой вопрос предстоит решить сегодня?

Формулируют вопрос «Возможна  ли в наше время общественная реабилитация адмирала Колчака?»

Предоставление необходимой информации

Сегодня затронем проблему «Роль личности в истории».

Определяется жюри, которое вырабатывает критерии.

См. Приложение. № 1

Тема дебатов – на доске

 

 

 

Применение информации, интерактивное упражнение

 Выполняет функции таймкипера.

Налагает санкции.

От одной команды выделяются 3 спикера утверждающей стороны:

От другой команды выделяются 3 спикера отрицающей стороны: 
см.
Приложение № 2

-Участники задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы

Участники могут использовать по своему усмотрению документы, настенную карту, отрывок из фильма, другие исторические источники.

Подведение итогов

Рефлексия

Выставление оценок (после речи жюри)

- Какой общий вывод по теме урока можно сделать?

При любом исходе игры вывод должен быть позитивный

- Что нового узнали? – Чему научились? и т д

Жюри оценивает речи спикеров, перекрестные вопросы, определяет команду – победительницу (условно)

- Делают вывод по уроку.

Задание на самоподготовку

-----

записывают

Утверждающая сторона:

«Настанет время, когда золотыми письменами, на вечную славу и память, будет начертано его имя в летописи Русской Земли» (Бунин И.А. Публицистика 1918- 1953гг.- м.,2000- с 97- 98.)

Тезис и аргументы  утверждающей стороны (см. Приложение № 3)

Отрицающая сторона.

«Колчак – это представитель диктатуры самой эксплуататорской, хищнической диктатуры помещиков и капиталистов, хуже царской» В.И.Ленин.

Аргументы  отрицающей стороны (см. Приложение №4)

Литература:

  1. В.Г. Хандорин «Адмирал Колчак. Правда и мифы»/Томск 2007 г.
  2. С. В. Дронов «А. С. Колчак и суд истории» / Центрполиграф 2009г.
  3. С.П. Мигунов « Трагедия адмирала Колчака» / Айрис-Пресс 2004г.
  4. К.А. Богданов. « Адмирал Колчак. Биографическая повесть – хроника» / Судостроение 1993 г.
  5. «Последние дни колчаковщины»/ сборник Центархива, гос. изд.1926 г.
  6. Николай Контаровский «основные этапы развития восточной контрреволюции».
  7. Л. Троцкий «Россия или Колчак»/ «В пути» № 34 20 апреля 1919 года.
  8. Морис Жанен «Отрывки из моего дневника»
  9. «Живой журнал» 2007 год содержит протоколы допросов Колчака.
  10. Сайт «военная литература»: militera, lib. ru



Предварительный просмотр:

Протокол эксперта

Эксперт ______________________________________________________

      (фамилия, имя)

Критерии балльной оценки действий спикеров

Критерии

У1

У2

У3

О1

О2

О3

                                            Содержательность выступлений

Полнота

 

 

 

 

 

 

Конкретность

 

 

 

 

 

 

Осознанность

 

 

 

 

 

 

                                        Содержательность ответов на вопросы

Оперативность

 

 

 

 

 

 

Гибкость

 

 

 

 

 

 

                                                        Структурированность

Системность

 

 

 

 

 

 

Логичность

 

 

 

 

 

 

Рациональность использования времени

 

 

 

 

 

 

                                                          Формулировка вопросов

Проблемность

 

 

 

 

 

 

Конкретность

 

 

 

 

 

 

Четкость

 

 

 

 

 

 

                                                      Культура общения

Выразительность речи

 

 

 

 

 

 

Манера обращения к собеседникам

 

 

 

 

 

 

Умение уважительно отвечать им

 

 

 

 

 

 

Свободное владение материалом

 

 

 

 

 

 

 Баллы:

« 1» - удовлетворительно

«2»-  хорошо

«3» - отлично



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

ЭТАПЫ ДЕБАТОВ.

  1. Вступление. Видеоролик « посвящение Колчаку», преподаватель представляет тему и правила дебатов. Объявляет дебаты открытыми.
  2. Начинает спикер У1 (5 мин) Приветствие слушателей (уважаемые господа), представление команды и самого себя. Вступление (тема, которую мы будем отстаивать или опровергать, звучит так…). Презентация (аргументы, доказательства, если есть представление ключевых понятий). Заключение.
  3. Обозначить определения – «полярка», революция, гражданская война, Директория, Комуч, «Верховный правитель», большевики, белое движение. Документы: протоколы допросов, из цитаты из газет того времени, «Мои воспоминания» Серебренникова, Гинс Г.К. « Сибирь, союзники и Колчак».
  4. Спикер О3 задает У1 (2мин)  вопросы, связанные с содержанием его утверждения, с целью поиска слабых мест. Варианты – Вы доказываете, что Колчак патриот России, вы можете опровергнуть тот факт, что Колчак был убежденным милитаристом и выступал за войну «до конца»?
  5. Спикер О1 (5 мин)  Приветствие слушателей (Товарищи).  Должен опровергнуть утверждения У1 и выдвинуть свои аргументы, подтвердив их доказательствами (Мы опровергаем аргументы утверждающей стороны и выдвигаем свой тезис, что  Колчак являлся ставленником Антанты, убежденным монархистом, будучи «верховным правителем» увлекся репрессиями и террором  (протоколы допросов). Образ и деятельность Колчака в советской историографии (анализ исторических источников).
  6. Спикер У3 задает О1 (2мин)  вопросы, связанные с содержанием его отрицания, с целью поиска слабых мест.
  7. У2 (4 мин)- восстанавливает утверждающую  позицию, приводит новые доказательства ( при этом активно используя исторические источники) Заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды.
  8. О1 задает перекрестные вопросы У2. У2 отвечает (2 мин)
  9. О2 (4 мин) восстанавливает отрицающую позицию, развивает свою линию, обосновывает отрицающий кейс, продолжает опровергать утверждающую позицию, приводит новые доказательства, но не приводит новых аргументов. Завершает линию утверждения.
  10. У1 задает перекрестные вопросы О2. О2 отвечает (2 мин)
  11. Спикер У3 (3 мин) должен сделать эффектное заключение, выделить наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений, объяснить, почему приводимые командой утверждения аргументы более убедительны.
  12. Спикер О3 (3 мин) должен сделать эффектное заключение, выделить наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений, объяснить, почему приводимые командой отрицания аргументы более убедительны.

.

РАБОТА СУДЕЙ.

Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Выбирают лучшего спикера в соответствии с критериями. Рефлексия – что каждый достиг на уроке (возвращаемся к целям, запишем).



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Аргументы

Доказательства (цифры, факты, цитаты)

1.Талантливый ученый полярник.

Друг и соратник С.О. Макарова. Стажировался в университетской лаборатории Нансена. Участвовал в экспедиции барона Толля (гидрографом). Потом искал затерявшуюся экспедицию Толля, нашел возле острова Беннета.  Толль, в честь Колчака назвал остров возле берегов Таймыра (68-70 в. д). По материалам Колчака в Академии наук была создана специальная комиссия, проработавшая до1919 года.  Вместе с Маттисеном, ветераном экспедиции барона Толля, Колчак разработал ее проект. В нем предлагалось использовать стальные суда ледокольного типа, причем не такие, как макаровский «Ермак», не деревянных, а стальных. Это был проект типа ледокола (а фактически «ледодава»), который лег в основу дальнейшего развития ледокольного флота до наших дней. 
По проекту Колчака и Маттисена на Невском судостроительном заводе в Петербурге были построены два ледокола такого типа – «Таймыр» и «Вайгач», «Таймыр» оставался в строю почти тридцать лет, в 1938 г. он участвовал в снятии с льдины полярной станции папанинцев. 

По картам Русского севера составленные Колчаком, пользовались  полярники и военные до 1950 года.

2.Талантливый военноначальник и флотоводец.

Свидетель гибели своего учителя Макарова. Во время русско-японской войны стал заниматься минным делом, доведя данное дело до научных основ. Отомстил за Макарова, уничтожил крейсер «Тогосаго». Получил «золотую саблю» и орден святой Анны. Программа возрождения флота и его коренной технической и организационной модернизации. Одним из первых результатов настойчивых записок Колчака и его единомышленников стало создание в том же 1906 году Морского генерального штаба – специального органа по разработке оперативно-тактических, технических и организационных планов подготовки флота к войне. Колчака можно назвать родоначальником теории подготовки, организации и проведения совместных операций армии и флота. Принципы, изложенные им в лекциях, послужили основой для дальнейшей разработки этой теории в советское время. Колчак был самым молодым командующим Балтийским и Черноморским флотом. Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана уникальнейшая (не имеющая аналогов в мире) операция по минной блокаде немецких Военно-морских баз. Во многом благодаря таланту Колчака, потери Германского флота на Балтике превышали наши потери в боевых кораблях в 3,5 раза, а по числу транспортов в 5,2 раза.
Колчак успешно организует боевые операции по минной блокаде угольного района Эрегли-Зонгулак, Варны и др. турецких вражеских портов. К концу 1916 г. турецкие и германские корабли были полностью заперты в своих портах

3. Колчак не был «марионеткой интервентов» как ему приписывает советская историография.

 В начале 1919 года отказал  французскому главнокомандующему в командование войсками Антанты и Белой гвардией. В сентябре союзные войска требовали удалить все части с Владивостока. На что Колчак ответил «..требования союзников - есть посягательства на суверенные права России». Генерал Маннергейм предложил Колчаку помощь в обмен на Карельский перешеек. Колчак ответил « Я Россией не торгую» Он только пошел на экономические уступки Антанте, «когда Россия окрепнет и придёт срок -  мы их выкинем отсюда» говорил Колчак. Отказал передавать под охрану союзников золотой запас.

4.Колчак не был монархистом, он был патриотом своей Родины в полном смысле этого слова.

«Я относился к монархии, как к существующему факту, не критикуя и не вдаваясь в вопросы по существу об изменениях строя». Он говорил, что положительно оценивал работу Государственной думы. «Когда последовал факт отречения государя, – вспоминал он, – ясно было, что уже монархия наша пала и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Черном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему Временному правительству. Присягу я принял по совести... Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии и после свершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда, – что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего». При этом он добавлял, что сам факт перехода власти к Государственной думе даже приветствовал, поскольку «для меня было ясно, что монархия не в состоянии довести эту войну до конца и должна быть какая-то другая форма правления, которая может закончить эту войну», 
он усматривал «корень зла» вовсе не в косности и отсталости политической системы, а в отдельных лицах. Таким образом, политические проблемы он рассматривал преимущественно с профессиональной точки зрения военного человека. Колчак воспринимал республиканское правление, считал восстановление монархии практически невозможным. Будущий строй – созыв учредительного собрания. Критиковал Керенского за его бездействие.

5.В социально – хозяйственной деятельности как Верховный правитель.

Быт белого Омска и вправду отдаленно напоминал столичный город. По улицам разъезжало множество автомобилей, извозчиков-лихачей на рысаках. Бросалось в глаза обилие иностранных солдат, среди которых выделялись англичане своей бравой военной выправкой и канадцы в диковинно-экзотических меховых халатах и остроконечных шапках. Даже в обстановке Гражданской войны в городе с избытком хватало продовольствия по низким ценам, обед в лучшем ресторане стоил не дороже 6–7 рублей. 
И такая ситуация была не только в Омске. По воспоминаниям очевидцев, «зимой 1919 года Сибирь изобиловала мясом, маслом и чудным пшеничным хлебом»[182]. Все это резко контрастировало с полуголодным положением регионов, находившихся под властью большевиков

Он признавал, что он слабый политик и хозяйственник, но он старался вникнуть в наследие прошлого (опыт Столыпина)

Свободная торговля продуктами, отмена государственного регулирование и введение рыночной экономики. Возвращение имущества прежним владельцам. За порядком следила милиция. Возобновил свою работу Уральский торговый союз. Инфляцию не сумел остановить, но она была намного меньше, чем у большевиков.

В письме к Деникину он писал «Для устранения наиболее сильного фактора русской революции - крестьянского малоземелья… я одобряю все меры, направленные к переходу земли к крестьян участками в размерах определенных норм»

6.Политическая и экономическая программа Верховного правителя.

Адмирал Колчак восстановил в Сибири законы Российской Империи. Он сам и его Правительство никогда не ставило своей целью уничтожение целых социальных групп и слоев населения. До сих пор не найдено ни одной директивы А.В. Колчака на массовый Белый террор в отношении рабочих и крестьян. Ленинские большевики (еще в начале Первой мировой) обещали "перевести войну империалистическую в гражданскую", а захватив власть в октябре 1917 г. открыто провозгласили массовый революционный террор и полное уничтожение всех "контрреволюционных классов" - генофонда Российской нации - офицеров, юнкеров, священнослужителей, купцов, дворян, высококвалифицированных рабочих-мастеров и зажиточных крестьян. 

После завершения Гражданской войны Сибирское правительство рассчитывало добиться классового, гражданского, межнационального и межрелигиозного примирения различных слоев населения и политических партий (без крайне левых и без крайне правых). Поэтому, в 1919 г. правительство Колчака запретило деятельность, как крайне левых экстремистских партий (большевиков и левых эсеров), так и крайне правых черносотенных организаций. Была разработана уникальная экономическая программа регулируемой государством рыночной экономики, в том числе создание индустриальной базы в Центральной и Западной Сибири, освоение пахотных земель и природных богатств, приращение населения Сибири к 1950-70 гг. до 200-400 миллионов человек. 

Колчак трепетно относился к культурному прошлому и традициям нашей Родины.

В качестве Герба был унаследован традиционный двуглавый орел, с которого Временное правительство убрало знаки монархического достоинства (короны и скипетр). Колчак добавил к нему вместо корон крест святого Константина с девизом «Сим победиши», а вместо скипетра вложил в лапы орла меч (был изменен и рисунок орла: в отличие от дореволюционного и полностью копирующего его нынешнего, орел изображался не с распластанными крыльями, а с расправленными вширь. Проще было с Флагом: трехцветный бело-сине-красный флаг не вызывал в этом отношении никаких ассоциаций и поэтому был однозначно принят. Под ним воевала и Белая армия. 
Не вызывала возражений и старая система орденов, связанная с национальными святыми, – все эти ордена сохранили свое достоинство. Помимо старых наград, были учреждены также новые боевые знаки, отражавшие события Гражданской войны: «За освобождение Сибири» и позднее «За Великий сибирский поход». 
В целом сохранялась и старая чиновная иерархия, установленная петровской Табелью о рангах, разумеется, за исключением придворных чинов, 
(несмотря на методы диктатуры, в умеренных рамках колчаковская власть все же допускала наличие оппозиции). 

7. Отношение к Колчаку как патриоту представителей творческой интеллигенции.

Надо сказать, что трагический образ и судьба Колчака издавна привлекали представителей творческой интеллигенции, в особенности поэтов и писателей. В представлении советских по духу авторов рисовалась мрачная и зловещая, хотя и по-своему колоритная фигура. «Орлом клевался верховный Колчак»,– писал Владимир Маяковский. В талантливой поэме Николая Асеева о Гражданской войне белый адмирал произносит целый монолог, начинающийся словами: «Я, отраженный в сибирских ночах трепетом тысяч огней партизаньих, я, адмирал Александр Колчак, проклятый в песнях, забытый в сказаньях…». 
А.И. Солженицын (кстати, отразивший образ Колчака в своем романе-эпопее «Красное колесо»). Во время своей известной встречи с Президентом России В.В. Путиным в 2001 году он со свойственной ему бескомпромиссностью прямо назвал Колчака и Столыпина «самыми великими деятелями в истории России». В 2009 году  издательством «Центрполиграф» опубликована книга С. В. Дрокова «Адмирал Колчак и суд истории». На основании документов следственного дела А. В. Колчака, автор книги ставит под сомнение компетенцию следственных групп прокуратур1999—2004 годов. Дроков доказывает необходимость официального снятия конкретных обвинений, сформулированных и опубликованных советской властью, против адмирала.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Аргументы

Доказательства (цифры, факты, цитаты)

1. Колчак являлся агентом Антанты и, по сути, марионеткой в их руках. Переворот Колчака вообще был организован англичанами.

Военный министр Великобритании У. Черчилль после переворота в Омске откровенно заявил в парламенте: «Британское правительство призвало его (Колчака) к бытию при нашей помощи, когда необходимость потребовала этого»
Выступая перед легионерами, военный министр Чехословакии Штефаник с солдатской прямотой выдал правду о колчаковском перевороте: «Переворот Колчака готовился не только в Омске, — главное решение было принято в Версале».
Ген. Жанен заявил: «Позволю себе сказать ген. Ноксу, что у него, наверное, очень короткая память, если он не помнит, что он был замешан в интригах, которые закончились переворотом Колчака» Приведенные документы позволяют заключить, что Колчак был для Антанты в то время  наемником.
Колчак был завербован британской разведкой еще в бытность капитаном 1 ранга и командиром минной дивизии на Балтийском флоте. Произошло это на рубеже 1915-1916 года. Это уже была измена Царю и Отечеству, на верность коим он присягал и целовал крест! Вы никогда не задумывались над тем, почему флоты Антанты в 1918 году спокойно вошли в русский сектор акватории Балтийского моря?! Ведь он же был заминирован! К тому же в сумятице двух революций 1917 г. минные заграждения никто не снимал. Да потому что проходным билетом при поступлении на службу британской разведки для Колчака явилась сдача всей информации о расположении минных полей и заграждений в русском секторе акватории Балтийского моря! Ведь именно он и осуществлял это минирование и у него на руках были все карты минных полей и заграждений!

2. Колчак был несостоятелен, как политик и правитель, опираясь на мечтания.

Однако профессия военного отразилась в итоге и на методах управления Колчаком всеми делами. Не доверяя большинству министров, он взял курс на постепенное сосредоточение важнейших направлений работы в собственных руках, хотя был в них мало компетентен.

Колчак являлся совершенно таким же истеричным и безвольным существом; он был положительно тем же Керенским, только с той разницей, что, обладая всеми его недостатками, он не имел ни одного из его достоинств. Сибирь была переполнена в то время рассказами, особенно частыми в среде иностранных дипломатов, о постоянных истериках и нервных припадках, которыми адмирал Колчак то и дело награждал своих министров, а под конец, после падения Омска, и таких людей, как ген. Нокс и ген. Жанен. Ни с теми, ни с другими адмирал во время своих истерик не стеснялся. Ни о каких реформах, ни о каких переменах он не желал и слушать. Он признавал систему только чисто военного управления страной, как она намечена была еще старыми полевыми уставами времен царской власти, и ни о каком ином строе он органически не мог себе составить представления. Для него могло еще быть понятным его звание верховного главнокомандующего, которым он очень гордился, но он совершенно терялся в своих функциях верховного правителя, которые ему казались излишними, ненужной обузой, так как, по его мнению, править страной можно было так же, как командовать армией. И когда ему время от времени пробовали втолковать, что править страной, да еще в революционное время это не то же, что командовать армией, при том армией старого типа, какую он только и знал; когда его убеждали, что нельзя оставлять без внимания жизни в тылу и что без некоторых хотя бы уступок обойтись нельзя, то он терялся перед лицом таких страшных требований и, теряясь, впадал в истерику, начинал неистовствовать, топать ногами, кричал, что ему нужны военные припасы, танки, белье для армии, а не совдепы и не парламенты, что опираться он может только на штыки, а все остальное – праздный разговор.

3.Колчак презрительно относился к рабочим и крестьянам, усиленно эксплуатируя их.

Управляющий Иркутской губернии П.Д. Яковлев уже в апреле 1919 г. доносил в Омск: «За последнее время настроение широких слоев сельского и особенно городского общества повышается, разрыв правительства с народом углубляется все больше и больше... Недовольство правительственной политикой чувствуется во всех слоях населения. Деревню возмущают налоги и отсутствие товаров».

4. Колчак был диктатором. 

Адмирал Колчак вовсе и не скрывал, что он военный диктатор. Он даже бравировал этим. Через несколько дней после переворота в интервью придворным журналистам адмирал заявил: «Меня называют диктатором. Пусть так: я не боюсь этого слова и помню, что диктатура с давних времен была учреждением республиканским». Государственный переворот Колчака был срочно «узаконен» его карманным советом министров, принявшим в день переворота акт об изменении государственного устройства. В нем говорилось: «Власть управления во всем ее объеме принадлежит Верховному правителю». Так беззаконие было возведено в закон. С этого момента на востоке России начала осуществляться самая зверская военная диктатура. Диктатура Колчака обнажает свой звериный лик. Омский диктатор, подражая древнеримскому диктатору Сулле, принялся громить «демократическую контрреволюцию» в лице правительства Самарского комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧа) и остатков Уфимской директории, а также сбежавших на Волгу и Урал членов всероссийского Учредительного собрания и руководящих деятелей партии эсеров во главе с ее ЦК и «генсеком» В.М.Черновым. Колчаковская диктатура обречена на поражение (что, в конечном счете, и произошло). Стараясь предотвратить этот исход, Колчак избрал два пути: 1) призвал на помощь иностранные войска и 2) обратил против непокорных террор в максимальных масштабах. Характеристику колчаковекого правления, данную Вологодским, дополнил другой ближайший соратник адмирала кадет Г.К.Гинс, неоднократно заседавший в колчаковском правительстве. Он всенародно признал: «Имя Колчака по воле жестокой судьбы стало нарицательным именем тирана»

5.Колчак насаждал "белый террор". 

Письмо эсера Ракова из тюрьмы было в 1920 г. издано в Париже в виде брошюры под названием «В застенках Колчака». «Омск, — читаем в ней, — просто замер от ужаса. Боялись выходить на улицу, встречаться друг се другом...
Американский ген. Гревс, ежедневно наблюдавший деяния колчаковских атаманов, вспоминал: «Солдаты Семенова и Калмыкова, находясь под защитой японских войск, наводняли страну подобно диким животным, избивали и грабили народ». И делал очень важное дополнение: «В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали. Я не ошибусь, если скажу, что в Восточной Сибири на каждого человека, убитого большевиками, приходилось 100 человек, убитых антибольшевистскими элементами». На допросе Колчак от всего, связанного с белым террором, отказывался, ссылался на незнание. Он «первый раз» слышал, что в омской контрразведке одного из коммунистов жестоко пытали, вытягивали на дыбе и т. д., требуя признания в том, что он является членом комитета партии; не знал, что расстреливали заложников за убийство кого-либо из чинов, что сжигались деревни при обнаружении у крестьян оружия. Он допускал лишь отдельные случаи. Ему говорили о том, что в одной деревне у крестьян отрезали носы и уши. Колчак признал, что это возможно, «это обычно на войне и в борьбе так делается»



6.Колчак вводил чрезвычайные законы.

Как любому диктатору, ему потребовались чрезвычайные законы. По «закону о бунте» репрессиям подвергались не только активные участники Октябрьской революции, в первую очередь большевики, но и все, кто им сочувствовал. А если вспомнить, что из 150-миллионного населения России сочувствовало им большинство, то станет ясно, на кого замахнулась военная хунта во главе с Колчаком:

 1. В населенных пунктах надлежит организовать самоохрану из надежных жителей.

2. Требовать, чтобы в населенных пунктах местные власти сами арестовывали, уничтожали всех агитаторов или смутьянов.

 3. За укрывательство большевиков, пропагандистов и шаек должна быть беспощадная расправа, которую не производить только в случае, если о появлении этих лиц (шаек) в населенных пунктах было своевременно сообщено ближайшей воинской части, а также о времени ухода этой шайки и направлении ее движения было своевременно донесено войскам. В противном случае на всю деревню налагать денежный штраф, руководителей деревни предавать военно-полевому суду за укрывательство.

7.За массовые расстрелы и казни Колчака так и не реабилитировали уже в наши годы.

26 января1999 года военный суд Забайкальского военного округа признал А. В. Колчака не подлежащим реабилитации, так как, с точки зрения военных юристов, несмотря на свои широкие полномочия, адмирал не остановил проводимого его контрразведкой террора в отношении гражданского населения.

Троцкий о Колчаке.

«Колчак - это воплощение всей старой неправды русской жизни. Превратить всю страну в страшную каторжную тюрьму, где надсмотрщиками и палачами были бы обиженные ныне эксплуататоры, а каторжниками - трудовые рабочие и крестьяне, - такова единственная цель колчаковского похода»

 

9. Был милитаристом.

 Колчак придавал войнам в истории особое значение. С этой точки зрения он рассматривал и будущее России. 
«Война проиграна, – писал он, – но еще есть время выиграть новую, и будем верить, что в новой войне Россия возродится. Революционная демократия захлебнется в собственной грязи или ее утопят в ее же крови. Другой будущности у нее нет. Нет возрождения нации, помимо войны, и оно мыслимо только через войну. Будем ждать новой войны как единственного светлого будущего ». 
В другом месте читаем: «Война – единственная служба, которую я искренне и по-настоящему люблю. Война прекрасна, она всегда и везде хороша».


 

Комментарии

Кириченко Нина Николаевна

Уважаемая Ольга Алексеевна! Очень понравилась Ваш урок в технологии "Дебаты" Скажите пожалуйста, как часто Вы проводите такие уроки?

Уважаемая Нина Николаевна Часто такие уроки не проводятся, т.к. это колоссальная подготовка и нужно проштудировать большое количество материала. Поэтому я думаю целесообразно проводить один два урока в год.

Чернышев Александр Юрьевич

С интересом прочитал. Весьма продуманный урок. Уверен, увлечет учеников. А интересен все-таки вывод. В названии урока нет знака вопроса. Значит, все-таки, патриот России?

Чернышев Александр Юрьевич

А вывод -то какой? С чем должны уйти ученики?