«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания в ДОУ»

Кочеткова Наталья Анатольевна

Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrovskaya_t.a._sayt.doc143.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания в ДОУ»

Островская Татьяна Анатольевна,

музыкальный руководитель

МОУ СОШ № 37 (детский сад № 88) г.Твери

Введение

Программа модернизации педагогического образования до 2010 года предусматривает переосмысление содержания воспитания и развития, необходимость изменения позиции ребёнка, ориентацию ребёнка на гуманные, общечеловеческие ценности и адекватный этим ценностям стиль педагогической деятельности. Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих педагогов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 93 г.Твери реализует комплексную программу «Из детства в отрочество», разработанную авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. Данная программа предусматривает работу с детьми по их развитию в музыкальной и театрализованной деятельности. До 2006 года в ДОУ были созданы условия для реализации образовательных задач в этом направлении как на основных занятиях, так и средствами предоставления дополнительных услуг. В частности, была организована театральная студия, в которой занимались дети 4-7 лет. Занятия в студии проводил педагог дополнительного образования. В силу изменений кадровых условий (сокращение штатной единицы педагога дополнительного образования) задачи развития детей в театрализованной деятельности реализуются воспитателями и музыкальным руководителем. На специально организованных занятиях и в совместной деятельности педагогов с детьми планируется и проводится работа по ознакомлению детей с историей театра, видами театра, осуществляются инсценировки, игры-драматизации. Традицией стало проведение в возрастных группах «Театральной пятницы» с показом мини-спектаклей для детей младшего возраста и родителей воспитанников. В программное содержание музыкальных занятий включаются задачи по развитию творческих способностей детей в музыкально-ритмической и вокально-певческой деятельности. Программа по музыкальному воспитанию, реализуемая в ДОУ, не предусматривает включения задач по развитию творческих способностей дошкольников  в системе музыкального воспитания в ДОУ. В то же время 60% родителей детей старшего дошкольного возраста считают необходимым развитие творческих способностей, приобщение детей к театрализованной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ. Наработанный ранее опыт организации занятий в театральной студии позволяет использовать методический потенциал в деятельности музыкального руководителя.

Таким образом, существует  необходимость систематизации подходов к реализации задач развития детей в музыкально - театрализованной деятельности.

Проблемы

Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка – дошкольника средствами театрализованной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Художественно – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно – творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может стать одаренным в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. В психолого – педагогических исследованиях отмечается, что именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно – творческих способностей детей.

Причины

Решение задач, направленных на развитие художественно – творческих способностей, требует определения новых технологических подходов, использования театральных методик и их комбинаций в системе музыкального воспитания детей в ДОУ.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования системы работы не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОУ.

Последствия

Для развития детей в театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания ДОУ становится важной проблема непосредственно-эмоционального, действенного, практического общения детей с музыкой и театром, решение которой затрудняется приоритетной позицией знаниевого компонента. В силу подобной позиции отсутствует ориентация ребёнка на создание творческого художественного продукта, а также у ребёнка не формируется способность трансформировать свои впечатления в этом художественном продукте. Это создает определенные трудности в реализации таких задач в работе с детьми, как раскрепощение личности ребенка, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости), обогащение через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности, развитие художественных, музыкальных способностей.

Ключевая проблема

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания ДОУ необходимо создание педагогических условий:

  1. применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

- организация творчески ориентированной среды, которая включает речевые игры, ритмодекламацию, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы;

  1. планирование и организация работы музыкального руководителя (в учебной и совместной с детьми деятельности) по развитию творческих способностей в системе музыкального воспитания ДОУ.

Опыт решения сходных проблем
Проблема развития творческих способностей  детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности  изучается в теоретическом и практическом плане музыкальными руководителями ДОУ нашего города.

Опыт работы музыкальных руководителей ДОУ № 145 и ДОУ № 125, представленных на августовской секции музыкальных руководителей в 2010г. (в рамках городской конференции)  раскрывает значение инсценировки литературного произведения неречевыми средствами выразительности танцевальной направленности для творческого развития детей 4-7 лет. Разработанная ими система занятий танцевальной ритмопластикой содержит комплекс театрализованных игр по готовым сюжетам, взятым из книг, образы персонажей которых, их действия, чувства передаются невербальными средствами выразительности – движениями танцевального характера, жестами, мимикой. Разработка системы проводилась в течение трех учебных лет. Полученные результаты, которыми являются показатели уровня развития детей, свидетельствуют о том, что инсценировки литературных произведений неречевыми средствами выразительности способствуют развитию творческих, артистических, исполнительских проявлений детей.

Музыкальные руководители МДОУ № 158 «Центр развития ребенка – детский сад русской народной культуры «Любава» г.Твери адаптировали технологию А.И. Бурениной «Театр всевозможного: от игры до спектакля» и модернизировали ее в условиях детского сада. Механизмы, методы творческого общения педагогов с детьми в театрализованной деятельности, разработанные А.И. Бурениной музыкальные руководители МДОУ № 158 используют в системе ознакомления детей с календарными русскими праздниками. Достоинством данного инновационного технологического подхода является то, что его можно успешно включать в музыкально-театрализованную деятельность детей любого возраста, при этом включая в обыгрывание краеведческое содержание.

Знакомство с опытом работы музыкальных руководителей ДОУ г.Твери, реализующих программу «Из детства в отрочество» показало, что в условиях недостаточности разработанных методических рекомендаций к решению вопросов развития творческих способностей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания ДОУ, музыкальные руководители часто затрудняются в выборе технологий по данному направлению. В большинстве случаев, как показывают результаты опроса на методическом объединении, музыкальные руководители ДОУ нашего города используют готовые программы по организации театрализованной деятельности таких авторов, как Буренина, Сорокина, Крылова и др. При планировании занятий редко ставят задачи по развитию творческих способностей, затрудняются в подборе критериев по выявлению уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости развития творческих способностей старших дошкольников в системе музыкального воспитания ДОУ, с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в программных документах, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкально-театрализованной деятельности и их малой реализацией в педагогической практике. Указанные противоречия определяют проблему исследования: как развивать творческие способности старших дошкольников средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания ДОУ. Актуальность, теоретическая значимость проблемы для педагогической практики обусловили выбор темы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания в ДОУ».

 

Концепция деятельности

Гипотеза: если процесс формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста будет опираться на инновационные технологические подходы к организации театрализованной деятельности, в основе которой лежит театрализованно – игровая и театрализованно – музыкальная деятельность, то в результатом работы будут:

  1. высокая степень выраженности у детей творческих способностей (в том числе актерских, музыкальных, организаторских, литературных и др);
  2. возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной выразительности;
  3. проявление личностных инновационных качеств.

Цель: оптимизация методов и приемов по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности и апробация технологических подходов в системе музыкального воспитания.

Задачи, направленные на оптимизацию деятельности педагога:

  1. Изучить и проанализировать проблему развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности в психолого – педагогических исследованиях и состояние работы по данной проблеме.
  2. Систематизировать планирование и организацию музыкальных занятий с включением задач развития творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
  3. Апробировать и внедрить авторские конспекты занятий.

Задачи, направленные на развитие детей:

  1. Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности старших дошкольников.
  2. Совершенствовать речь детей: звуковой культуры, грамматического строя, монологической и диалогической формы, выразительности.
  3. Воспитывать и развивать внутреннюю (волю, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, веру в предлагаемые обстоятельства) технику актера в каждом ребенке.
  4. Способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
Модель деятельности

Задачи инновационной деятельности музыкального руководителя соотносятся с разработкой технологии  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания, организованной в дошкольном образовательном учреждении. Технология основывается на ведущих принципах обучения и воспитания: гуманизации; индивидуального, личностно-ориентированного подхода к образованию дошкольников; активности и самостоятельности; а также на специфических принципах, касающихся театрализованной деятельности: организации театральной среды, художественного общения и взаимодействия. Системообразующей деятельностью является театрализованная, которая переплетается с ролевыми, музыкально – дидактическими, речевыми играми. Отбор театрализованного содержания обеспечивает художественно – творческую, социально – нравственную направленность личности. Технология развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания – одна из версий решения проблемы гуманизации художественно – творческого образования ребенка – дошкольника в театрализованной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде интегративной части образовательного блока.

Разработка опыта рассчитана на 2 учебных года.

Разработанная технология адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования – специалистам, которые реализуют задачи развития творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Для организации работы необходимы следующие условия:

  1. Специально организованная театральная среда в музыкальном зале (атрибуты, пособия, музыкальные и шумовые инструменты, элементы костюмов, аудиозаписи и др.).
  2. Организация взаимодействия с педагогом-психологом ДОУ с целью психолого-педагогически оправданного диагностического обследования уровня развития творческих способностей детей.

Негативным фактором осуществления работы может быть нерегулярное посещение детьми детского сада (пропуски по болезни и др.).

Теоретическая база исследования

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а также диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса.

Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса..
Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей детей, раскрываются в работах Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова,
Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Е.В. Назайкинского, Л.В. Школяр.
Дискуссии, в которые включились педагоги и учёные всех регионов России, отразились в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Л.А. Баренбойма
О.Т. Леонтьевой, В.Г. Ражникова, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, В.А. Жилина, Т.А. Жилинской, Т.Э. Тютюнниковой. Эти педагоги воплощают на практике новейшие достижения педагогической мысли.
Современная российская система дошкольного образования пытается совместить государственные программы с новыми гуманистическими, личностно-ориентированными подходами к развитию детей дошкольного возраста. Для гуманистической педагогики характерно стремление приспособить содержание, формы и методы воспитания и
- образования к ребёнку. Эти подходы уходят корнями в античность, откуда, пришло осознание нашими современниками истины, что «человек есть мера всех вещей». Интерес к «творческой, игровой педагогике многообразия» (Б.Хазельбах), возникшей в России в последние годы, свидетельствует об изменении философии и ценностей образования. К сожалению, эта задача в современной педагогике и, в частности, в дошкольной педагогике разработана слабо. Следует заметить, что в дошкольном возрасте начинается «выращивание будущего», поскольку этот возраст является сенситивным периодом, когда ребёнок наиболее активно осваивает всё окружающее.
Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной. Однако музыкально-театрализованная деятельность дошкольников с применением взаимосвязи слова, движения и музыки изучена недостаточно.

 Методологической основой исследования явились философские идеи гуманистической педагогики (Р. Берне, Д. Дьюи, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,), основы возрастной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, А.С. Белкин), теория организации музыкальной деятельности дошкольников (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, О.П. Радынова, Т.А. Тютюнникова, А.И. Буренина), теория развития
способностей (Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетман, В. Келлер, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, A.M. Матюшкин, СМ. Мальцев, К. Роджерс), исследования по музыковедению (Б.В. Асафьев, О.Т. Леонтьева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский, В.Т. Кудрявцев).

В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л.Рубин, Б.М.Кедров, А.В.Брушлинский, Е.А.Пономарёв, О.К.Тихомиров), общих и специальных способностей (Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес, В.А.Крутецкий, Е.И.Игнатьев, К.В.Тарасова).

Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве  (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов).

Изучив научную психолого-педагогическую литературу, отражающую разные точки зрения ученых на проблему развития детского творчества и, учитывая возрастные возможности старших дошкольников, мы определяем их творческую деятельность как процесс, этапами которого, по мнению Васиной Н.Э., Сусловой О.А., являются:
1. Вхождение в ситуацию.

2. Проживание ситуации и постижение ситуации изнутри.
3. Выстраивание своего отношения ко всему происходящему, к данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
4. Анализ ситуации и рефлексия.

5. Рождение художественного образа.

6. Создание своей творческой работы.

Система работы

Анализ программы  показал, что «театральная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе музыкального воспитания старших дошкольников, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии. В разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений недостаточно используется положительный опыт театральной педагогики, накопленный К.С. Станиславским, М.О. Кнебель, П.М. Ершовым, Н.И. Сац, Р.М. Быковым и др., одинаково эффективный для всех периодов человеческой жизни, способный с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие творческих процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Авторы методик развития  детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности недостаточно учитывают возможность сближения игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

По причине недостаточной разработки методических рекомендаций возникли затруднения, связанные с конкретизацией задач и отбором содержания образования, учетом возрастных особенностей, определением методов и приемов развития творческих способностей детей. Проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности возникает и в связи с принципиально новыми функциями эстетического образования в системе современного дошкольного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире. Этим целям созвучна природа эстетического развития личности.

Анализ образовательной ситуации позволил мне определить цель и задачи  работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания ДОУ.

Чтобы повысить свой уровень теоретических знаний и практических умений планировать и организовывать работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности, я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу, программные документы, труды ученых педагогов и психологов, в которых разработана концепция развития способностей; монографии и публикации отечественных педагогов и психологов, в которых отражены теоретические и  экспериментальные исследования развития творческих способностей детей дошкольного возраста; труды педагогов, отразивших в своих работах опыт использования диагностики и организации деятельности по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста; публикации педагогов – новаторов, авторов инновационных разработок по организации театрализованной деятельности в детском саду; программу «Из детства в отрочество»; современные программы и технологии театрализованных занятий в дошкольном образовательном учреждении; практический опыт «Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства» музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ г.Твери; систему работы по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Л. Царенко ( музыкального руководителя ДОУ № 183 г. Москвы).

Изучение вышеперечисленных источников позволило мне:

  1. Уточнить свои представления о понятии «творческие способности».
  2. Определить этапы процесса становления творческой личности
  3. Осмыслить своеобразие театрально – игровой деятельности в дошкольном возрасте.
  4. Определить функции театрально-игровой деятельности на музыкальных занятиях.

Анализ результатов диагностического обследования  уровня развития детей в театрализованной деятельности, наблюдения за выступлениями детей на праздничных утренниках, в драматизациях, за их самостоятельной театрализованной деятельностью, организованной воспитателями в группах, я пришла к выводу, что у детей не сформировано умение творчески проявлять свои представления  и впечатления о сказках, отображать характеристику героев литературных и музыкальных произведений. Почти во всех случаях наблюдалась заштампованность: дети повторяли и имитировали действия друг друга, создавая одинаковые образы. Мимика и речь детей при этом была скупа и невыразительна, движения – скованы и однотипны. Однако я отметила, что дети при этом с удовольствием включаются в театрализованные игры, участвуют в создании спектаклей, переносят все это в самостоятельную деятельность.

С целью выявления заинтересованности воспитателей и родителей в развитии творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности я составила анкеты и провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что все воспитатели нашего ДОУ и родители детей считают театрализованную деятельность средством развития творческих способностей. Однако, 50% воспитателей и 70% родителей выразили мнение о том, что творческие проявления возможны только у способных, одаренных детей; 30% воспитателей испытывают определенные затруднения в использовании методов и приемов развития творческих способностей воспитанников, а 100% родителей не знают этих методов и приемов. В то же время, 100% воспитателей и 60% родителей считают, что посещение театров, участие детей в утренниках способствует развитию некоторых творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста.

Анализ содержания развивающей среды в группах по организации театрализованной деятельности также выявил недостатки: количество видов театров в старшей и подготовительной группе не соответствовали требованиям, недостаточно были представлены атрибуты, костюмы, элементы декораций, их оформление не всегда отвечало эстетическим требованиям.

Анализу подверглись и составленные мной перспективные и календарные планы музыкальных занятий, проведенных  в прошедшие учебные годы. Из общего количества занятий в 2009-10 учебном году для детей старшей группы (их количество – 72) только в 20 были использованы приемы на развитие у детей выразительности  в передаче музыкальных и литературных образов, в подготовительной к школе группе – в 24-х, эпизодически использовались упражнения пальчиковой гимнастики, а этюды на развитие мимики и пантомимики  вообще отсутствовали.

Приступая к работе в 2009-10 учебном году я спланировала музыкальные занятия с детьми 5-6 и 6-7- лет с учетом использования элементов театрализованной деятельности. Количество таких занятий составляло 45 в старшей группе и 55 в подготовительной к школе группе на учебный год. Также продумала и спланировала интегрированные занятия, в содержание которых входила как музыкальная деятельность, так и театрализованная деятельность.

Необходимо было продумать своеобразный дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества. Работу по подготовке учебно – методического комплекса я проводила совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. В результате существенно обновилась развивающая среда в группах: были изготовлены красочные элементы костюмов, внесены недостающие виды театров. Выдумка и творчество проявилось в изготовлении декораций: были использованы различные виды материалов (бумага различных форматов и текстуры, ткани, бижутерия), продуманы варианты экспозиций использования декораций.

Мною были составлены комплексы этюдов, развивающих игр и упражнений, конспекты занятий.

Для того, чтобы развить у ребенка воображение, творческое мышление я использую активные методы и приемы по обогащению впечатлений детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью, музыкальными произведениями разных жанров. Для этого проводится большая предварительная работа, включающая чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, народных игрушек, просмотр мультфильмов (дома с родителями), наблюдения в природе. Например, при ознакомлении детей старшей группы с маршем, после прослушивания и беседы о характере музыки, я предлагаю детям изобразить, как могли бы маршировать оловянные солдатики, лесные гномики, черепашка, разбойники и др. персонажи. На занятиях в подготовительной к школе группе  предлагаю выбрать музыкальное произведение, отвечающее по характеру полету бабочки, пляске клоунов и др.

После того, как у детей проявляется интерес к передаче образов литературных и музыкальных произведений, я включаю в различные части занятия театрализованные игры и упражнения.

Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Используя ритмопластические игры, я решаю задачи: по развитию двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости); по развитию пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений); по развитию воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие  этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, я использую специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Только добившись определенных результатов в этом направлении, я подвожу детей к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально – ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками.  Они развивают прежде всего гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Пластические образы создаются на музыкальном материале, подобранном О.П. Радыновой к авторской программе «Музыкальные шедевры». Кроме этого использую известные музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. Как пример, приведу варианты проведения двух игр. Игра «Снеговик» способствует развитию умения детей напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Предлагаю детям превратиться в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Говорю детям: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь. Усложненным вариантом игры является проведение ее уже без текста, а под музыку. Игра «Петя и волк»: храбро и весело шагает мальчик Петя; смешно переваливаясь, ковыляет утка; мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело опираясь на палочку, ходит дедушка, сердито идет волк… Дети делятся на несколько групп и внутри каждой распределяются роли. Музыкальное сопровождение: отрывки из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Очень важно в проведении таких игр объяснить детям, что важным средством выразительности являются жесты. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы в показе спектаклей, в выполнении ролей праздничного утренника дети не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом необходимо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. В доступной форме объясняю детям, что жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан в театрализованной деятельности только в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.

Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах помогаю детям проявить индивидуальность в выборе жестов и мимики. Рассказываю, вызывая нужные эмоции, использую подсказку, но не часто, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски. Например, предлагаю детям показать жестом, как можно благодарить (сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед), выразить приглашение, прощание. Когда детьми усвоены наиболее простые жесты, предлагаю детям охарактеризовать жестами различные предметы по размеру и форме.

Особое внимание уделяю развитию культуры и техники речи детей. Работа в этом направлении предусматривает решение таких задач, как: формирование правильного четкого произношения (дыхания, артикуляции, дикции), развитие умения точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развитие воображения, умения представить то, о чем говорится, расширение словарного запаса, развитие яркой и образной речи.

Для многих детей, посещающих группы старшего возраста нашего ДОУ, характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощенностью ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкость дикции и подвижность голоса.

Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые игры и упражнения включаю в каждое занятие, объединяя с ритмопластикой и театральными упражнениями.

Прежде всего учу детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делаю то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос ребенка звучал свободно, необходима тренировка всего речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике, проводимой на занятиях, использую известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание совпадает с началом выдоха. Для достижения этого использую упражнения по типу «стона» – «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики». «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания уделяю работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того, чтобы детям было понятно, о чем идет речь, предлагаю такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных в конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания использую игры «Самолет», «Чудо – лесенка». Объясняю детям, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Для развития силы голоса провожу игру «Придумай диалог», где героями могут быть знакомые детям Людоед и Кот в сапогах, Слон и Мышка. Тренирую детей в чтении стихотворений с разной силой голоса от имени разных сказочных героев.

Для того, чтобы добиться результатов в развитии творческих способностей детей, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Практика показывает, что особенно полезно использовать на занятии диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения создаю с детьми целый мини-спектакль и разыгрываем его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект дошкольников.

С точки зрения исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста очень важно научить пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу предлагаю произнести  грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, поощряю у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто предлагаю их абстрактно произнести фразу. Например, жалобно или восхищенно. Предлагая детям игру «Фраза в кругу», добиваюсь, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, отмечаю, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предлагаю детям выученную скороговорку произносить, выделяя разные слова: «На дворе ТРАВА, на траве дрова», «На ДВОРЕ трава, на траве дрова» и т.д. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, обращаю внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, необходимом их выделении.

Творческие игры со словами (культура и техника речи) развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. На занятиях я их связываю со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).

Вся вышеописанная система работы, организуемая на музыкальных занятиях, является подготовительным этапом  к собственно театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в условиях нашего ДОУ с 2008-09 учебного года организуется и как совместная нерегламентированная деятельность музыкального руководителя с детьми и имеет следующее содержание:

  1. Особенности театрального искусства:
  1. синтетический характер;
  2. коллективное творчество;
  3. искусство, творящееся каждый раз заново.
  1. Виды театрального искусства:
  1. драматический театр;
  2. музыкальный театр;
  3. кукольный театр.
  1. Рождение спектакля:
  1. творцы сценического чуда;
  2. спектакль и актер;
  3. спектакль и зритель.

Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр – диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого. Как правило, воспитанники нашего ДОУ редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1-2 посещениями в год в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз.

В возрасте 5-6 лет дети имеют определенный зрительский опыт и уже знакомы с некоторыми театральными терминами: спектакль, сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты, - а также получили первые уроки культуры поведения в театре.

С особенностями театрального искусства я знакомлю детей во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Слово «синтез» не использую, а выясняю с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров. Вспоминается высказывание В.И. Немировича – Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актер – царь сцены».

На занятиях дети познают, что театральное искусство – это коллективное творчество, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дети младших групп, родители, воспитатели).

Знакомство с видами театрального искусства начинаю только после того, как дети посмотрели спектакли кукольного и драматического театров, побывали в театрах нашего города. Также использую показы видеозаписей, особенно отрывков из балетных и оперных спектаклей. В эту работу включаю постановку отрывков хорошо знакомой сказки, например, «Теремок», «Колобок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
  4. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Опыт работы показывает, что при соблюдении этих основных условий дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью, что несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Первую встречу детей с пьесой организую так, чтобы она была эмоционально насыщена, что пробуждает интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, учитываю возрастные возможности старших дошкольников, их знаний, умений, но в то же время обогащаю их жизненный опыт, пробуждаю интерес к новым знаниям, расширяю творческие возможности.

Исходя из опыта работы выделяю десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
  8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и участниками спектакля.
  10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или ширмы с фотографиями.

Первый этап пьесы связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, провожу беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Одновременно организую прослушивание музыкальных произведений, просмотр иллюстраций. Предлагаю детям вспомнить знакомые фильмы, что помогает почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширяет кругозор детей, активизирует познавательный интерес.

Для развития воображения, умения фантазировать предлагаю детям сочинить жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат для появления новых вопросов. Так, в процессе над спектаклем «Снегурочка» вопросы были сформулированы следующим образом: Как проводили зимние вечера старик со старухой? Делали ли они фигурку девочки в другое время года, из какого природного материала? Как они ее называли? Что с ней произошло?

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывая им названия.

Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала предлагаю стать участниками этюдов самым активным детям, но постепенно, не принуждая, вовлекаю в этот процесс всех детей группы. Предлагаю детям импровизировать с куклами поступки и диалоги героев. Мною замечено, что детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога. Но постепенно, чувствуя с моей стороны поддержку, они начинают действовать более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком и в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие, музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая изобразительный материал в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в эту работу вовлекаются воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В это период уточняю предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваю мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети наблюдают за действиями в одной роли разных исполнителей и оценивают, у кого получается естественнее и правильнее.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. В процессе развития творческих способностей детей я следую правилам: нив коем случае не надо навязывать детям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения, не приказываю ребенку: «Испугайся», не показываю свой вариант действия. Это может привести к запрограммированности поведения. Подсказываю, помогаю ребенку вспомнить како-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Я убеждена, что только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Линии поведения персонажей должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, и некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, вместе с детьми выявляю речевые характеристики героев.

Седьмой этап – репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали собственные варианты. На этом этапе работы особое внимание уделяю обучению детей размещаться по сцене. Всякую находку, удачное решение отмечаю и поощряю.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с уловными предметами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит. А также элементы костюмов, которые помогают в создании образов.

Репетицию организую с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги. Премьера – это всегда волнение и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективное творчество, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. На следующий день провожу обсуждение спектакля в форме беседы. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что -–нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

Последний, заключительный этап – это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Я не поддерживаю утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь передо мной стоит задача – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Предъявление опыта работы

Опыт работы был представлен на секции музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Твери в рамках августовской конференции  в августе 2011 года.

Выводы

Опыт работы по части «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях» завершен, апробирован и обобщен на Совете педагогов ДОУ, представлен на муниципальном уровне (августовская секция музыкальных руководителей).

Опыт работы по части «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в нерегламентированной деятельности» находится в стадии апробации.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель и задачи достигнуты.

Результаты диагностического обследования, проведенного в группах старшего дошкольного возраста, показывают увеличение количества детей, имеющих высокий уровень творческих проявлений, наметилась устойчивая тенденция к уменьшению количества детей с низким уровнем.

Это позволяет сделать вывод, что достижению положительной динамики результатов способствовал правильный выбор технологии.

Новизна опыта работы заключается в следующем:
Определены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности, предусматривающие:
- применение разработанных принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, синкретизма, обучения в действии, импровизационности;
- организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-театрализованной деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы).
     
Опыт работы представляет практический интерес для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений:

для музыкальных руководителей:

  1. в использовании интегрированных занятий с использованием разных видов театрального искусства;
  2. в планировании и подготовке праздников и развлечений;
  3. в использовании элементов занятий для проведения индивидуальной работы с детьми;

для воспитателей:

  1. в использовании технологических подходов в организации и проведении традиций программы «Радуга» (театральных пятниц);
  2. в использовании методов и приемов в процессе совместной деятельности с детьми по развитию творческих, коммуникативных навыков;

для руководителей театральных кружков:

  1. в использовании методов и приемов в подготовке и проведении дидактических спектаклей;
  2. в использовании диагностических материалов в проведении обследования уровня развития творческих способностей детей;
  3. в организации «театральной гостиной»;

родителям:

  1. для постановки детских спектаклей в домашних условиях, в проведении игр.