технологический подход к созданию и использованию предметных документальных фильмов

Подкидышев Александр Алексеевич

Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук. Собственно и описываемый фильм тоже снят нами вместе.

Статья была опубликована в сборнике "Формирование профессионализма учителя на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, 21-22 октября 2004 года / Под ред. Л.К.Гребёнкиной, Т.В. Ганиной; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2004". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Подкидышев, А.А.Щевьёв

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

На современном этапе вузовской и послевузовской подготовки преподавателей необходимо обратить внимание на технические новшества и возможности самого учителя сделать педагогический процесс более ярким и действенным. Вузовская и послевузовская подготовка включает в себя изучение технических средств обучения, однако, как показывает опыт, присутствует некоторая «зацикленность» на электронно-вычислительной технике, во многом устаревших слайдах и диафильмах. База российских школ обладает или, во всяком случае, должна обладать более современными техническими средствами.

Для преподавателей истории и сопутствующих гуманитарных дисциплин необходима наглядность и комплексность при подаче материала. Считаем, что целесообразно использование документальных предметных фильмов, которые помогут полностью или частично решить указанные проблемы при условии, если преподаватель может создавать их сам, используя при этом возможности учебного заведения, собственные способности, способности своих коллег и учеников. Документальные фильмы могут быть использованы как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях, посвящённых, к примеру, воспитанию гражданственности и патриотизма.  Однако следует оговориться, что технология их создания – трудоёмкий процесс. Полагаем, что создание документального фильма на историческую тему должно начинаться с детальной проработки основной и сопутствующей научной и художественной литературы. При этом не надо забывать, с какой целью и для какого возраста снимается данный фильм. Следовательно, очень важным является выбор темы. Если материальные возможности педагога и школы ограничены, не стоит браться за глобальные проекты. Можно ограничиться региональными проблемами. Например, рязанскому учителю не стоит начинать съёмку фильма о юношеских годах М.В. Ломоносова.

Фильм, как и любое произведение, должен иметь своё вступление, основную часть и заключение, поэтому важно правильно расположить материал. Каждый понимает, что просмотр учебного фильма отличается от простого зачитывания текста наличием также зрительной информации, которая помогает процессу усвоения темы, облегчает запоминание. Если у создателей есть возможность снять какие-то места, связанные с жизнью человека, которому посвящён фильм, её нужно обязательно использовать, поскольку знакомые, снятые на фоне местных достопримечательностей места пробуждают интерес зрителей. Безусловно, не все памятные места могут быть доступны. В этом случае следует использовать фотографии, брошюры, буклеты, им посвящённые, причём лучше, если зрители увидят и запомнят 2-3 памятника, чем 8-10, которые не оставят в памяти и следа.

Фильм можно считать удачным, если он донёс до зрителей необходимый материал, а хорошим – если он запомнился. Для того, чтобы добиться этой цели, нужен не только качественный сценарий, но и знание того, чему, в принципе, педагогов не учат. Имеются в виду основы режиссерского и операторского искусств.

Рассмотрим использование технологического подхода при создании документального фильма под названием «Генерал Скобелев».  Авторы фильма первоначально изучили источники, объекты, определили основное содержание, логику подачи материала, выработали рекомендации и учли советы по проектированию фильма для школьников. В ленте о Скобелеве объектами исследования были памятник «белому генералу» в Рязани, музей М.Д. Скобелева в селе Заборово (совет: при съёмке в музее лучше пользоваться услугами экскурсовода, работающего там постоянно, поскольку он подробнее знает экспонаты).

В рассматриваемом фильме материал снимался на территории Рязанского кремля, историко-архитектурного музея-заповедника. Здесь важно было суметь увидеть примелькавшиеся уже картины по-новому, проявить своего рода талант, найти тот «ракурс», под которым привычное вроде бы место поражало зрителя своей необычностью. Удачной иллюстрацией этого служит художественный фрагмент, где показан проступающий из облака и исчезающий снова шпиль колокольни Рязанского кремля. Следует учесть, что подобных находок по ходу съёмки фильма должно быть как можно больше. Не следует останавливаться на чем-то одном. Если вы снимаете на природе, снимите что-нибудь и в помещении; если в солнечную погоду, то и в дождь; если ведущий постоянно статичен, то сделайте несколько кадров в движении.  

Особое внимание надо обратить на первые и последние кадры, так как обычно именно они формируют впечатление о фильме в целом. Важно найти неординарные, творческие решения. Показательной в данном случае является концовка, способствующая воспитанию уважения подрастающего поколения к героическим подвигам предков.

Когда весь материал, наконец, отснят, работа не заканчивается. Здесь у учителя тоже есть шанс проявить свой творческий потенциал, например, в качестве звукорежиссера. Подобрать нужную музыку не так-то просто. Она должна подходить и к сюжету фильма, и непосредственно к тем кадрам, которые видит на экране зритель. Интересным, на наш взгляд, в этом плане является фрагмент фильма, где параллельно кадрам пути в Заборово звучит музыка из кинофильма «Возвращение Будулая».

И последняя рекомендация. Как бы гениально вы ни составили сценарий, как бы замечательно ни отсняли материал, как бы превосходно ни наложили звук, помните, что всё можно испортить, доверив монтаж непрофессионалу. К сожалению, упоминающийся фильм имеет целый ряд недостатков, связанных именно с этим. Советуем отдать монтировать ленту профессионалу и лично присутствовать при работе, объясняя ему ваши идеи, чтобы быть уверенным, что фильм будет именно таким, как вы его себе представляете.

Таким образом, мы видим явные проблемы и пробелы современной вузовской подготовки педагогов. В связи с этим необходимо включить в программу педагогических университетов хотя бы краткие режиссёрские курсы для повышения воздействия на воспитанников  средствами современной техники. Однако при общем желании и творческом подходе педагог может самостоятельно проделать необходимую работу.