УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Айзятуллова Гульнара Рафаильевна

 

Ключевые слова:
Здоровье, подрастающее поколение, современные виды гимнастики, аэробика, урок.
Введение
Здоровье, здоровый образ жизни и связанная с этими понятиями продолжительность жизни человека имеют главную ценность у всех народов мира.
Если школьников рассматривать как главное фундаментальное звено будущего специалиста, то цифра 10-20% здоровых детей из числа выпускников средних школ России  (Трофимов В.Н., Борисов А.Н., 2007) - это очень малое количество. А число здоровых девушек за последние 10 лет уменьшилось с 28,3% до 6,3%, то есть,  более чем в три раза.
По данным Первого съезда практических психологов (1994 г.), около 80% школьников заканчивают учебу с отклонениями в состоянии здоровья, 45% из них являются хронически больными (Акимова М.К., Козлова В.Т., 1995), каждый третий призывник не отвечает по состоянию здоровья требованиям службы в армии (Волкова Л.М., 1999). 
Сегодня значительно увеличивается вероятность заболеваний в школьном возрасте от вредных привычек. Так, исследования в Санкт-Петербурге (1998) показали, что регулярно курят 67,2% опрошенных юношей и 75, 9% девушек (Лисицын Ю.П., 2002).
Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и появления ряда  заболеваний является низкая двигательная активность.
По данным академика А.И. Берга, в 1852 году 94% всей работы, выполнявшейся на Земле, производилось за счет мышечных усилий, и только 6% обеспечивалось за счет «посторонней» энергии (ветра, воды, сгорания топлива), а сто лет спустя, лишь 1% всей планетарной энергии вырабатывался мышцами, тогда как 99% ее производилось машинами.
По мнению президента Российской Федерации, следует направить усилия на профилактику заболеваний, реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию. Результатом этих мер, в частности должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие, рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в детской и молодежной среде требует активизации государственной молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации.
Неоспоримым является тот факт, что противостоять или дать обратный ход нежелательным изменениям в организме можно с помощью физических упражнений. Незаменимым средством для решения этих задач является физическая культура и спорт.
В последние годы мы являемся свидетелями бурного роста потребностей людей в оздоровительной физической культуре. Здоровье человека рассматривается в тесной связи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни. Внедрение новых оздоровительных технологий в физкультурную практику позволяет удовлетворить потребности человека в выборе доступных и эффективных форм физической активности в зависимости от его мотивационных запросов, физического состояния и социальных предпосылок [2].
Главной формой проведения занятий по физической культуре был и остаётся неизменным урок. Одно из основных физиолого-педагогических требований урока по физической культуре состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении тренировочный эффект заключается, прежде всего, в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или превышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки. Выбирая величину пороговой нагрузки, следует учитывать функциональные возможности организма, возраст и пол занимающихся. Одним из средств повышения функциональных возможностей человека является аэробика. В настоящее время насчитывается более 200 направлений аэробики [3].
Аэробика включает в себя выполнение танцевальных упражнений и одновременно способствует достижению положительного эффекта (увеличение силы мышц, гибкости, координации движений, улучшения осанки), а перемена положения тела и разнонаправленные ускорения служат своеобразной тренировкой сосудов организма, снижает уровень вероятности возникновения застойных явлений в сосудах нижних конечностей и уменьшают степень риска развития варикозного расширения вен, что особенно характерно для профессий, связанных с длительным пребыванием в вынужденной рабочей позе сидя, что особенно характерно для школьников [1].
Исходя из этого, нами были разработаны средства аэробики и других современных видов гимнастики для школьников с учетом урочной формы (таблица). Многофункциональность предложенных средств современных видов гимнастики позволяет применять их в различных частях урока, эффективно решая задачи физического воспитания школьников.
Таблица
Распределение средств современных видов гимнастики для учащихся общеобразовательных школ
 
Средства современных видов гимнастики Соотношение средств по частям урока, %   
подготовительная основная заключительная   
Оздоровительная аэробика 25 30 35   
Шейпинг 15 15 15   
Калланетика 25 10 15   
Фитнес-йога 5 10 5   
Стретчинг 5 10 5   
Дыхательная гимнастика 5 5 5   
Гимнастика для глаз 15 5 10   
"Пальчиковая" гимнастика 5 15 10
 
Практические рекомендации
1. Изучение состояния здоровья учащихся показало, что в большинстве своём подрастающее поколение имеет отклонение в здоровье. Постоянное нахождение во время уроков за партой характеризуется гиподинамией, однообразием двигательных действий преимущественно руками, вынужденной статической рабочей позой, повышенными требованиями к зрительному анализатору. Такие особенности учебной деятельности школьников оказывают  повышенную нагрузку на функции центральной нервной системы, что снижает уровень работоспособности.
2. Длительное воздействие особенностей учебной деятельности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, уровне физического развития, физической подготовленности учащихся учреждений начального профессионального образования. 
3. С целью повышения работоспособности и совершенствования физических, психических качеств школьников успешно используются различные физические упражнения. Подбор таких упражнений необходимо проводить исходя из требований программы, оснащенности спортивных залов, возможностей педагога по физической культуре.
В статье нами предложены современные виды гимнастики такие виды как, аэробика, шейпинг, калланетика, фитнес-йога, стретчинг и др.
4. Использование средств современных видов гимнастики в школьной программе показывает их высокую эффективность.
 
Список литературы
1. Акишин, Б.А. Пути повышения интереса к занятиям физической культурой / Б.А. Акишин. – Тула, 2002. – С. 8-10. 
2. Лаврухина,  Г.М. Фитнес. Учебно-методическое пособие /Г.М. Лаврухина. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 42 с. –ISBN 5-7065-0467-9.
3. Иванова, О.А. Занимайтесь ритмической гимнастикой / О.А. Иванова. – М.: Советский спорт, 1988. – 63 с.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezh_op.odt11.5 КБ

Предварительный просмотр:

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Айзятуллова Г.Р.

К.п.н., ст.преподаватель

НГУ  им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова:

Здоровье, подрастающее поколение, современные виды гимнастики, аэробика, урок.

Введение

Здоровье, здоровый образ жизни и связанная с этими понятиями продолжительность жизни человека имеют главную ценность у всех народов мира.

Если школьников рассматривать как главное фундаментальное звено будущего специалиста, то цифра 10-20% здоровых детей из числа выпускников средних школ России  (Трофимов В.Н., Борисов А.Н., 2007) - это очень малое количество. А число здоровых девушек за последние 10 лет уменьшилось с 28,3% до 6,3%, то есть,  более чем в три раза.

По данным Первого съезда практических психологов (1994 г.), около 80% школьников заканчивают учебу с отклонениями в состоянии здоровья, 45% из них являются хронически больными (Акимова М.К., Козлова В.Т., 1995), каждый третий призывник не отвечает по состоянию здоровья требованиям службы в армии (Волкова Л.М., 1999). 

Сегодня значительно увеличивается вероятность заболеваний в школьном возрасте от вредных привычек. Так, исследования в Санкт-Петербурге (1998) показали, что регулярно курят 67,2% опрошенных юношей и 75, 9% девушек (Лисицын Ю.П., 2002).

Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и появления ряда  заболеваний является низкая двигательная активность.

По данным академика А.И. Берга, в 1852 году 94% всей работы, выполнявшейся на Земле, производилось за счет мышечных усилий, и только 6% обеспечивалось за счет «посторонней» энергии (ветра, воды, сгорания топлива), а сто лет спустя, лишь 1% всей планетарной энергии вырабатывался мышцами, тогда как 99% ее производилось машинами.

По мнению президента Российской Федерации, следует направить усилия на профилактику заболеваний, реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию. Результатом этих мер, в частности должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие, рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в детской и молодежной среде требует активизации государственной молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации.

Неоспоримым является тот факт, что противостоять или дать обратный ход нежелательным изменениям в организме можно с помощью физических упражнений. Незаменимым средством для решения этих задач является физическая культура и спорт.

В последние годы мы являемся свидетелями бурного роста потребностей людей в оздоровительной физической культуре. Здоровье человека рассматривается в тесной связи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни. Внедрение новых оздоровительных технологий в физкультурную практику позволяет удовлетворить потребности человека в выборе доступных и эффективных форм физической активности в зависимости от его мотивационных запросов, физического состояния и социальных предпосылок [2].

Главной формой проведения занятий по физической культуре был и остаётся неизменным урок. Одно из основных физиолого-педагогических требований урока по физической культуре состоит в получении тренировочного эффекта. В физиологическом отношении тренировочный эффект заключается, прежде всего, в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект возникает, если нагрузка достигает или превышает пороговую величину, которая всегда должна быть выше обычной повседневной (бытовой) нагрузки. Выбирая величину пороговой нагрузки, следует учитывать функциональные возможности организма, возраст и пол занимающихся. Одним из средств повышения функциональных возможностей человека является аэробика. В настоящее время насчитывается более 200 направлений аэробики [3].

Аэробика включает в себя выполнение танцевальных упражнений и одновременно способствует достижению положительного эффекта (увеличение силы мышц, гибкости, координации движений, улучшения осанки), а перемена положения тела и разнонаправленные ускорения служат своеобразной тренировкой сосудов организма, снижает уровень вероятности возникновения застойных явлений в сосудах нижних конечностей и уменьшают степень риска развития варикозного расширения вен, что особенно характерно для профессий, связанных с длительным пребыванием в вынужденной рабочей позе сидя, что особенно характерно для школьников [1].

Исходя из этого, нами были разработаны средства аэробики и других современных видов гимнастики для школьников с учетом урочной формы (таблица). Многофункциональность предложенных средств современных видов гимнастики позволяет применять их в различных частях урока, эффективно решая задачи физического воспитания школьников.

Таблица

Распределение средств современных видов гимнастики для учащихся общеобразовательных школ

Средства современных видов гимнастики

Соотношение средств по частям урока, %

подготовительная

основная

заключительная

Оздоровительная аэробика

25

30

35

Шейпинг

15

15

15

Калланетика

25

10

15

Фитнес-йога

5

10

5

Стретчинг

5

10

5

Дыхательная гимнастика

5

5

5

Гимнастика для глаз

15

5

10

"Пальчиковая" гимнастика

5

15

10

Практические рекомендации

1. Изучение состояния здоровья учащихся показало, что в большинстве своём подрастающее поколение имеет отклонение в здоровье. Постоянное нахождение во время уроков за партой характеризуется гиподинамией, однообразием двигательных действий преимущественно руками, вынужденной статической рабочей позой, повышенными требованиями к зрительному анализатору. Такие особенности учебной деятельности школьников оказывают  повышенную нагрузку на функции центральной нервной системы, что снижает уровень работоспособности.

2. Длительное воздействие особенностей учебной деятельности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, уровне физического развития, физической подготовленности учащихся учреждений начального профессионального образования.

3. С целью повышения работоспособности и совершенствования физических, психических качеств школьников успешно используются различные физические упражнения. Подбор таких упражнений необходимо проводить исходя из требований программы, оснащенности спортивных залов, возможностей педагога по физической культуре.

В статье нами предложены современные виды гимнастики такие виды как, аэробика, шейпинг, калланетика, фитнес-йога, стретчинг и др.

4. Использование средств современных видов гимнастики в школьной программе показывает их высокую эффективность.

Список литературы

1.        Акишин, Б.А. Пути повышения интереса к занятиям физической культурой / Б.А. Акишин. – Тула, 2002. – С. 8-10.

2.        Лаврухина,  Г.М. Фитнес. Учебно-методическое пособие /Г.М. Лаврухина. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 42 с. –ISBN 5-7065-0467-9.

3.        Иванова, О.А. Занимайтесь ритмической гимнастикой / О.А. Иванова. – М.: Советский спорт, 1988. – 63 с.

 

ЗАЯВКА

АЙЗЯТУЛЛОВА ГУЛЬНАРА РАФАИЛЬЕВНА

Кандидат педагогических наук, ст. преподаватель

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и туризма им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Адрес эл. почты: top-gulia@rambler.ru

Телефон: 8 (909) 5901345

Вид участия: публикация.