Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах

Нор  Ирина Юрьевна

Информационная карта инновационного педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Нор Ирины Юрьевны, учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»

I. Формальные параметры

1.1.Наименование педагогического опыта

Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах

1.2.Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

        

1.3.Период формирования и  функционирования опыта

2009-2013 г.г.

1.4.Адрес педагогического опыта

 Указывается адрес школы

II. Содержательные параметры

1.Актуальность опыта

1.1. Соотнесенность инновационного опыта с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования.

Актуальность данного инновационного педагогического опыта определяется рядом социальных, педагогических и практических факторов:

- требованием повышения качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к саморазвитию и самовыражению;

- необходимостью формирования всесторонне развитой личности учащихся в рамках учебно-познавательной деятельности вследствие обязательной включенности в образовательный процесс средней школы;

- необходимостью повышения качества учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся на основе полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса.

В новом образовательном направлении основной акцент делается не на усвоение информации или знания, а на развитие диалогического мышления.

Школа должна ориентироваться не просто на воспитание личности, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а реальное использование этих способностей будет вести самого ученика к формированию его личности.

1.2. Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике.

Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества, что иобозначено рядом противоречий, которые явно прослеживаются в школьном образовании между:

1. Требованиями, предъявляемыми к выпускникам школ, прописанными в стандартах второго поколения по русскому языку и литературе и готовностью педагогов к их выполнению;

2.Сознательным, осмысленным усвоением и формальным усвоением;

3.Объемом информации по предмету и количеством часов, отведенных программой на его изучение;

4.Учебными задачами - жизненными задачами.

Таким образом, я убеждена в том, что школа должна ориентироваться на воспитание личности, конкурентоспособной, творчески мыслящей, готовой работать со знаниями, умеющей организовать творческую деятельность и готовой создавать условия для её воплощения в жизнь. Одним из важнейших условий повышения  эффективности  учебного процесса является развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка, что  помогает ученикам лучше справиться с требованиями программы, у детей развивается логическое мышление, возникает  внутренний мотив учебной и творческой деятельности.

2.Содержательная форма представления педагогического опыта

2.1. Целесообразность предложенной формы существования инновационного педагогического опыта (проект).

 Инновационный проект: «Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах».

Участники: учащиеся 5-8 классов, учителя русского языка и литературы, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог.

Возраст: 10 – 14 лет.

Срок реализации: 4 года.

Концептуальная идея:

 1)Осуществление государственно-общественной поддержки педагогов в разработке и реализации образовательной системы;

 2)Создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

3) Поиск активных форм вовлечения учащихся в диалог для формирования прочных знаний, умений, навыков;

4) Реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся;

5) Включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

6) Усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности, в том числе и творческую деятельность;

7) Создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

8) Обеспечение благоприятного психологического микроклимата для каждого учащегося в процессе диалога на уроке русского языка.

9) Искусная работа на уроке с субъективным опытом ученика. Учитель здесь уже не выступает в роли всезнающего энциклопедиста и судьи, имеющего в кармане готовую истину.

10) Научить ученика задавать вопросы и задаваться вопросами, действительно важными и значимыми для ученика, т. к. учебный диалог становится более продуктивным, когда обсуждаются вопросы, возникающие в логике развития мышления самого ребенка.

Цель данного инновационного проекта состоит в создании методики диалогового обучения по русскому языку в      5 – 8 классах и проверке её эффективности на уроках русского языка в средней школе. 

Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по теме и сформулировать выводы, связанные с развитием коммуникативных способностей учащихся через организацию внедрения учебного диалога на уроках  русскому языку в 5-8 классах;
  2. проанализировать состояние школьного преподавания, программы, учебники, учебные пособия и дидактические материалы с позиции возможности организации и проведения учебного диалога о русском языке как средства активизации деятельности учащихся и развития их речи;
  3. выявить специфику учебного диалога как речевого явления;
  4. определить исходный уровень сформированности  у учащихся средней школы коммуникативно-речевых умений, необходимых для участия в учебном диалоге на уроках русского языка;
  5. разработать технологию организации и проведения учебного диалога на уроках русского языка и проверить её эффективность.

При решении поставленных задач использовались следующие методы:

  1. анализ школьных программ, учебников и учебных пособий со стороны наличия материалов для ведения учебного диалога о русском языке;
  2. изучение учебного процесса и путей формирования  у учащихся 5-8 классов коммуникативно-речевых умений в процессе учебного диалога;
  3. апробация разработанной технологии;
  4. анализ результатов, обобщение материалов, полученных в ходе работы над темой.

2.2. Соответствие предложенной формы инновационного педагогического опыта общепедагогическим требованиям.

Всё  описанное выше   позволило создать в урочной и внеурочной деятельности  по русскому языку и литературе развивающую образовательную среду, которая позволила в урочной деятельности  повысить качество знаний учащихся, вовлечь в процесс усвоения знаний всех учащихся, сформировать коммуникативную,  информационную - компетенции учащихся по обозначенным предметам,   использовать полученные знания при  изучении других предметов.

Реализация проекта в образовательном процессе  проходит по нескольким направлениям:

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Организационные  формы по направлениям

  1. Разные виды учебных занятий (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ).
  2. Беседы с детьми на лингвистические темы.
  3. Интеллектуальные  игры по русскому языку.
  4. Праздники, развлечения.
  5. Участие в конкурсах.
  6. Выступления детей на различных мероприятиях.
  7. Написание лингвистических сказок.
  8. Выпуск школьной газеты.
  9. Индивидуальная и самостоятельная творческая деятельность.
  1. Консультации  с Зуйковой Г. И., завучем по учебно-методической работе.
  2. Открытые учебные занятия для педагогов.
  3. Мастер – классы для педагогов.
  4. Выступления на педсоветах и конференциях.
  5. Распространение опыта работы среди коллег.
  6. Взаимодействие с педагогами-организаторами и узкими специалистами (педагогом – психологом).

3.Инновационная направленность педагогического опыта

3.1. Оценка новизны педагогического опыта в прикладном  плане.

Инновационность и новизна достигаются  использованием в практике преподавания предмета  педагогических «находок»: написание лингвистических сказок, статей в школьную газету, формирующих мотивацию к творческой деятельности и участию в конкурсах разного уровня, которые способствуют повышению уровня коммуникативных способностей учащихся.

Именно с коммуникацией связывается, в конечном счете, функция языка. Так устроен человек, что, познавая что-либо, он ощущает потребность делиться своими открытиями с другими людьми. Л.С.Выготский выразил это афористично: «Мысль совершается в слове»[1]. При этом наша мысль неразрывно связана с чувством.

Учебные и жизненные задачи должны идти не параллельно, а рука об руку, вместе. Соединение этих задач видится в коммуникативной направленности русского языка, т.е. в осмыслении языка как средства самоопределения личности, ее культурной самореализации и обучении ему как средству коммуникации.

 Сама жизнь ставит перед учителями определенную цель:

  1. научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне;
  2. научить общаться с разными людьми в различных ситуациях и не стыдиться своей речи, что прописано ФГОС второго поколения.

 3.2. Оценка новизны педагогического опыта в теоретическом плане.

Теоретической основой инновационной деятельности является положение о развитии личности школьника, изложенное в современных концепциях школьного образования С. Н. Батракова,  С. П. Лавлинского,  С. Ю. Курганова,  А. М. Матюшкина,  В. В. Рубцова,  А. В. Хуторского,  И. С. Якиманской, связанное с формированием лингвистического мировоззрения, ценностных ориентаций, активизацией познавательной деятельности и коммуникативно – речевым развитием учащихся.

Учебный диалог активизирует деятельность детей, развивает их мышление и речь, приучает рассуждать логично, учит отстаивать свою точку зрения. При особом внимании к речевому общению не снимается задача изучения системы языка, так как при свободном ведении диалога важно владение речью, в котором отражено понимание лингвистических закономерностей, демонстрируется правильный отбор языковых средств и даются терминологически точные учебно-научные формулировки понятий.

Теоретическая значимость проекта определяется новизной и характером предпринятых действий:

-отобраны приёмы активизации деятельности учащихся и развития их речи на уроках - диалогах;

-конкретизированы коммуникативные умения учащихся, активизирующие их участие в диалоге (умение учитывать тему диалога как узкую и широкую, поддерживать или опровергать тезисы участников диалога, приводить необходимые аргументы или контраргументы и т.д.).

4.Методологическая база опыта

4.1. Система принципов и подходов, целесообразность их использования.

Идея изменений: развитие коммуникативно - речевого  потенциала личности учащихся и активизации их деятельности через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах осуществляется через

принципы педагогического опыта:  

принцип создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность попробовать свои силы;

принцип творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно–образовательный процесс (мастер – классы, открытые занятия, конкурсы).

Методические приемы, организующие учебный диалог.

«Сократическое расшатывание». Заключается в том, что учебная задача ставится в споре с дразнящим Собеседником, подвергающим “сократическому расшатыванию” эмпирические знания учащихся, заставляющим детей мыслить “от себя”.

«Сгущение» позиции.  Особое внимание обращаю на детские гипотезы, вопросы, переопределяющие учебную задачу. В ходе урока-диалога в этих гипотезах, вопросах, образах учащихся “сгущается” их личностное отношение к предмету, собственная позиция.

Эксперимент. Важным методическим “ходом”, организующим диалог на уроке, приемом, всегда используемым самими детьми, является обращение к эксперименту.

Большинство учебных диалогов отличается одной особенностью. Завершаясь, они как бы возвращаются к своему началу.

4.2.Понятийно – терминологический аппарат инновационного педагогического опыта, его полнота и обоснованность.

Диалог (от dia — через, logos — слово, взаимодействие посредством слова) — не разговор двух или более лиц. Не обмен информацией, не борьба мнений, а полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве внешнего порядка. Диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта.

Учебный диалог — сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций. 

Учебный диалог начинается с индукции — словесного поиска частных проявлений исследуемого явления и возникает каждый раз заново при наличии мотивов учащихся и возникающих противоречий с новыми знаниями. Мотивация - личностная основа творческого отношения к учению, которая нуждается в стимулировании внешними обстоятельствами. Стимулирует участников диалога, по мнению Т. П.Дикун, кандидата педагогических наук ОГПУ, противостояние, столкновение в понимании противоречия.

 Диалог «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник» — это диалог человека с человеком (имеются в виду все богатства их личностей), а не просто обучающего и обучающегося, хотя обучение и свело их на уроке друг с другом. Движущими силами общения должны быть две стороны и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые.

4.3. Теоретическая оснащенность инновационного педагогического опыта.  

Успешность развития коммуникативного потенциала личности в образовательной системе определяется концептуальными идеями диалогического подхода в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С., А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся на мнении, что: 1. диалогический  подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе; 2. ядро учебного диалога — диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому может идти исследование, поиск, выдвижение и решение возникающих творческих задач; 3. выстраивать учебный процесс в логике диалога умеет лишь педагог, принявший идеи личностно - ориентированный парадигмы обучения; 4. важное умение учителя — искусно работать на уроке с субъективным опытом ученика. Учитель здесь уже не выступает в роли всезнающего энциклопедиста и судьи, имеющего в кармане готовую истину. Он – соратник коллективного поиска, его цель – стимулировать и облегчить поиск. Он – «дирижер» («режиссер»), «рядовой музыкант» в интеллектуальной импровизации, исход которой ему далеко не всегда ясен. Задача учителя создать условия для разработки технологии мысли и тем самым «окультурить», «опредметить» способы учебной работы; 5. важно учить мыслительным навыкам. Важно научить решать задачи. Но не менее важно проводить уроки, на которых учащиеся учатся видеть проблемы в самых простых, элементарных, привычных вещах.                        Обучение диалогу – это обучение проблемам.

Урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения (например, к восхождению от абстрактного к конкретному). Сравнение структуры урока - диалога со структурой традиционного урока показывает, что в первом обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы.

5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта

5.1. Оценка целевого компонента инновационного педагогического опыта (полнота, конкретность, направленность на результаты).

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах  образования и собственно      жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Проект «Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах», над которым я работаю с 2009 года, позволил мне увидеть конкретный результат. Внедрение учебного диалога позволяет упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося. В основу содержания проекта положен личностно-ориентированный подход, который позволяет: согласовать цели обучения, поставленные педагогом, с собственными целями обучающихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности обучающихся в учении;  разгрузить учеников не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов; подготовить обучающихся к сознательному и ответственному обучению.

Данный педагогический опыт  позволяет воспитать учеников, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их для решения различных возникающих проблем, уметь видеть эти проблемы в реальной действительности и искать пути их разрешения, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому сегодня как никогда актуальны слова Хуторского А.В.:

 «Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи».[2]

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработана технология, позволяющая организовать систематическую работу по диалогизации школьного курса русского языка в 5 - 8 классах, основанная на коммуникативных умениях учащихся;

2) составлена и апробирована календарно-тематическое планирование, учитывающая активизацию деятельности и развитие речи школьников.

Работа над педагогическим проектом сориентирована в следующем:

1.Инновационный проект «Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах».

2.Электронный вариант инновационного проекта.

3.Рабочие варианты структуры, концептуальности и функциональности образовательного пространства, которые определяют для педагогических работников школы приоритеты в выполнении стандартов второго поколения по русскому языку и литературе.

4.Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку с использованием современных образовательных технологий, в том числе ИКТ.

5.Электронный вариант мониторинга речевого развития личности ребенка в образовательном  пространстве школы.

6. Электронный архив кабинета русского языка в школе.

7.Рабочее календарно-тематическое планирование    проведения уроков – диалогов по русскому языку в 5-7 классах состоит из пяти разделов: «Программный материал», «Содержание урока», «Формы работы». «Активизация учащихся», «Развитие речи учащихся». (Приложение №1)

8. Программа внеурочной деятельности школьников по лингвистике.

5.2. Оценка содержательного компонента инновационного педагогического опыта (полнота предметно-смыслового представления). Учебный диалог позволяет целенаправленно обогащать речь школьников, способствует усвоению образцов речи учителя, коррекции речевых действий учащихся.

Диалог ставит ученика в условия, позволяющие более глубоко переработать предложенный материал, найти собственные речевые выражения, где учитель добивается, чтобы речь учащихся была логически последовательной, точной, лаконичной, доказательной и вместе с тем выразительной.

Диалог позволяет учащимся: совершенствовать логику изложения мысли, точность выражения, ясность, системность, лаконизм, богатство словарного запаса; обогащать экспрессивные стороны речевой деятельности, которые создают эмоциональную атмосферу, придают эмоциональный тонус речевой деятельности и развивают выразительность, образность, эмоциональность, правильную интонацию; более эффективно овладеть литературными нормами современного языка; стимулировать, способности к саморазвитию, самореализации – развивать свой творческий потенциал.

Следовательно, умению строить  диалог нужно учиться. Это входит в круг профессиональных обязанностей педагога, поскольку форма и содержание основных и факультативных курсов русского языка обеспечивают условия для эффективного освоения культуры диалога.

Ученик – хозяин на уроке и активная движущая сила. Весь учебный процесс должен происходить при полной заинтересованности ребёнка и его непосредственном активном участии.

Считаю, что при сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса,  диалоговое обучение изменяет привычные, транслирующие (передаточные) формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В процессе диалога вырабатываются правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:

-важно не только умение говорить, но и умение слушать;

-необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая избыточности информации;

-нужно уметь задавать вопросы, помогающие обрести истину;

-критикуем идеи, а не личности.

Использование диалога как метода развития коммуникативных способностей, различных приемов поисковой и творческой деятельности, разнообразных видов проведения учебных занятий (урок – «восхождение», урок – диалог и т. д.) позволяют направленно формировать у детей познавательный интерес к предмету, желание творить, создавать прекрасное.

5.3. Оценка процессуального компонента инновационного педагогического опыта (формы, методы и средства).

Для достижения цели и задач необходимо было решить следующие частные методические задачи:

Определить методы и приёмы, средства, обеспечивающие эффективность учебного диалога;

Составить календарно-тематическое планирование проведения уроков-диалогов, включающее  формы работы по активизации учащихся и развитие их речи;

Проверить эффективность предложенной системы курса русского языка в 5 - 8 классах.

Использование современных образовательных технологий: игровые, интеграция, ИКТ, проектный метод  

Технология учебного диалога:

Методы постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации  к учебному диалогу

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Приёмы создания ситуации учебного диалога

…Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

А) Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Б) Предъявить научный факт сообщением, расчётом, экспериментом, наглядностью. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

…Система посильных для учеников вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет сформулировать тему урока. Необходимо безоценочное принятие ошибочных ответов.

…Учитель предваряет сообщение готовой темы, либо интригующим материалом (приём «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (приём «актуальность»), либо оба приёма одновременно.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Презентация групповых решений учебной задачи может происходить в различных вариантах.

Совместно – индивидуальная форма: каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них избирается лучшее.

Такая организация оправдывает себя на уроках повторения пройденного материала.

Совместно – последовательная форма: результат деятельности каждой группы становиться, как в мозаике, определенной ступенькой к решению общей проблемы. Данная форма является удачной для уроков обобщений.

Средства: мультимедийная установка, музыкальный центр, аудио – видеозаписи музыкального материала.

6. Психологическая целесообразность педагогического опыта

6.1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Основными субъектами, вовлечёнными в реализацию проекта, являются дети 5-8 классов.

Работая над развитием коммуникативных способностей, учитываются плюсы и минусы психологического возрастного развития:

«минус» - дети этого возраста не хотят верить безоговорочно истинам;

-они не научились адекватно реагировать на критику: самолюбие их очень ранимо.

«плюс» - поиск смысла жизни, потребность быть значимой личностью, к мнению которой прислушиваются;

-стремление осмыслить ситуацию, принять участие в усовершенствовании себя и мира.

Учитывая возрастные и индивидуальные способности детей, составлен план реализации инновационного опыта. Это помогает развивать коммуникативные способности, мышление, творческую фантазию на уровне данного возраста.

6.2. Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта.

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие коммуникативных способностей учащихся, умение слышать и понимать друг друга, грамотно, точно логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения. Обеспечивает целенаправленный поиск информации в различных источниках, оценивать и редактировать текст.

Развитие коммуникативных способностей через диалог позволяет познать явления и закономерности  языка. У детей активизируется память и творческое воображение, развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Он способствует повышению интереса к предмету и развитию коммуникативных способностей учащихся.

Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта прослеживается в вовлечении педагогических работников школы (учителя-предметники образовательной области «Русский язык и литература», педагоги дополнительного образования, классные руководители, ученики и их родители)  в осуществление опыта, для которых он и предназначен.

7. Социальная направленность педагогического опыта

7.1. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников) 

Для реализации здоровьесберегающих технологий и создания на уроках русского языка и литературы ситуации успеха использую метод диалогового обучения, который заключается не только в расширении педагогического воздействия, но и в том, что обучение ведется в активном  взаимодействии учащихся с педагогом и между собой с того уровня, на котором находится обучаемый.  Это помогает реализовать логическое творческое мышление, повышает интерес к предмету, служит созданию на уроке ситуаций успеха, а также развивает коммуникативные и организаторские способности. А это связано с тем, что наше современное общество и изменения, происходящие в нём, обуславливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, формирования активной жизненной позиции. Нацеленность опыта на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, что является главенствующим в стандартах второго поколения.

7.2.Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

  Данный опыт реализуется в интеграции с воспитателями и узкими специалистами (педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором) при проведении совместных мероприятий, при создании творческих работ и их представлении на школьном, городском и Российском уровнях.  Для педагога-психолога это возможность проследить за ростом ученика как личности, увидеть как развитие коммуникативных способностей влияет на память, воображение, волю. Возможность профессиональной самореализации учителя как участника реализации  опыта: диплом II степени конкурса «Учитель года - 2012»; выступление на школьной конференции, участие в конкурсе Российского уровня.

8. Воспроизводимость педагогического опыта

8.1. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Воспроизводимость  педагогического опыта другими педагогами возможна без проблем на любом уровне. Добавочных экономических затрат этот опыт не требует. Достаточно  изучить его технологию,  приспособить к своему мастерству, определить свою линию.

Данная методическая система универсальна для всех предметов, для учебной и внеучебной деятельности;   предназначена для использования в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся.

На основе данного опыта проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия и выступления.

Принимаю активное участие в профессиональных конкурсах на городском и российском уровнях, публикации в периодической печати, интернет-сайтах.

8.2.Ареал воспроизведения педагогического опыта.

Данный проект распространяется на уровне  школьных образовательных учреждений города (защита проекта в рамках городского этапа конкурса «Учитель года - 2012»). Проект  представлен  творческой группе педагогов России ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование» (диссеминация опыта работы) г. Москва, 2013г.  Широко используется учителями творческие, открытые задания: создание презентаций, эссе, сочинений, составление писем авторам и героям произведений и т.д.

8.3. Эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей. Данный педагогический опыт завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей. Другими словами, требуется высокий профессионал, потому что в данной ситуации важен каждый момент, только тогда мы получим желаемый результат. Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей, спокойной доброжелательной обстановки в группе и творческого педагога.

9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта

9.1. Отражение минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечиванию.

Кадровые ресурсы: учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, родители.

Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной материально-технической базы школы  для развития коммуникативной   компетенции  личности ребенка. Учебный кабинет русского языка как лаборатория по применению информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств обучения русскому языку. Компьютерные программы для демонстрации интерактивного материала, мультимедийные энциклопедии используются в качестве катализаторов мотиваций детей к коммуникативным действиям, формированию навыков и умений применять знания на практике.

Информационно-методическая среда: теоретико - практические, учебно - методические семинары.

Информационные ресурсы: теоретические работы, дополнительная и справочная литература,  интернет, ЦОРы.

Научно-методические ресурсы: повышения квалификации педагогических работников школы.

Мною пройдены модульных курсы «Искусство договариваться, или как понять других людей и донести свою точку зрения» в рамках проекта «Школа цифрового века» от 03.02. 2013г., г.  Москва.

III. Результативные параметры

10.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

10.1.1.Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных результатов. Объём информации, который приходится запоминать учащимся, очень велик. Чтобы каким-то образом облегчить запоминание правил и формирование навыков их применения на письме, необходимо использовать на уроках диалог, который позволяет усвоить знания, добытые усилием собственной мыслительной деятельности, а не преподнесенные «на тарелочке». Наверное, многие со мной согласятся, что то, что добыто собственным усилием, а тем более усилием собственной мысли, вряд ли забудется и, следовательно, даст свои результаты на практике.

Данный инновационный опыт эффективен: повышает и развивает интерес обучающихся к предметам; развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, что крайне необходимо при сдаче ГИА и ЕГЭ. В большей степени он способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы; снимают утомляемость, перенапряжение учащихся, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников, устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; положительная динамики уровня обученности; качественная динамика мотивации учебной деятельности.

Мониторинг  результативности учебного процесса по предмету «русский язык» в классах:

Учебный год

Обучаются на «4» и «5»

Динамика

Успеваемость

2009/2010

38%

98%

2010/2011

45%

+0,3

100%

2011/2012

32%

-0,8

100%

2012/2013 (1 полугодие)[3]

50%

+0,9

100%

10.1.2. Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности предметных результатов.  Приложение № 2 (приведены данные за период с 2009 по 2013 1 полугодие).

10.2.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) метапредметных результатов.

Поскольку приоритетным направлением данного инновационного опыта является формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а использование этих способностей ведет ученика к формированию его личности, из этого определяются метапредметные результаты инновационного педагогического опыта:

Конкретному ученику: осознание включенности в общую работу; коммуникативную готовность к работе в группе на всех предметах гуманитарного цикла (и не только); развитие личностной рефлексии (написание лингвистических сказок т.д.); становление активной, субъективной позиции в учебной (и иной) деятельности; умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, сконструировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умение определять сферу своих интересов.

Учебной микрогруппе: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно–ориентированного единства группы; поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Классу: формирование класса как групповой общности; систему оценки процесса и результата совместной деятельности; повышение познавательной активности класса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

Связке «класс - учитель»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; нахождение общих для обеих сторон целей учебной работы; многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

10.2.2. Наличие  и рейтинг успешности участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ как подтверждение сформированности метапредметных результатов.  Приложение № 3(приведены данные за период с 2009 по 2013 1 полугодие).

Можно с уверенностью сказать о том, что процесс внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс послужил повышению коммуникативных и творческих способностей учащихся, что видно из диагностики коммуникативных и творческих способностей учащихся, который был проведён совместно с педагогом-психологом школы Верещагиной Е. Ю.

Результаты  диагностики коммуникативных и творческих способностей учащихся 8 классов, начиная с 2009 г. по январь 2013г. :

Процент обучающихся с высоким уровнем развития

коммуникативные

творческие

5 класс

9% до 14%

8% до 15%

6 класс

14% до 19%

13% до 24%

7 класс

16% до 30%

24% до 36%

8  класс

с 18% до 46%

с 23% до 38%

10.3.1. Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) личностных результатов. (Приложение №4)

Каждый структурный элемент эвристического диалога важен и играет свою роль в развитии личности школьника. Работа последовательна над каждым этапом эвристического задания, что позволяет формировать и совершенствовать в себе целый комплекс знаний и умений, ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую.  Формирование ключевых компетенций школьников; совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности; высокий уровень читательской активности и мотивации к изучению предмета; повышение качества знаний в процессе преподавания предмета; высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности. 

10.3.2. Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью как подтверждение сформированности личностных результатов. Эффективность педагогического опыта прослеживается в  достижениях детей, они являются участниками и призерами школьных,  городских, Всероссийских и международных конкурсов и проектов.

В рамках реализации опыта дети участвуют в реализации социального проекта – выпуск школьной газеты «Аист inform», что способствует становлению личности учащихся, развитию творческих способностей, навыка публицистических выступлений, оказание помощи в нахождении учащимися жизненных ориентиров и профориентации, формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма. На страницах газеты учащиеся размещают свои статьи, лингвистические сказки др. материал творческого характера.

10.4. Направленность инновационного педагогического опыта на улучшение (существенное обогащение, кардинальное преобразование) существующей образовательной ситуации. В результате сотрудничества можно сформировать у школьника творческое мышление: подвергать критическому анализу существующие знания; видеть границы определённых теорий и законов; не бояться выходить за рамки общепринятого; не подгонять факты под готовые представления о них. Все достоинства такого метода обучения, как диалог, делают его одним из эффективных методов развивающего обучения, позволяющим перенести традиционное обучение в русло современных технологий.

В рамках педагогического опыта разработано календарно-тематическое планирование уроков-диалогов по русскому языку в 5-7 классах и программа внеурочной деятельности школьников по лингвистике. Данная разработка успешно прошла апробацию и реализуются в образовательном учреждении города.  

11. Распространение  педагогического опыта

11.1. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.

Данный опыт распространяется в рамках школы, города и был представлен творческой группе педагогов России.

Выступление на педсовете «Учебник – основы формирования ЗУН учащихся» (февраль 2011г.)

Обучение по теме «Конкурсы профессионального мастерства как демонстрация эффективных педагогических практик: интерактивные технологии» (17 февраля 2011г.)

Мастер-класс «На ошибках учатся» (2012 г.);

Презентация инновационного опыта «Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-8 классах» на городском уровне.  2012г.

В рамках учебного занятия по русскому языку «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте» (городской уровень от 08.11. 2012)

Классный час на тему «Плюсы и минусы виртуального общения» (городской уровень 2012)

Выступление на школьной конференции в рамках реализации школьной программы по итогам 2007-2012гг.;

Являюсь участником творческой группы педагогов России ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование», где представлен инновационный педагогический опыт. (Свидетельство № 51-ДИ от 03.02. 2013 г. Москва)

Данный инновационный педагогический опыт распространен в интернет сообществе «Педагогический мир»; практические материалы размещены на личном сайте в социальной сети работников образования

11.2 Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах как подтверждение признания опыта педагогическим сообществом.

2010г.   Призёр школьного профессионального конкурса «Партнёр» в номинации «Стремление»

2012г.   Диплом второй степени в городском конкурсе «Учитель года - 2012»

2012г. Диплом участника «Всероссийской педагогической видеоконференции» по теме «Гуманитарная экспертиза педагогической мастерской»

2012г.  Почётные грамоты Департамента образования и молодёжной политики  (Приказ № 966 от 27. 07. 2012 г.) и Комитета по образованию Администрации города за высокий профессионализм, добросовестный труд в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов. (Приказ № 371 от 24.05. 2011г.)

Сертификат участника Всероссийского творческого конкурса «Педагогическое мастерство - 2012» от 13. 11. 2012г.

Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта г. Москва.

12. Стабильность педагогической эффективности  опыта

12.1.Обоснованность стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении нескольких лет. 

Реализуя данный инновационный педагогический опыт, воспитанники приобретают новые навыки, знания и умения.  Видна динамика развития по усвоению программного материала на примере 8 классов в период с 2009 по 2013 гг..

5 класс

6 класс

7класс

8 класс

2009-2010

98%

-

-

100%

2010-2011

-

100%

-

2011-2012

100%

100%

2012-2013 1 полугодие

-

100%

100 %

100 %

Система контроля над результатами инновационной деятельности представлена в карте речевого развития, где ходе исследования промежуточных и итоговых результатов проводится изучение развития коммуникативных способностей ученика:

  1. скорость сознательного изучающего чтения вслух текста;
  2. письмо и правописание;
  3. речь (письменная).  (Карта речевого развития. Приложение № 5)

12.2 Неслучайность влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении. Учащиеся, используя полученные знания, умения и навыки применяют в свободной самостоятельной деятельности. 60% учащихся вовлечены в творческую деятельность: принимают участие и являются победителями олимпиад и конкурсов разных уровней. 90% детей владеют навыками общения и поведения в соответствии с нравственными и эстетическими нормами, включающими коммуникативные умения и навыки саморегуляции.

12.3 Процент обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся (воспитанников), обучаемых данным педагогом.

Внедрение педагогического проекта позволило добиться устойчивых, положительных результатов обучающихся.

13. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

13.1. Оценка репрезентативности внедрения инновационного педагогического опыта (количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта)

В реализации инновационного опыта проводится большая работа с педагогами – коллегами, воспитателя, родителями:

  1. Защите инновационного педагогического опыта в рамках городского этапа конкурса «Учитель года-2012». Были вовлечены 35 учителей города.
  2. Ежегодные научно-практических конференции и  теоретико-практические семинары для учителей школы №2. Участвовало 75 учителей.
  3. Открытый урок на городском уровне «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте». 12 учащихся, 20 учителей, 6 родителей.
  4. Внеклассное мероприятие на городском уровне «Плюсы и минусы виртуального общения». 14 учащихся, 26 учителей, 7 родителей.
  5. Мастер-класс «На ошибках учатся» (город) для педагогов. 43 педагога было вовлечено.
  6. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и Умницы». Педагогов - 8, учеников – 42.
  7. Выступление на педсовете «Учебник – основы формирования ЗУН учащихся». 75 учителей
  8. Опыт представлен творческой группе педагогов России ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование».

Количество вовлеченных субъектов составило: 88 детей, 340 педагогов, 11 родителей.

Количество детей, участвующих в реализации инновационного педагогического опыта

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Итого

2009-2010 уч.г.

52

-

-

14

68

2010-2011 уч.г.

-

53

-

-

53

2011-2012 уч.г.

14

-

54

-

68

2012-2013 уч.г.

-

14

14

54

82

За проделанную работу имею сертификат «Учитель цифрового века» за применение в работе современных информационных технологий: эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века» в 2011/12 учебном году. г. Москва.

Награждена  Почётными грамотами Департамента образования и молодёжной политики по образованию Администрации города за высокий профессионализм, добросовестный труд в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов.

14. Публикация  педагогического опыта в печати

14.1. Отраженность инновационного педагогического опыта в научно – методических журналах, материалах методических и научно – практических конференциях, сборниках и моногорафиях (с точки зрения полноты и достаточности количества публикаций)    

1. Нор И. Ю. Роль диалога в учебной деятельности // Оптимизация качества жизни школьника. Из опыта работы / сост.       Г. И. Зуйкова, Л. А. Лукина. Тюмень: Информационно-издательский центр МБОУ СОШ № 2, 2011, с. 103-106.

2. Нор И. Ю. Конспект учебного занятия русскому языку  «Правописание глаголов прошедшего времени» (5 класс). Сайт МБОУ СОШ №2.

3.Публикация учебно - методического материала «Педагогическое мастерство» на сайте ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование». г. Москва.

4. «Педагогический мир»: статья «Роль диалога в учебной деятельности», г. Москва, 2012.

5. Развитие коммуникативных способностей через организацию внедрения учебного диалога на уроках русского языка в 5-7 классах. Сайт ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование».

6. На своём сайте.

7. Нор И. Ю. Формы и методы организации внеурочной деятельности школьников по лингвистике // Из опыта работы педагогов МБОУ СОШ №2 по оптимизации учебно-воспитательного процесса и улучшения качества жизни школьника / сост. Г. И. Зуйкова, Н. А. Голиков: Информационно-издательский центр МБОУ СОШ № 2, 2013, с. 82.

Директор школы                                                            

М.П.

С результатами ознакомлена:                                      

«_____»______________2013 г.


[1] Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1934. – С. 84.

[2] Хуторский А. В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.

[3]3результаты административной контрольной работы за 1 полугодие