Нор Ирина Юрьевна

сайт учителя русского языка и литературы

Важная задача цивилизации - научить человека мыслить. Эдисон

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Оптимальное использование современных технологий в образовательном процессе (личностно-ориентированное образование)

Увлечения: чтение

Регион: Тюменская область

Место работы: МБОУ СОШ №2

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nor-irina
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

О себе

Если бы всё было так просто! Скульптору  не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А  я учитель – тоже скульптор. Только в отличие от скульптора, из глины которого складываются на века застывшая статуя (которую, если неудача, то можно переделать), каждый учитель имеет дело не бездушной глиной, а живой душой, которая открыта перед ним, его творение - сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в созидании истории, а через руки учителя проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью.
Мы переступили порог нового тысячелетия. И не можем не задумываться о том, какими будут наши ученики.

Мое призвание – учитель. Для меня «учитель» – это жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем.
Мне нравиться каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить…

Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно.
Значит ли это, что семья не входит в число моих приоритетов? Конечно, нет! Я счастливая женщина! Мама! Счастливая! Убеждена, что это одна из главных составляющих успеха и в профессии.
Поэтому  целью моей педагогической философии является формирование свободной творческой личности со своим видением мира, со своими особенностями и возможностями. И, конечно же, талантами.
«Чувства не обманывают, обманывает разум», – слова Гете. Если угодно, – это и есть один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том смысле, что в моих уроках чувства детей всегда найдут себе пищу. Посмеяться шутке, пережить трагическую биографию писателя, героя художественного произведения, удивиться («обыденному») явлению природы или же творению человека, – всему этому найдется место.

Я не случайно выбрала к своим размышлениям смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Так как дальше в ней, на мой взгляд, даётся прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым... Только и всего.
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше трудное время сохранить в ребёнке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания, научить учиться и сделать так, чтобы учение стало его потребностью?

Легче всего мне  признать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподавания, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с учениками... Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас передо мной задача сложнее: стать современным учителем современного ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить инструментарием моих учебных предметов,  познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...

С чего же начать? С урока? Но классический урок со всеми его достоинствами во многом не устраивает меня. Вспоминаю уроки своего детства, когда только указывали: « Это так, а это вот так и не   по-другому», и только требовали: «Ты должен, обязан выучить!» «Читаем правило, закрепляем» в итоге много вопросов неясных, а спросить боишься – засмеют. Сейчас, когда я стала учителем, многое поняла, осознала, что нужно детям. А чего же детям в действительности хочется? Чтобы учитель был лишь асом в своей области? Чтобы постоянно «напрягал» нравоучениями и «мёртвым» содержанием предмета? Чтобы грозил плохой отметкой, если что не так? Ответ, по-моему, очевиден.

Таким образом, моя педагогическая философия основывается на следующем:

Любовь к детям.

Содружество, сотворчество.

Удивляясь – удивляй, увлекаясь – увлекай.

Мои педагогические аксиомы просты:

совместно «добывать», а не «выдавать» знания;

убеждать и советовать, а не «запрещать и требовать»;

выяснять, как надо делать, а не указывать, что;

развивать способности ребёнка, а не реализовываться самой за счёт детей;

позволить ученику быть собой не во вред ему же и окружающим;

Ученик должен видеть результаты своей деятельности.

Так что мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там «рассыпаны». И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я думаю, все вспомнят наше содружество и сотворчество на уроке.

Дети хотят, чтобы педагог был современным! Поэтому нужно стать также юридически грамотным человеком, разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные программы и информационную Сеть, находиться в культурном контексте своего времени. Дети хотят, чтобы педагог был компетентен - и интересен, всегда интересен! «А сегодня будет новенькое, интересненькое что-то?» - и как тут обманешь их ожидания?..

Дети хотят, чтобы... А надо ли вообще «равняться» на то, чего они хотят? Надо! Всегда идти за детьми, быть рядом, думать об их будущем - это сама суть жизни педагога.

  А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Победа ребенка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».
Сейчас мы все переживаем достаточно трудное время. Работа учителя становится менее привлекательной. Была в гостях у преподавателей в университете – удивилась пустым аудиториям. Спрашиваю: «Где студенты?», а мне в ответ: « Не желают они идти в учителя, не престижно это, да и тем более филфак.» Да, случайных людей в нашей профессии не должно быть. И когда я размышляю о смысле и значении великой профессии Учителя, то вспоминаю притчу.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе – спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу. Вот почему я работаю в школе. Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать, как с каждым уроком мои ребята становятся все увереннее. С годами, с опытом работы моя деятельность все больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня.

Я успешный учитель! И дело не в количестве победных и призовых мест, завоеванных моими учениками, и не в количестве званий, полученных мной. Хотя, не буду скрывать своей законной гордости этим. Дело в том, что кем бы ни стали мои ученики, я убеждена, что они станут людьми нравственно деятельными. Людьми с большой буквы!
Что является «золотым ключиком» педагогики? А нет никакого ключика! Не бывает педагогических рецептов и панацеи. Педагогический процесс индивидуален – у каждого истинного педагога свой ключ. Да и вовсе нет никакого ключа, поскольку все дети разные! Вот и получается вывод: педагогика – искусство, а настоящий педагог – художник, творение которого на века, и ему не должно быть безразлично,

Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это в ответе,
Мы его нарисовали.

Поэтому я убеждена в том, что мы, современные учителя, необходимые своей стране сейчас, когда обозначены государством достойные ориентиры.
 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  • Библия.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений
  • Книга мудрости. - СПб.: ИГ "Весь", 2002.

 

Мой взгляд на мир

  • Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.  Али Апшерони.

 

  • Учиться - значит открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь. Ричард Бах.

Моё портфолио

Если вы удачно выберете труд
И вложите в него свою душу,
То счастье само вас отыщет.

Аристотель

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы