«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы»

Симонова Ирина Александровна

Представление опыта работы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskiy_seminar_1.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П роблемно -диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы Симоновой Ирины Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ «Александровская СОШ»

Слайд 2

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда. Древняя мудрость

Слайд 3

ФГОС: каким образом можно получить новый результат ? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Слайд 5

Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний М. М. Бахтин

Слайд 6

Данная технология является: результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Слайд 7

Автор технологии Лауреат премии Правительства РФ Кандидат психологических наук Доцент Мельникова Елена Леонидовна

Слайд 8

Главное «действующее лицо» урока -ученик учащиеся самостоятельно формулируют цели урока; учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах; учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль; учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.

Слайд 9

Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок? 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний . 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания . 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Слайд 11

Виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Слайд 12

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения , вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

Слайд 13

Тип проблемной ситуации С затруднением С удивлением

Слайд 14

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Приёмы Вопросы учащимся 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо? 2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопрос был один? А мнений сколько? » или 2. Задание было одно? А выполнили вы его как? 3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? » 3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле? 4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Слайд 15

Приемы создания проблемных ситуаций «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация с «затруднением» : противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Задачи с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку); с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..); с заведомыми ошибками; с ограничением во времени решения.

Слайд 16

Преимущества технологии проблемного диалога Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся . Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Слайд 17

Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…