Курсовая работа "Межпредметные связи на уроках музыки"

Чеснокова Виктория Александровна

Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Одной из тенденций музыкального образования школьников является прогресс интеграции искусств. Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека. Освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.

Предметом исследования является методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как одного из способов интеллектуального развития школьников. В его основе лежит соответствие содержания образования природе ребенка и его предрасположенности к творческим видам деятельности, что становится предпосылкой его интеллектуального развития творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx65.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Курсовая работа

Межпредметные связи на уроках музыки в 3 классе

Иванова Виктория Александровна

Специальность 050146

Преподавание в начальных классах

Курс 4, группа 4 «Б»

Научный руководитель:

Снежкова Татьяна Владимировна

Г.Шахты

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1История развития межпредметных связей.

1.2Использование межпредметных связей в начальной школе

на уроках музыки.

1.3Взаимосвязь музыкальной и педагогической подготовки

учителя начальных классов.

2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ

 МУЗЫКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ.

2.1Практическое применение  межпредметных связей на уроках

музыки в третьем классе.

2.2

2.3Игровые методы на уроках музыки в младших классах

общеобразовательной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение.

Одним из важнейших принципов воспитания младших школьников является использование межпредметных связей с другими дисциплинами общественного блока – чтение, изобразительным искусством. Проблема межпредметных связей в системе начальной школы еще не получила должного научного обоснования.

Проблема междисциплинарности находит разнообразные аспекты рассмотрения в научно-методических работах различных авторов. Ученые связывают эти аспекты с понятиями «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи», «синтез».

Актуальность темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области интегрированных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем. Современная школа призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.

Цель исследования: определение значимости межпредметных связей в содержании музыкального обучения младших школьников.

Объект исследования: межпредметные связи на уроках музыки  младших школьников в образовательном процессе школы.

Предмет исследования: определение значимости межпредметных связей в содержании музыкального обучения младших школьников.

Гипотеза: В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем предложения, что межпредметные связи содержании музыкального обучения младших школьников способствует развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления, расширение кругозора и представление о мире в целом.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

-уточнить содержание понятия «эстетическое развитие младших школьников на основе взаимодействия видов искусства»;

-теоретически обосновать и экспериментально проверить модель эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусства в образовательном процессе школы;

-выявить и реализовать педагогические условия эффективного эстетического развития младших школьников на основе взаимодействия видов искусства.

Методы исследования:  теоретические (анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, моделирование, изучение учебно-методической документации по взаимодействию видов искусства); эмпирические (опрос, анкетирование, тестирование, рейтинг, педагогический эксперимент, анализ результатов творческой деятельности младших школьников, наблюдение, самонаблюдение, контент-анализ); методы математической и статистической обработки экспериментальных данных (t-критерий Стьюдента, многофункциональный критерий – углового преобразования Фишера).

1 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1История развития межпредметных связей.

Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегративный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло из-за невозможности человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность  в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин[1]. Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояла в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования.

Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто школьные знания у него так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Потребность преодолеть это противоречие привела к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении. Межпредметные связи в обучении может рассматриваться как цель и как средство обучения. В первом случае под межпредметными связями понимается создание у школьника целостного представления об окружающем мире, во втором – это нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Межпредметные связи должны носить количественный характер: «немного обо всем». Методической основой подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Использование средств музыки можно считать целесообразным по следующим причинам:

1. Осуществляется эстетическое воспитание, через использование музыкальных фрагментов.

2. Используется принцип наглядности, т.к. ученики не только слышат звук, но и видят источник звука, в частности струну, совершающую колебания. Использование камертона не позволяет продемонстрировать колебание его ветвей, из-за малой амплитуды, а колебания струны заметны человеческому взгляду.

3. Развивается логическое мышление учеников, через принцип причинности. Так, например, при введении понятия звуковых колебаний проводят следующие размышления при ответе на вопрос откуда взялся звук: внешняя сила возбуждает колебания в струне, это демонстрируется, эти колебания распространяются в воздухе и достигают нашего уха, мы слышим звук, следовательно звук - это колебания.

4. Используется принцип новизны. Немногие ученики средних общеобразовательных школ имеют доступ к музыкальным инструментам, поэтому наличие такового на уроке возбуждает непроизвольное внимание, интерес, а также непроизвольную память, основанную на чувственном восприятии, которая сохраняется гораздо дольше произвольной памяти.

Использование музыкальных средств можно осуществлять при помощи учителя музыки, или при помощи учеников, занимающихся в музыкальных школах или кружках, если такие ученики имеются в классе, это позволит разрядить обстановку урока, диалога учителя и ученика. Ещё лучше, когда педагог сам знаком с музыкальными инструментами.

1.2Использование межпредметных связей в начальной школе

на уроках музыки 

Специфика современной социокультурной ситуации в России такова, что в первую очередь школа ответственна за воспитание «человека культурного», человека духовного, в жизни которого значимым является эстетический мотив, эстетическое отношение. Вместе с тем воспитание эстетического отношения школьника к различным сторонам действительности осуществляется в основном за рамками учебного процесса. Проблема обостряется дефицитом времени, большой учебной нагрузкой современного школьника. Это делает необходимым использование всех возможностей учебного процесса для приобщения подростка к духовно высоким образам культуры и искусства.

Выбор младших подростков — учащихся 3-х классов — обусловлен отсутствием эстетического интереса в этом возрасте — важнейшем периоде развития мотивационно – потребностной сферы личности, в котором возможно либо пробудить эстетическую активность ученика, либо «погасить» её навсегда, а также качественно новым уровнем изучения предметов образовательных областей искусства.

Учебные предметы — музыка, литература, изобразительное искусство — живопись, графика, скульптура характеризуются направленностью на развитие эстетической культуры школьников (это определено их целями, содержанием). В ходе изучения предметов происходит целенаправленное и систематическое познание языка, лежащего в основе любой культуры, а также языка.

Искусство — одна из форм общественного сознания, отражающая действительность специфическими средствами. Благодаря своей яркой, образной форме, искусство полнее и быстрее других форм общественного сознания воздействует на людей, так как позволяет не только осознать, но и прочувствовать воспринятое[2].

Межпредметные связи учебных предметов, входящих в данные образовательные области, даёт широкие возможности для развития эстетической культуры в целом, становления эстетических интересов подростков. Реализация эстетического потенциала учебного процесса во многом определяется содержательными основами образовательной области. Такие учебные предметы как музыка, литература, ИЗО обладают максимально широкими возможностями для того, чтобы стать источниками этих эстетических интересов.

Знакомство в школе с искусством — целенаправленно происходит в процессе изучения предметов образовательной области «Искусство». В условиях современной социокультурной ситуации это обретает особую значимость: вне искусства не живет ни один человек, «тренаж души» происходит обязательно — или самыми духовно высокими образами, традициями искусств, или самыми примитивными, даже античеловеческими". Понимание неразрывной связи искусств ведёт к проблеме межпредметных связей учебных предметов. Однако вопрос взаимодействия искусств в школьном образовании, поиск путей и средств гармонизации научной, рациональной и эмоционально-образной, художественной формы познания мира до сих пор не решён.

Федеральный государственный Образовательный стандарт начального общего образования  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению,  а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Анализ различных сторон художественно-педагогического диалога выявляет многофункциональность взаимодействия музыки с другими учебными предметами. Объединение различных видов искусства, используемое учителем при организации работы с учащимися, предполагает вариативные способы применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности. В. И. Юдина, обобщая результаты исследований Э. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. Л. Гродзенской, Л. В. Горюновой, выделяет три основных способа применения музыки в учебно-воспитательном процессе: декоративный, иллюстративный и сравнительно-видовой.

Декоративный способ применяется в том случае, когда музыка является фоном, создающим эмоционально-образный настрой на изучение материала основных предметов (изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение и др.).

Иллюстративный способ используется с целью пояснения содержания художественного полотна, стихотворения, литературного фрагмента музыкальным произведением.

Сравнительно-видовой способ направлен на выявление сюжетно-тематической или структурно-композиционной близости произведений музыки, литературы или изобразительного искусства.

Иллюстративный и сравнительно-видовой способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе схожи друг с другом и, представляют собой, по определению Г. П. Шевченко, связывающий тип взаимодействия искусств.

Рассматривая обусловленность типов взаимодействия искусств дидактическими и воспитательными целями учебно-воспитательного процесса, Г. П. Шевченко выделяет также коррелятивный тип взаимодействия искусств – создание эмоционального настроя на уроке и во внеклассной работе; межпредметные связи, где один из видов искусств является доминантным, а произведения искусства подбираются по принципу тематического сходства, и творчески-преобразующий тип – передача художественного образа одного искусства средствами другого. Взаимодействие межпредметных связей на уроках и во внеклассной работе, отмеченное Г.П. Шевченко, способствует установлению языковой общности различных видов искусств, базирующейся на «одновременности» и «параллельности» эмоционального восприятия произведений.

Исходя из представленных в литературе особенностей восприятия музыки слушателями, Т. А. Казарикова определяет также интонационно-образный способ применения музыки в учебно-воспитательном процессе. Данный способ направлен на формирование у младшего школьника целостного восприятия музыкального произведения как прообраза окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленности составляющих музыкальное произведение компонентов, многогранному рассмотрению художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусств.

Интонационно-образный способ применения музыки соответствует мнению В. В. Медушевского об «организации познавательно-эмоциональной деятельности слушателя, непрерывному поддержанию высокой активности и заинтересованности восприятия». Использование данного способа применения музыки в учебно-воспитательном процессе «облегчает процессы распознавания, ориентировки, запоминания» художественных произведений и проявляется «в эффектах ясности, доходчивости, простоты, цельности восприятия» основной темы урока или внеклассного мероприятия.

Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Одной из тенденций музыкального образования школьников является прогресс межпредметных связей. Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека. Освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.

Предметом исследования является методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как одного из способов интеллектуального развития школьников. В его основе лежит соответствие содержания образования природе ребенка и его предрасположенности к творческим видам деятельности, что становится предпосылкой его интеллектуального развития творческого воображения.

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому изучение искусства проходит через пространственную среду. При этом учитывается, что искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах:

♦ среда исторической эпохи;

♦ пространство природы и среды жизни;

♦ пространство и время творения музыкальных произведений;

♦ предметно-пространственные представления музыканта-автора;

♦ среда общения музыканта и живущих рядом людей;

♦ художественное пространство, которое возникает вовремя творения музыки;

♦ пространственное окружение и среда, в которой музыкант творит;

♦ пространство звука, цвета, света, движения и т.д..

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи как один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность:

- включать разные типы художественного мышления;

- визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;

- осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;

- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.

Реализации взаимосвязи музыки и других искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового[3]. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.

Задачи педагогической деятельности:

1. Внедрение на уроках музыки форм и методов работы с заданиями, способствующими интеллектуальному развитию учащихся.

2. Подбор тематического материала, разработка способов творческой работы, направленной на развитие интеллектуальных умений.

3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных детей.

Наиболее результативными средствами достижения цели являются следующие формы и методы организации работы на уроке: тематические уроки; работа с иллюстрацией, литературным текстом; анализ музыкального произведения; индивидуальная и групповая работа; сравнение видов искусств.

При планировании уроков музыки всегда учитывается то, что музыкальный материал необходимо структурировать в определенной последовательности, в соответствии с системой усваиваемых знаний; музыкальные знания учащихся должны базироваться на отношении к музыке как особо организованной речи и в этом контексте должны осмысливаться учащимися средства музыкальной выразительности; практические умения и навыки формируются в процессе учебной деятельности учащихся, которая должна иметь эвристическую творческую направленность.

Методика вполне может предусматривать прохождение достаточно объемного теоретического раздела (сведения о современных направлениях, течениях, школах), а также практического слушания и анализа сложных музыкальных произведений. При этом важно избегать «перегруженности» урока теорией, т.к. основная цель введения нового материала - практическое овладение слушательской культурой, приобретение навыков анализа средств музыкальной выразительности как пути к самостоятельному освоению школьниками лучших образцов современней классической музыки.

1.3Взаимосвязь музыкальной и педагогической подготовки

учителя начальных классов.

В настоящее время, время перестройки и становления новой системы народного образования, системы профессионального педагогического образования, особое значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания студентов педагогических колледжей и университетов, разработка новых учебных курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и различных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения учителей начальной школы. Одним из таких новых подходов является тесное взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже[4]. Следует подчеркнуть, что этот подход не является обычным, традиционным подходом к реализации межпредметных связей. А именно означает новый подход, поскольку органично соединяет и содержание и художественную форму близких видов искусства в учебном процессе.
Процесс эстетического развития студентов в условиях комплексного воздействия разных видов искусств, с одной стороны, как уже отмечалось, носит ярко выраженный характер психологического процесса, с другой - характеризуется всеми особенностями педагогического процесса, А это значит, что процесс эстетического развития личности студента обусловливается как психологическими закономерностями процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эстетических вкусов, потребностей, так и принципами.

Взаимодействие видов искусства позволяет более полно и глубоко изучить конкретные произведения искусств, прочувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета,музыкального звука, обогатить студентов навыками в литературном, изобразительном творчестве[5]. В общеобразовательных учреждениях в настоящее время системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как "Изобразительное искусство", "Музыка", "Мировая художественная культура", "Хореография", а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования, В базисном учебном плане предметная область "Искусство" охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану» Кроме того, в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству.

Сказанное определяет важность значительного улучшения профессиональной подготовки будущего учителя, более эффективного развития и формирования у них духовной культуры» эстетических потребностей, интересов. Особенно если осуществляются подготовка учителя к работе в начальной школе, где особое внимание уделяется эмоционально-чувственному развитию детей, И не случайно в упомянутом выше решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации подчеркивается -в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов, нацеливающих на развитие через искусство, а не на равнодушное заучивание шаблонов. То есть, современное развитие общества выдвигает требования дальнейшего совершенствования подготовки кадров учителей, что предполагает их высокую профессиональную подготовленность наряду с развитой общей культурой. Достижение этой задачи во многом зависит от постановки теоретического, методического и организационного уровня учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте и педагогическом колледже[6]. И здесь очень важна тесная взаимосвязь обучения и воспитания. Значительное место в формировании общей культуры учителя-наставника принадлежит эстетическому воспитанию, призванному сформировать личность молодого учителя. "Чтобы получить эстетическое развитие и быть готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, - пишет один из ведущих ученых В.А.Сластенин, - будущий учитель должен овладеть основами. эстетики и историей развития различных видов искусства, критериями оценки многообразных эстетических явлений жизни и искусства, одним из видов художественно-творческой деятельности (выразительное чтение, рисование, лепка, кино дело, музыка и т.п.), современными методами эстетического воспитания на уроке, во внеурочное время, на факультативных занятиях (создание на уроке и во внеклассной работе эмоционально-эстетической атмосферы, эффективное использование произведений различных видов искусства, организация художественных и творческих кружков, проведение бесед, диспутов, конференций по проблемам эстетики." Таким образом, новые условия профессиональной подготовки кадров учителей начальной школы настоятельно требуют обстоятельной разработки проблем теории и методики эстетического воспитания студентов педагогических училищ и колледжей средствами органического взаимодействия различных видов искусств[7].

В курсе «Музыка», который начал разрабатываться в середине 1990-х годов, приоритетным является междисциплинарный подход. Он позволяет рассматривать музыку «в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим, многим другим».

2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

2.1Практическое применение  межпредметных связей на уроках музыки в третьем классе

В контексте описываемой методики рассмотрим пример знакомства учащихся с маршем.

Следует обратить внимание учащихся на то, что музыка всех маршей (за исключением, конечно, кавалерийских) передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то замедленное - в маршах торжественных и траурных, то спокойное - в обычном, походном марше (даже игрушечные марши изображают хоть и игрушечный шаг, но все-таки шаг одушевленной игрушки). Поэтому марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, практически, ни одной оперы, ни одного балета. Учащиеся сами должны прийти к выводу, что в опере марш чаше всего песенного характера, в балете - танцевального. Такой вывод основывается на интеллектуальном умении сравнивать и обобщать содержательный материал[8].

Самой важной и непростой задачей является сопоставление двух маршей в фортепианном звучании — «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Визе и «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Поскольку учащиеся уже знают, что песня ведет нас в оперу, а танец - в балет, можно предложить им внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать (именно почувствовать, а не умозрительно понять), какой марш из балета и какой из оперы. Важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного и песенный характер другого. Это будет своего рода испытанием того, насколько глубоко в их эмоциональном восприятии складывается представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки.

На последующих уроках эти два марша учащиеся услышат так, как они звучат в спектаклях (в исполнении симфонического оркестра, хора). Важно, чтобы они не только почувствовали, но и осознали различие между маршем песенного характера и маршем танцевального характера (обратить внимание на певучесть мелодии одного марша, танцевальную легкость мелодии другого и т. д.). Чувственное восприятие и осознанное восприятие, отличаясь по механизмам, в совокупности позволяют глубже усваивать изучаемый материал, сохранять его в долговременной памяти[9].

Материалом для занятий по теме «Можем ли мы увидеть музыку» должна стать та музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно конкретные зрительные образы. Примерами такой музыки могут служить хорошо известные сочинения «Попутная песня» М. Глинки, «Полюшко» Л. Книппера, а также самые маленькие песенки из уроков II класса, например, «Дон-дон». Надо, однако, учесть, что зрительные образы возникают в значительной мере благодаря тому, что они описаны в тексте песен или названы в их заглавиях. Это, можно сказать, наиболее простой путь от музыки к зрительным образам (тут часто возникает даже опасность того, что ученики не столько слушают музыку таких сочинений, сколько мысленно фантазируют по поводу их текста или названия).

Более сложная связь со зрительными образами устанавливается в программной (особенно изобразительного характера) музыке, которая направляет наше восприятие по совершенно точному пути. Однако учащимся 3 класса, несомненно, окажутся доступными даже непростые образы программной музыки. Наконец, следующая ступень развития нашей способности «увидеть» музыку наступает тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в нашем сознании ассоциации с определенными жизненными картинами, даже с произведениями тех или иных художников. Так, многие лирические сочинения Чайковского и Рахманинова заставляют вспомнить русскую природу, картины русских художников-пейзажистов (вероятно, в большей степени это происходит оттого, что в музыке Чайковского и Рахманинова мы слышим отзвуки русской народной песенности, а русская народная песенность неотделима от русской природы). В самом деле, можно не сомневаться в том, что, слушая, например, музыку Чайковского или Рахманинова, учащиеся вспомнят о пейзажах Левитана или Саврасова, но этого никогда не случится при слушании музыки Бетховена или Хачатуряна. Не надо приписывать музыке никаких зрительных, живописных программ там, где их нет. Надо научить понимать, что, слушая музыку, мы можем мысленно увидеть то, о чем эта музыка рассказывает, лишь тогда, когда наши зрительные представления будут возникать из самой музыки, без всякого искусственного фантазирования[10]. Тема связи музыки со зрительными образами решается значительно проще, если, например, показать ученикам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. Можно, не колеблясь, сказать, что не найдется среди них ни одного, кто сказал бы, что эти картины «не звучат», что они безмолвны. Более того, можно с большой долей вероятности утверждать, что, глядя на эти картины, всматриваясь и «вслушиваясь» в них, дети услышат своим внутренним слухом звучание инструментов и даже смогут рассказать о характере исполняемой музыки[11]. Однако не только такие картины «звучат», вызывают в нашем сознании звучание той или иной музыки. Например, само название картины Левитана «Вечерний звон» говорит о том, что художник, создавая ее, рисовал не только то, что видел, но и то, что слышал. И ученики тоже, конечно, не воспримут эту картину как «немую». Одни из них, возможно, услышат колокольный звон; другие - народную песню «Вечерний звон», очень близкую по настроению к левитановской картине; третьи, вероятно, услышат, как над рекой плывет мелодия другой какой-то песни, которую тихо напевают гребцы на другой лодке. Все эти решения как будто и разные, но все они точно отражают действительное звучание картины Левитана. Наверняка не найдется ни одного ученика в классе, который решал бы эту картину как «громкую» — и колокольный звон, и пение все, конечно, услышат тихое. А вот когда всмотрятся и «вслушаются» в картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (тут, правда, будет не музыка, а смех), все услышат ее как картину сокрушительно громкую! А всматриваясь в репинских «Бурлаков на Волге», ребята, вероятно, услышат «Эй, ухнем!» и, видимо, ясно почувствуют тот замедленный темп и огромное внутреннее напряжение, с которым эта песня «звучит» в картине. Богатство идейно-художественного, содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 3 классе, непрерывно будут возрастать. Непрерывно должно возрастать и развитие музыкальных знаний и навыков учащихся. Так постепенно, на протяжении всех занятий, в 3 классе художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться, разные искусства начнут восприниматься ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит им в старших классах[12]. А музыка будет все больше и больше раскрывать перед ними свои художественные богатства и жизненную содержательность. Методы обучения, как способы достижения цели, представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования. Все методы можно разделить на три большие группы: словесные, наглядные и практические. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Все методы на практике тесно сплетены друг с другом и изолировано не могут существовать. Одним из основных требований к уроку музыки, как было отмечено выше, является развитие интереса к музыке и искусству в целом. Неоценимую помощь в этом учителю может дать образование к знаниям и понятиям из различных областей наук, в том числе и нахождение взаимосвязей музыки с точными науками. Тем самым учитель музыки может не только повысить заинтересованность к предмету, но и качественно обогатить знания учащихся, заставит их взглянуть на предмет музыки, искусству по иному. В качестве подтверждения выдвинутой гипотезы был разработан и проведен цикл уроков, построенных на основе использования знаний и понятий из области точных наук, таких как физика и математика. Уроки были включены, в традиционную программу «Музыка» для учащихся младших классов, а именно 3-х классов общеобразовательных школ. Сопоставление музыки помогает закрепить основы хорошего музыкального вкуса, воспитанного на занятиях, помогает отличать в ней подлинное «высокое искусство» от более или менее «красивой развлекательности». В третьем классе вырастет круг музыкальных впечатлений, получаемых учащимися вне школы. Значительную роль в этих впечатлениях будет играть развлекательная музыка, с которой ребята будут сталкиваться в своем быту очень часто. Это обстоятельство накладывает на учителя особенно большую ответственность.

2.2 Межпредметные связи в содержании музыкального образования школьников.

Комплексное приобщение ребенка к миру искусства – важнейшая задача художественной педагогики. Среди ее главных целей воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и ассоциативно-образного мышления. Введение межпредметных связей в курс искусства и в практику общеобразовательной школы целесообразно с точки зрения познания самого искусства, в котором как известно, редко встречаются «чистые» формы, не опосредованные внешними влияниями.

Воспитание любви к природе, доброго отношения к окружающему миру - вот главная цель урока, она и достигается путем межпредметных связей с искусством, кино, музыкой, поэзией. Но и возможно и объединение с другими школьными предметами – технологией, математикой, окружающим миром, историей.

Под межпредметными связями мы имеем в виду взаимную согласованность учебных программ, учебников, систему работы учителя и учащихся, при которой в процессе овладения новыми знаниями используются содержание смежных дисциплин с целью более прочного усвоения программного материала.

Межпредметные связи составляют одну из сущностных характеристик учебного процесса в начальных классах школы. Они органически вплетаются на уроке в содержание каждой учебной дисциплины. Особенность межпредметных связей в начальных классах состоит в том, что знани я,предлагаемые ребенку, и формируемые понятия в его сознании есть не что иное, как целостное представление о мире, доступное для детей данного возраста. В самих же учебных предметах, в их содержании нет четкого разграничения на независимые, абстрактные знания. Конкретность,наглядность учебного материала обусловлены включением различныхэлементов из других областей знаний. На уроке музыки в начальных классахобычно используются знания из учебных предметов – обучения грамоте,ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, чтения,природоведения и т. д.

Межпредметные связи заложены в познавательной деятельности учащихся. В структуре учения выделяются: процесс учебной деятельности и усвоения учебного материала. Школьники не только приобретают конкретные знания, умения, навыки, но и овладевают способами действий в отношении усвоенного содержания.

Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на младшего школьника, развивая в нем такие качества, как сообразительность, оперативность в применении знаний, понимание всеобщей связи, и формируют разнообразные умения учиться. Изучение музыки может быть обеспечено только на основе межпредметных связей, которые поднимают на более высокий уровень весь процесс обучения, формируют интерес и активность учащихся.

2.3.Игровые методы на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы

Урок музыки – это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и неповторимое, это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта( песенки, музыкальной пьески, стихотворения, рисунка, танца). Поэтому учащихся с самых первых уроков необходимо вовлечь в этот процесс. Только тогда дети будут помнить, а что же изучалось на уроке музыки неделю назад[13]. И чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую на уроке разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Для младших школьников игра – сфера их социального творчества, только внешне игра кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра необычайно информативна и многое “рассказывает” самому ребенку о нем. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов, является одной из любимых форм работы учащихся на уроке[14].

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Существует большое количество игровых методов обучения младших школьников. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках. Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.

На первом уроке в первом классе дети ещё не знают, как себя правильно вести, мне как учителю, нужно обратить на себя их внимание, заинтересовать. На помощь мне приходит ритмодекломация, основная цель которой развитие музыкального, поэтического слуха и воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по– разному.

Вниманию детей представляется игра “Звуки моего дома”
(сл. и муз. Т.Боровик) ( См. приложение №1.)

Эта игра помогает детям понять, что есть звуки музыкальные и шумовые.

На стадии разучивания, я предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания главных героев, при этот их варианты не должны нарушать общего настроения домашнего уюта и тишины. Как правило, игра вовлекает в рабочий процесс всех учеников (движение рук – “шуршунчики”, “стукунчики”; лицевые и мимические мышцы– “сопунчики” , “бурчунчики”) включает их внимание( сколько раз учитель простучал, прошуршал), воображение. После разучивания учащиеся могут изобразить персонажей игры – шуршунчика, бурчунчика и т.д., домой можно дать задание придумать своего персонажа и его изображение. На последующих уроках можно усложнять игру ритмически – по-разному стучать ритм, и выявить способных к этому ребят. Далее можно разучить мелодию к словам и исполнять её как попевку или песенку. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно– поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Настраивая ребят на разучивание песен об осени я использую речевую интонационную игру “Осенины, осенины”( См. приложение №2.)

Работая над этим текстом, важно создать атмосферу “тихой золотой” осени. Может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (используем “естественные звуки” – хлопки, шлепки по коленям, щелчки, шуршание бумагой)[15]. Звучания мелодии песни “Осенины”, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи и помогает им настроится на характер осенних песен.

Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, даёт возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогает педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование – один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную[16].

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: “музыка – часть меня, я – часть музыки”. Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания.

Этот метод я использую, говоря детям о существовании таких жанров как танец и марш. При выявлении жизненных ситуаций звучания маршей, характерных особенностей марша (интонации и ритм шага, маршевая поступь) под пьесу П.И.Чайковского “Марш деревянных солдатиков” мы играем в подготовку к параду: девочки (игрушечные заводные куклы) отхлопывают ритм в ладоши; а мальчики маршируют, как солдаты (отстукивая ритм ногами), можно “поиграть в дирижера” (выбрать ребенка способного показать девочкам и мальчикам одновременное начало марша и характер частей). При звучании “Вальса” П.И.Чайковского мы используем покачивание корпуса влево – вправо, выясняем, что это трехдольный танец, поэтому под него удобно кружиться, когда мы слушаем “Польку” П.И.Чайковского, то отмечаем ее двухдольный размер, подвижность и узнаем, что она исполняется поскоками, мы их заменяем четким акцентированием первой доли. Одним из важнейших звеньев учебной работы на уроке музыки является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие для развития всех музыкальных способностей. От яркости музыкальных представлений детей зависит их дальнейшее умение узнавать музыку, сравнивать и сопоставлять музыкальные фрагменты. К пластическому интонированию близок игровой метод, который используется учащимися постарше – “музыкальное рисование”. Он развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки “рисуют” в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу разучиваемой песни. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации. Развивая музыкально-творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием[17].

 Заключение

Образование сейчас переживает знаменательный период, связанный со стремление и необходимостью всю учебно-воспитательную работу поднять на качественно новый уровень, определяемый Государственными стандартами начального образования. Реализация стандартов обучение связанных с проблемами, успешного решения которых будет зависеть от применения психологами, педагогами, затрагивающих проблему соотношения обучения и воспитания с психологическим развитием детей.

 Задачам школы соответствует лишь такая теория которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становление личности ребенка и ориентирована на психолого-психологические средства, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее психическое развитие детей. Так и развитие их специальных способностей учащихся.

Формирование у учащихся  представление о целостной картине мира сегодня не возможна без межпредметных связей как ведущей идеи в реализации содержания образования. Я считаю, что реализовать эти аспекты лучше всего, применив межпредметные связи, а именно с такими науками как история, казахский язык, изобразительное искусство, хореография, казахская литература. Способствовать воспитанию нравственно-эстетических чувств и формировать взгляды убеждения духовной потребности школьников. Ведь при обращении к чувствам и мыслям учащихся развиваются творческие  способности.

Межпредметные связи на уроке способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяют эффективно использовать рабочее время.

Межпредметные познавательные уроки – это академическая структура организации учебной деятельности учащихся. Такие методы обучения обеспечивают более естественное течение познавательных процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахлебинина Т.В. Межпредметная интеграция и ее роль в повышении качества знаний и развитии школьников //Наука и школа – 2008. – с. 22.

2.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования // Проблемы стандартизации в системах образования стран Содружества Независимых Государств: Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 294 с.

3.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 59 с. (Стандарты второго поколения).

4.Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход//Образование и наук. -202. -№3. 

5.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 2011.

6.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М, 2012. 

7.Исурина Г.Л.Групповые методы. – Л., 2013. 

8.Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учеб.пособие для учителей. –М, .2008. 

9.Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 2013.

10.Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190 [2] с.: ил., нот.

11. Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко // Начальная школа. –2010. – № 9. – С. 28–32.

12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. академия образования; Под ред. А.М. 13.Кондакова, А.А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 39 с. (Стандарты второго поколения).

14. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. 15.Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 120 с. (Стандарты второго поколения).

16.Т.Е.Вендрова. Воспитание музыкой. Москва «Просвещение» 2011 год.

17.И.В.Нестьев. Учитесь слушать музыку. Москва «Музыка» 2007 год.

18.Г.А.Тельчарова. Уроки музыкальной культуры. Москва «Просвещение» 2011 год.

19Юдина В.И. Музыка в системе межпредметных связей начальной школы / В. И. Юдина // Начальная школа. – 2013. - № 8. - С.105-108.


[1] Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования // Проблемы стандартизации в системах образования стран Содружества Независимых Государств: Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 294 с.

[2] Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования // Проблемы стандартизации в системах образования стран Содружества Независимых Государств: Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 294 с.

[3] Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования // Проблемы стандартизации в системах образования стран Содружества Независимых Государств: Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 294 с.

[4] Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М, 2012. 

[5] Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М, 2012. 

[6] Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке нового поколения стандартов образования // Проблемы стандартизации в системах образования стран Содружества Независимых Государств: Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 294 с.

[7] Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М, 2012. 

[8] Т.Е.Вендрова. Воспитание музыкой. Москва «Просвещение» 2011 год.

[9] Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко // Начальная школа. –2010. – № 9. – С. 28–32.

[10] Т.Е.Вендрова. Воспитание музыкой. Москва «Просвещение» 2011 год.

[11] Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко // Начальная школа. –2010. – № 9. – С. 28–32.

[12] Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко // Начальная школа. –2010. – № 9. – С. 28–32.

[13] Г.А.Тельчарова. Уроки музыкальной культуры. Москва «Просвещение» 2011 год.

[14] Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учеб.пособие для учителей. –М, .2008. 

[15]Г.А.Тельчарова. Уроки музыкальной культуры. Москва «Просвещение» 2011 год.

 

[16] Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учеб.пособие для учителей. –М, .2008. 

[17] Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учеб.пособие для учителей. –М, .2008.