Главные вкладки

    Образовательный курс для обучения активистов ученического самоуправления.

    Чегодаева Настасья Валерьевна

    Обучение активистом ученического самоуправления образовательного учреждения представляют собой эффективное средство воспитания, духовного, нравственного и социального развития подростков.

    На современном этапе развития российского общества социально активный молодой человек - это потенциал нашего общества, это активист молодежного движения, это член волонтерского движения. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе школьного обучения во внеурочное время способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slagaemye_uspeha.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательный курс для обучения активистов ученического самоуправления.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст,

    не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. 

    А. И. Герцен 

    Актуальность. Обучение активистом ученического самоуправления образовательного учреждения представляют собой эффективное средство воспитания, духовного, нравственного и социального развития подростков.

    На современном этапе развития российского общества социально активный молодой человек - это потенциал нашего общества, это активист молодежного движения, это член волонтерского движения. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе школьного обучения во внеурочное время способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте.

    Методы и педагогические технологии (методы проблемного обучения; технология обучения в сотрудничестве; технология развития критического мышления и др.), используемые в ходе разработок образовательных курсов по обучению активистов ученического самоуправления направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся формирование навыков и умений работать в команде, способствуют раскрытию в себе лидерских и организационных качеств.

    Методическая цель разработки: формирования у учащихся социального опыта по реализации лидерских и организаторских качеств личности, а также навыков командообразования.

    Практическая значимость разработки состоит в том, что в ней определены особенности занятия и прописана деятельность педагога-организатора и обучающихся на различных его этапах с методическими приемами. Занятия проводятся с учащимися 14-18 лет 1 раз в месяц по 3 часа, 27 часов в год.

    Формы организации деятельности: индивидуально-групповая; коллективная.

    Процесс обучения основан на принципах личностно-ориентированного, индивидуального и системно-деятельностного подходов.

    Основные цели и задачи курса.

    Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности команд ученического самоуправления.

    Задачи:

    • Раскрытие и активация творческого потенциала команды, личностного потенциала каждого ее члена.
    • Выявление и распределение ролевых функций в команде, поиск новых лидеров.
    • Улучшение атмосферы в группе, снятие напряженности, эмоциональной скованности.
    • Получение опыта конструктивного сотрудничества и сопричастности к команде.
    • Улучшение коммуникаций между внутренними структурами организации.
    • Повышение эффективности команды, работающей над одним проектом.
    • Сплочение коллектива.
    • Отработка навыков внутрикомандного взаимодействия.
    • Развитие у команды чувства уверенности в собственных силах и ответственности за общий результат.

    Разделы образовательного модуля и темы занятий

    № п/п

     Наименование раздела и темы занятия.

    Теория

    Практические упражнения

    Всего

    Лидер. Лидерство.

    1.

    Кто такой лидер. Понятие лидерства.

    1

    2

    3

    2.

    Типы лидерства.

    1

    2

    3

    3.

    Лидерство и руководство.

    1

    2

    3

    4.

    Основные компетенции в реализации лидерской позиции.

    1

    2

    3

    Командообразование.

    5.

    Создание команды. Основные роли в команде.

    1

    2

    3

    6.

    Отличия команды от рабочих групп. Жизненный цикл команды.

    1

    2

    3

    7.

    Конфликты в команде и управление ими.

    1

    2

    3

    Волонтерская деятельность.

    8.

    Социальное волонтерство.

    1

    2

    3

    9.

    Работа с новичками. Волонтерские технологии.

    1

    2

    3

    ИТОГО

    9

    18

    27

    Содержание образовательного курса.

    Раздел «Лидер. Лидерство».

    Тема 1. Кто такой лидер. Понятие лидерства.

    Подходы к описанию лидерства (теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного подхода). Индивидуальное лидерство. Групповое лидерство. Признаки лидерства:

    • высокая активность и инициативность при решении группой совместных задач,
    • ярко выраженная способность воздействовать на других людей,
    • более заметное проявление личностных качеств, эталонных для данной группы. Разграничение лидеров трех уровней.

    Тема 2. Типы лидерства.

    Типологии лидерства. Е.С. Богардус, типы: автократический, демократический, исполнительный, рефлексивно-интеллектуальный. Ф.С. Бартлетт, классификация лидеров: институциональный тип, доминирующий тип, убеждающий тип. Классификация типов лидеров по Б.Д. Парыгину: подразделение их с учетом содержания деятельности (вдохновители, организаторы), с учетом стиля деятельности (авторитарный, демократический, смешанный) и с учетом характера деятельности (универсальный, ситуативный).

    Л.И. Уманский: организатор (функция групповой интеграции); инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); эталон (образец, идеал, «звезда»); мастер (специалист в каком-то виде деятельности); эрудит (отличается обширными знаниями).

    Тема 3. Лидерство и руководство.

    Формальный и неформальный. Руководство и лидерство, матрица базовых стратегий. Руководитель, его лидерские и организационные качества. Стили лидерства и руководства. Курт Левин, классические стили управления: авторитарный, демократический, ​ попустительский. Качества и черты личности лидера.

    Тема 4. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции.

    Компоненты личностного ресурса лидерской позиции: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-поведенческий. Пять основных типов компетенций: базовые мотивации; психофизиологические особенности; регулятивные механизмы; знания; умения и навыки.

    Раздел «Командообразование».

    Тема 5. Что такое команда. Роли в команде.

    Команда как особый тип организации. Высокая слаженность, ответственность за выполняемую работу, отношение к своему результату и результатам работы других членов команды. Анализ различных классификаций ролей в команде. Классификация Белбина. Ролевые типы: мыслитель, исследователь ресурсов, оценивающий, коллективист, доводящий до конца, действующий, председатель.

    Тема 6. Отличия команд от рабочих групп. Жизненный цикл команды.

    Анализ позиции Яна Катценбаха и Дугласа Смита – одних из наиболее признанных в мире специалистов в области построения высокоэффективных команд. Наличие у членов группы взаимодополняющих умений и навыков. Ориентация членов группы на разделяемые ими ценности и совместные цели. Использование определенных общих подходов к работе (своего рода единых стандартов). Совместная разделяемая членами группы ответственность за достижение поставленных целей и следование общим ценностям.

    Нормы партнерского общения.

    Тема   7.  Конфликты в команде и управление ими.

    Конфликты, определение конфликтов.  Разновидности конфликтов: конфликты внутриличностные, конфликты межличностные, конфликты между личностью и группой, конфликты межгрупповые. Различные варианты разрешения конфликта.

    Проектирование переговорного процесса.

    Раздел «Волонтерская деятельность».

    Тема 8. Социальное волонтерство.

    Школа социального волонтерства в России. Добровольческое Движение “Союз волонтерских организаций и движений”.

    Возможность дальнейшего развития: организация собственной волонтерской группы, формирование контента для волонтерского пространства.

    Тема 9. Работа с новичками. Волонтерские технологии.

    Волонтеры – новички. Как с ними работать? Опыт добровольца. Опыт милосердия. Опыт ведущего проектом. Организация субботников. Социальное проектирование.

    Открытое занятие-встреча «Мы ждем Вас в нашу команду!»

    Литература:

    1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
    2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
    3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
    4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
    5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003

    Планируемые результаты:

    Личностные

    мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность, готовность к саморазвитию личностному самоопределению. Мотивация на получение новых знаний;

    - умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

    Метапредметные

    Познавательные:

    - умение находить и обобщать полученную информацию;

    - умение прогнозировать ситуацию.

    Регулятивные:

    - умение выполнять учебное задание в соответствии с совместно поставленной целью;

    - умение выполнять учебное действие в соответствии с совместно составленным алгоритмом.

    Коммуникативные:

    - умение формулировать собственное мнение;

    - умение согласовывать позиции и находить общее решение;

    - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

    Предметные

    -знание основных понятий на занятии: 

    - Командообразование;

    Смысл командообразования

    - умение самостоятельно и в группах умение работать, творить, дружить, делать общее дело

    - приобретение опыта работы индивидуально и в команде при выполнении задания.

    Структура занятия

    п/п

    Этапы занятия

    Время

    Подготовительный (орг. момент)

    10 минут

    Теоретические знания

    30 минут

    Практические упражнения

    60 минут

    Самообразование

    15 минут

    Заключительный

    15 минут

    Всего

    130 мин.

    Сценарий занятия по командообразованию.

    Организационный момент

    Приветствие.  Создание положительного эмоционального настроя.

    Цель: Создание условий для активизации процесса успешного сплочения группы, формирование знаний о командообразовании.

    Задачи:

    Обучающие:

    - формировать чувства команды;

    - навыков взаимодействия в команде (в группе);

    - формировать групповые нормы партнерского общения.

    - формировать доверительную обстановку в группе;

    - уметь координировать совместные действия

    Воспитывающие: 

    • прививать интерес к занятиям групповой деятельности через практическую работу;
    • воспитывать культуру общения;
    • сформировать навык самостоятельной работы при выполнении задания;

    воспитывать способность и готовность работать в команде (сотрудничать).

    Развивающие: 

    развивать критическое мышление (умение анализировать, быстро принимать решение, отстаивать свою точку зрение).

    Список правил: 

    1. Внимательно слушать друг друга.

    2. Не перебивать говорящего

    3. Уважать мнение друг друга

    4. Я - высказывание

    5. Безоценочность суждений

    6. Активность

    7. Правило «стоп»

    8. Конфиденциальность

    Формирование группы и диагностика её развития.

    Задачи и цели – сформировать команду для деятельности ученического самоуправления

    Структура группы

    - понятие ролей, статуса

    - размер и состав группы

    - нормы и правила

    Динамическое развитие – 5 стадий развития:

    1- знакомства => 2 -разочарование => 3-сплоченности => 4-активной работы => 5-завершения

    Условия развития: возможности членов группы->эмоции->познавательная деятельность-> деятельность.

    Приложение 1

    ПОПС – формула

    П – позиция

    «Я считаю, что …»

    О – объяснение (или обоснование)

    «Потому что …»

    П – пример

    «Я могу это доказать это на примере …»

    С – следствие (или суждение)

    «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

    Приложение 6

    Технология интерактивного обучения

    Прием КВАДРО

    1

    Я со всем согласен.

    2

    Я со всем согласен, но…

    3

    Я не согласен, но…

    4

    Я, ни с чем не согласен.