Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА» ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ КАК РЕСУРС ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ УРЛУКСКАЯ СОШ

Шелопугина Наталья Сергеевна

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Стратегия развития имеет свою тактику. Рациональное начало состояло в перераспределении ресурсов для развития таких разновозрастных объединений и обновлении инфраструктуры кабинетов (обновление оборудования произошло в рамках национального проекта «Образование». Национального проекта «Современная школа»), в предложении новых перспективных образовательных программ и отказ от тех программ, которые перестали приносить ожидаемый социокультурный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shelopugina_ns_integratsiya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Урлукская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА»  ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ КАК РЕСУРС ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                МОУ УРЛУКСКАЯ СОШ

         Стратегия развития интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях нашего образовательного учреждения реализуется в двух взаимосвязанных планах:

    1) содержательной интеграции общего и дополнительного образования, т.е. поэтапном переходе от отдельных программ по видам деятельности к усилению их связей между собой и с программами общего образования; т е, программа развития дополнительного образования включается в виде составляющей в общую программу развития школы.

 2) организационной интеграции, т.е. направленного роста кооперации в школьном сообществе – переходе от совокупности отдельных объединений по видам деятельности к увеличению числа разновозрастных объединений (в т.ч. на базе школьного научного общества, студий и творческих мастерских).

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Стратегия развития имеет свою тактику. Рациональное начало состояло в перераспределении ресурсов для развития таких разновозрастных объединений и обновлении инфраструктуры кабинетов (обновление оборудования произошло в рамках национального проекта «Образование». Национального проекта «Современная школа»), в предложении новых перспективных образовательных программ и отказ от тех программ, которые перестали приносить ожидаемый социокультурный эффект.

Органичная связь общего и дополнительного образования в нашем ОУ просматривается не только в содержательном и организационном планах, но и в подходах к интегральной оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся. Так, характерной чертой правильно выстроенного процесса дополнительного образования так же, как и для общего образования, является продвижение ребенка от репродуктивного уровня к творческому, т.е. от освоения начальных техник предметной деятельности – к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творческому продукту. Тогда накопительную оценку-портфолио, на которой основан осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, можно рассматривать как систему многомерных наблюдений за индивидуальным развитием ребенка в процессе общего и дополнительного образования.

Считаем позитивным примером содержательной и организационной интеграции основной и дополнительной общеобразовательной программ углубленное изучение профильных предметов естественно-научного цикла, в том числе посредством реализации программы дополнительного образования «Химия в жизни человека» на базе центра «Точка роста». При этом в рамках реализации данной программы преподаватели имеют возможность  возглавлять секцию научного общества учащихся «Адонис», реализовывать курс «Индивидуальный проект» и т.п.

Практика доказала эффективность функционирования модели интеграции внутришкольной профилизации на основе межклассных профильных групп.

Так, дети участвовали в 1) НПК разного уровня «Шаг в будущее», «Я исследователь!», «Всероссийская НПК исследовательских работ школьников», где выполнялись метапредметные проекты с использованием нового оборудования Releon центра «Точка роста», учащиеся заняли несколько призовых мест;

2) учащиеся были победителями школьного и муниципального этапов ВсОШ по биологии и химии;

3) под руководством руководителя центра ТР, издан сборник «Научных статей-2022» школьников по проведенным исследованиям, в рамках реализации программы дополнительного образования «Химия в жизни человека»;

4) анонс краевых мероприятий ГУ ДПО ИРО Забайкальского края для центров «Точек роста» предполагал участие в образовательном Workshop «Педагогический диалог», учащиеся с большим удовольствием согласились побыть главными участниками видеоролика научного исследования «Влияние жевательной смолки на кислотно-щелочной баланс ротовой полости»;

5) в школе создано пространство, где дети увлечены робототехникой;

6) дети имеют возможность участвовать в экологических и валеологических конкурсах листовок, плакатов, рисунков, буклетов в рамках реализации программы дополнительного образования на базе центра «Точка роста» «Волшебная мастерская»;

8) проведение тематических вечеров старшеклассников на базе центра «Точка роста» позволило создать атмосферу межпредметной соревновательности  команд юных и талантливых;

9) обучаясь по данной модели интеграции общего и дополнительного образования, выпускники успешно сдают ГИА по химии и биологии;

10) поступают и обучаются в соответствии с выбранным профилем в ВУЗах;

Итак, мы видим, что основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность, способствующая выявлению склонностей и талантов ребенка, формированию его интересов, помощи в профессиональном самоопределении.

Данная модель внутришкольной профилизации и интеграции общего и дополнительного образования содержит мощный аспект препрофильной подготовки.

 В 5-9 классах реализуется модель «Основная школа – пространство выбора». Посредством этой модели реализуется преемственность по уровням образования. В основной школе ведется курс «Основы исследовательской деятельности», в начальной школе курс «Мир природы», занятия которых проходят в кабинетах центра «Точка роста» с использованием нового оборудования.  Реализуются программы дополнительного образования «Волшебная мастерская», «Финансовая грамотность».

Большой профориентационный потенциал имеют программы социально-педагогической направленности. Об этом свидетельствуют сами названия: «Юные друзья полиции», «Сам себе журналист. Газета «Искорка» и др. Детское объединение «СМИД», а также созданное на базе кадетского класса военно-патриотическое общественное движение «Кадетское братство». Учащиеся знакомятся с требованиями к профессиям, овладевают специальной терминологией, осваивают профессиональное оборудование; учатся деловому общению, профессиональной этике, военному делу.

Реализуемые в центре ТР дополнительные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности обеспечивают условия для включения обучающихся в социально-полезную деятельность. Они знакомятся с профессиями, деятельность которых связана с решением экологических проблем, использованием и охраной природных ресурсов. Учатся разрабатывать и проводить природоохранные мероприятия, рассчитывать себестоимость затрат на их реализацию, в помощь приходит курс по финансовой грамотности; пользоваться нормативно-правовыми актами в области охраны природы при составлении обращений, листовок, написании статей; привлекать социальных партнеров. Знакомятся с областью медицинских знаний, фармацевтики. Знакомство с профессиями осуществляется посредством экскурсий, походов, встреч.

Благодаря созданию новых мест увеличилось количество учащихся технической направленности. Это стало возможным за счет реализации новой дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника». Эта программа способствуют развитию у учащихся младшего школьного возраста инженерного мышления, практических навыков работы с конструктором, расширению знаний по основам программирования, механике, промышленной технологии, решает задачи ранней профессиональной ориентации.

Программы туристско-краеведческой направленности 9социально-значимый проект «Забайкальский Афон») знакомят учащихся с профессией экскурсовода; способствуют формированию у детей активной социальной позиции, воспитанию ответственного отношения к общественно-полезной деятельности.

Таким образом, интеграцию общего и дополнительного образования с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы.