Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса педагогом-психологом

Дрёмина Татьяна Владимировна

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, мы оказываем помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Основная цель сопровождения  – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

В технологии сопровождения школьников можно выделить шесть этапов: подготовительный, диагностический, информационный, коррекционно-развивающий, повторно диагностический, консультативно-методический.

Предложенная организация процесса сопровождения детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_podhod_k_soprovozhdeniyu_docx.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса педагогом-психологом

Опыт работы

педагога-психолога МАОУ «СОШ № 18» г. Златоуста

Дрёмина Т.В.

В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, мы оказываем помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

Согласитесь, нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и  образования (действительно, идея стара как мир), но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность.

                                                    Д. п. н., проф Е.И. Казакова

У каждого из нас есть представление о том, какие важнейшие психологические проблемы существуют в той реальной социально-педагогической системе, в которой мы работаем.

Цель деятельности психолога:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Основная цель сопровождения  – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.

В технологии сопровождения школьников можно выделить шесть этапов: подготовительный, диагностический, информационный, коррекционно-развивающий, повторно диагностический, консультативно-методический.

  1. подготовительный 

Этот этап работы включает:

  1. постановку целей и задач;
  2. утверждение сроков и режима работы;
  3. чёткое почасовое планирование предстоящих диагностических мероприятий;
  4. разработку развивающей  программы.
  1. диагностический

Проведение первого этапа диагностического обследования с целью уточнения проблемы.

  1. наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе;
  2. проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели;
  3. экспертный опрос педагогов;
  4. экспертный опрос родителей (если он предполагается при работе с данной параллелью);
  5. обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся.
  1. информационный
  2. психолого-педагогический консилиум
  1. коррекционно-развивающий
  1. реализация программы и других мероприятий;
  2. консультирование педагогов и родителей.
  1. повторно диагностический

Цель этапа выявить целесообразность выбранного плана решения проблемы.

  1. проведение диагностического обследования школьников.
  2. обработка данных, заполнение заключений по обследованию.    
  1. консультативно-методический.

Подведение итогов работы и мониторинг результатов.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Как  распределить работу в течение года?  Эта вопрос решается за счет выбора приоритетов и ведущего направления работы на каждый месяц. Сентябрь — адаптация малышей и пятиклассников, апрель — прием в первый класс, апрель — май — работа с выпускниками начальной и старшей школы и теми, кому предстоят экзамены.

Планирование работы по каждому направлению целесообразно осуществлять в виде целостных программ. Они должны быть конечны и работать на решение конкретной задачи. Большинство таких программ, будучи один раз созданными, воспроизводятся из года в год, совершенствуясь и модифицируясь: программа адаптации в первом классе, программа приема нового ребенка в класс и адаптации его в коллективе, программа перехода в среднее звено и т.д.

Профилактика социальной  и школьной дезадаптации первоклассников

Первый класс  школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Будущих первоклассников,  мы приглашаем в нашу подготовительную группу «Дошкольник». Проводится цикл занятий с детьми «Скоро в школу».
Занятия разработаны и ведутся учителем и психологом.

Занятия педагога развивают речь детей, готовят руку к письму, развивают фонематический слух и представления, учат анализировать количественный состав чисел. Дети знакомятся друг с другом и педагогами, узнают о правилах поведения и общения в школе.

Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.

Цели разминки:

1. Создание положительного настроя в группе.

2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.

3. Развитие положительной самооценки.

Основные процедуры разминки — это приветствия и упражнения на контакт.

Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (групповую сплоченность и развитие самосознания).

Заключение. Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Прощание детей носит ритуальный характер.

Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках.

Приведу пример одного из занятий.

1. Имя и движение

2. Ласковое имя

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

3. Что я люблю делать

4. Спина к спине

5. Постукивающий массаж

6. Царевна Несмеяна

В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.
Дети
по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

7. Хрустальный шар

Из «волшебной» коробочки достается хрустальный шар, дети, передавая его по кругу, рассказывают о том, как они себя чувствуют.

8. Прощание

На дошкольном этапе главное – определить готов ли ребенок к обучению, какие проблемы необходимо решить еще до поступления в первый класс.

Основываясь на опыте, особого внимания требуют дети, имеющие речевые нарушения, гиперактивные, дети со слабой развитой произвольностью, а также дети, имеющие трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Детям, нуждающимся в дополнительной помощи, предлагаются дополнительные задания, родителям дополнительная консультация.

Для родителей будущих первоклассников проводится родительские лектории. Темы: «Психологические особенности развития шести-семи летних детей»,  «Показатели школьной готовности».

 Как правило, все ребята, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник», быстрее привыкают к условиям обучения, более осознанно принимают школьные правила, учебные ситуации, собственные успехи и неудачи.

Старт обучения определяет дальнейшие успехи, умение преодолевать трудности, идти к поставленной цели. Основное значение придается профилактике дезадаптации.

В начале года проводятся адаптационные занятия для первоклассников «Я - школьник»

Цель: психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития, предупреждение школьной дезадаптации и тревожности.

Задачи:

создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;

создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

Продолжительность занятий: цикл из 9 занятий, продолжительностью 45 минут.

Тематика занятий: Режим дня. Лента школьного времени: урок и перемена. Собираем портфель. Школьные правила.  Школьные трудности первоклассника.

Конспект занятия «Школьник – это я».

Исследование адаптации детей к школе (конец октября).

Используемые диагностические методики:

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О.А.Ореховой

Цель: анализ эмоционального отношения ребенка к школе.

2. Проективная методика - рисунок на тему «Что мне нравиться в школе»

Цель: оценка школьной мотивации.

Игровая мотивация (несоответствие теме), учебная мотивация.

3.Опросник для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»

Цель: изучение уровней адаптации обучающихся к школе.

4. Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе.

Цель: изучение физиологической адаптации обучающихся к школе

Проанализировав ответы педагога, работы детей и особенности их рисунков можно выделить четыре степени дезадаптации.

По результатам диагностики проводится психолого-педагогическим консилиум.

Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации включает:

1.Организация групповой  психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

2. Индивидуальная работа  со школьниками, имеющими трудности в поведении.

3. Просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Наиболее часто встречающиеся проблемы: низкая школьная мотивация на начало обучения, высокая тревожность, низкий уровень произвольности, речевая патология, низкий уровень зрительно-моторной координации и внимания, памяти.

Программа психолого-педагогического сопровождение уч-ся 4 класса.

Переход детей из начального в среднее звено школы время кризиса. Несомненно, для этого есть определенные основания. Наблюдая состояние детей, отслеживая их школьную успешность, мы видим, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными. Чем не кризис?

Как облегчить переход детей из начальной школы в пятый класс, как сделать его более спокойным и радостным, как снять излишнее психическое напряжение, связанное с ситуацией адаптации и сохранить веру ребенка в себя и свои силы. Решение этой проблемы я вижу не только в оказании помощи детям, испытывающим трудности адаптации,  но и в создании системы подготовки детей к переходу, когда он еще только предполагается.

1. Диагностика готовности учащихся 4–х классов к переходу в среднее звено.

В Психолого-педагогическая диагностика позволяет заблаговременно выявлять «группу риска» и оказывать помощь до появления серьезных проблем обучения.

 Адаптация пятиклассников.

Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.

Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время.

1. Проведение цикла занятий с уч-ся 5-го класса.

Задачи занятий:

  1. принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе
  2. осознание своих особенностей
  3. повышение самооценки
  4. развитие интереса и уважения к своему собственному “Я” и к “Я” окружающих людей
  5. повышение уровня групповой сплоченности класса

 Темы занятий:

ЧТО ТАКОЕ 5-й КЛАСС?

МЫ И НАШИ БЛИЗКИЕ

МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ (РЕЖИМ ДНЯ)

Я НЕ ТАКОЙ, КАК ТЫ, И ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ

МЫ, НАШИ НЕДОСТАТКИ И НАШИ ДОСТОИНСТВА

МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ

МЫ И НАШ КЛАСС

«ВСЕ ВМЕСТЕ»

2. Диагностика.  

месяц

Тема

Цель

методика

сентябрь

Диагностика уровня развития классного коллектива

Анализ структуры класса

социометрия

октябрь

диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках

анализ адаптации

методика «Эмоции на уроках» Н.А. Кузьминой

Методика 'Неоконченные предложения', анкетирование

октябрь

Диагностика интересов и склонностей

Анализ интересов, прогноз обучения

Карта проф. направленности

3. индивидуальная  и групповая работа с детьми, испытывающими трудности адаптации.

4. Консультирование педагогов и родителей

5. Родительские собрания «Первый раз в пятый класс»

Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся основной школы

1. Диагностика индивидуальных и личностных особенностей:

Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 6 – 7-х классов

  1. состояния реактивной и личностной тревожности;
  2. структуры интеллекта с помощью ГИТ.

Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 8 – 9-х классов

  1. наличие акцентуаций характера;
  2. структуры интеллекта с помощью ШТУР;

2. Информирование  родителей, консультации педагогов.

3. Психологическое просвещение. Проводятся психологические уроки, занятия с элементами тренинга, игры.

Содержание работы школьного психолога по профессиональной ориентации школьников

1. Выявление интересов, склонностей, направленности личности, первичных профнамерений;

  1. выявление мотивации выбора профессии;
  2. определение выраженности способностей;
  3. определение соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;
  4. формирование готовности к самоанализу, самооценке реальному уровню притязаний;
  5. проведение занятий с учащимися по профориентации.

2. Беседы групповые, индивидуальные.

3. Психологические уроки.

Проводятся психологические уроки, занятия с элементами тренинга, игры, где формируется умение самостоятельно делать выбор дальнейшего образования старшеклассниками с учетом интересов, склонностей, способностей и потребностей современного рынка труда, развиваются навыки стрессоустойчивости и саморегуляции. На занятиях использую презентации: «Мир профессий», «Типы профессий», «Склонности, способности, интересы», «Рынок труда».

Психологическое сопровождение старшеклассников предполагает:

1. Психологическое сопровождение десятиклассников  в период адаптации учащихся к старшей школе.

2. Психологическое сопровождение выпускников при подготовке и сдаче  единого государственного экзамена.

Психологическое сопровождение десятиклассников  

Ситуация смены деятельности (содержание  новой  ступени образования и социального окружения (новый  состав  класса  и/или  учителей)    всегда является для  человека  в  той  или  иной  степени тревожной.

Задачи адаптационного периода  для десятиклассников:

  1. принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
  2. привыкание к новому коллективу;
  3. приобретение статуса среди сверстников;
  4. поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
  5. самоопределение.

Психологическое сопровождение десятиклассников предполагает изучение  степени  и особенностей принятия  старшеклассниками  новых  социальных  условий, уровня тревожности, типа мотивации учения  и помощи  им,  если необходимо,  в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.

Психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам осуществляется через реализацию программы занятий с выпускниками и рекомендации родителям и педагогам.

Психологическое сопровождение выпускников включает:

  1. тематические групповые занятия, классные часы,
  2. групповые занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков),
  3. индивидуальные консультации выпускников,
  4. составление рекомендаций для детей и их родителей,
  5. индивидуальные консультации родителей выпускников.

Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний (сравнительный анализ дан в приложении). Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ:

высокая мобильность, переключаемость;

высокий уровень организации деятельности;

высокая и устойчивая работоспособность;

высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

четкость и структурированность мышления, комбинаторность;

сформированность внутреннего плана действий.

С учащимися 11 классов проводятся групповые занятия на тему «Как готовиться к экзаменам», «Как научиться сдавать экзамены», что помогает выпускникам самоорганизоваться в период подготовки к экзаменам.

Обучение учащихся навыкам саморегуляции проводится в процессе групповых консультаций, классных часах по вопросам снятия психоэмоционального напряжения и т.д.

Консультирование родителей психологом по организации подготовки к экзаменам учащихся проводится в рамках родительских собраний, где освещаются вопросы режима дня, чередования видов деятельности, создания комфортной психологической обстановки, а также на индивидуальных консультациях.

Разрабатываются памятки по профилактике стрессовых состояний для учащихся, родителей, педагогов в период подготовки и сдачи экзаменов: «Профилактика стрессовых состояний», «Владеть собой», «Накануне экзамена», «Рекомендации родителям», для педагогов по профилактике стрессовых состояний «Стресс на экзамене».

Сопровождение детей, требующих особого внимания.

К ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы: гиперактивные, агрессивные, тревожные, аутичные и др.

I этап. «Постановка проблемы».

  1. 1-ая ситуация: источником информации об ученике служит запланированный  психодиагностический минимум, который осуществлялся со всей параллелью.
  2. 2-ая ситуация: началом работы служит индивидуальный запрос, поступающий от ученика, родителей, педагога, администрации.

Формируются предположения (психологическая гипотеза) относительно природы и содержания выявленных проблем у ребёнка и планируется дальнейшая диагностическая работа.

II этап. «Уточнение проблемы».

Проведение углубленного психологического исследования:

  1. сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического диагноза;
  2. диагностический анализ актуального состояния ребёнка, ситуации его развития.
  3. синтезирование и обобщение всей информации о ребёнке (условно говоря, «сборка» целостного школьного статуса) осуществляется, по необходимости,  на консилиуме с целью выработки единой стратегии психолого-педагогического сопровождения.

III этап. «Решение проблемы».

  1. Определение конкретных задач и распределение ответственности каждого субъекта сопровождения по отношению к ребёнку или данной ученической группе, школьной параллели. 
  2. Разработка  коррекционно-развивающей программы (конкретные шаги и методы сопровождения ребёнка на данном этапе обучения).
  3. Консультирование родителей.
  4. Консультирование педагогов, формирование у педагогов навыков работы с различными категориями детей (агрессивными, гиперактивными, аутичными и тревожными) через обучающие семинары.
  5. Консультирование администрации по итогам диагностического минимума и консилиума.

IV этап. «Рефлексивный»

Сопровождение педагогов.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

С педагогами используются различные формы работы. Это и индивидуальная работа психолога с учителем, работающим с классом, и лекции, и семинары для педагогического коллектива.

1. Индивидуальная работа с учителем направлена, прежде всего, на совместный поиск наиболее эффективных подходов к детям, на анализ затруднений, возникающих в работе педагога с детьми и родителями, а также на снятие психологического напряжения, к сожалению, довольно часто сопровождающего работу педагога.

2. Психологическое просвещение.

Основной формой является психолого-педагогический семинар.

«Работа с трудным ребенком», «Мотивы плохого поведения», «Мой стиль преподавания», «Слушать, слышать, понимать», «Особенности работы с детьми девиантного поведения».

3. Особое место занимает вопрос об организации психолого-педагогической поддержки учителя, развитии у него навыков саморегуляции и управления эмоциями. Забота о профессиональном здоровье учителя (Л.М.Митина), испытывающего серьезные психологические проблемы и стрессы, - новая и чрезвычайно актуальная задача системы сопровождения. Обучение приемам снятия напряженности, регуляции психоэмоциональных состояний.

Сопровождение родителей.

Работа с  родителями - важное звено в создании благоприятных условий для развития детей. Повышение психологической компетентности родителей посредством проведения лекций, бесед, индивидуальных консультаций и т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение социально-психологической культуры учащихся и родителей;
  2. снижение числа учащихся с трудностями в обучении;
  3. психолого-социальное сопровождение учащихся в периоды адаптации;
  4. повышение мотивации школьников к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием.

Предложенная организация процесса сопровождения детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны. Планирование работы по каждому направлению целесообразно осуществлять в виде целостных программ. Они должны быть конечны и работать на решение конкретной задачи.

Перечисленные виды и формы работ не исчерпывают все нюансы, которые возникают в работе психолога с педагогами, родителями, детьми. Конечно же, психологу нужно знать «как» работать, но еще важнее понимать «зачем» и «для чего».