Как определить готовность ребенка к школе?

Материал, изложенный в этой небольшой статье, будет полезен родителям будущих первоклассников. С помощью указанных в ней рекомендащий, родители самостоятельно смогут определить степень готовности своего ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_opredelit_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников.C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скоро в школу.jpg

Многие родители, детям которых исполняется шесть лет, начинают задумываться о том как подготовить ребенка к школе или о том как определить степень готовности ребенка к школьному обучению.  Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала понять что же это такое «готовность к школе»?

Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Психологическая  готовность  к  школе  – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения,  а определенный набор, в котором должны присутствовать все  основные  элементы. Основными компонентами  школьной  зрелости  являются:  интеллектуальная,   личностная, волевая, нравственная готовности.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении, отношении с другими людьми, самоощущении. Ведущей деятельностью становится учение. Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.

Школа является символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. По этому, при формировании эмоциональной и мотивационной готовности, важно постараться  создать у ребенка  положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение. В этом вам могут помочь следующие приемы и методы:

  • Рассказы о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот,  документов об образовании связанных со школьными годами родителей.
  • Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
  • Семейное совместное чтение художественной литературы.
  • Экскурсии с ребенком в школу (пр: посещение занятий по подготовке к школе именно в школе, а не в детском саду)
  • Избегайте запугивания  детей школой.

Если говорить о психологической  готовности, то она  проявляется в принятии требований, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличающихся от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома, а именно:

  • Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.),
  • Уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.),
  • Должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов).

В тоже время, интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности, а именно: иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно.

При подготовке ребенка к школе родителям следует обратить внимание на значимость компонентов психологической готовности к учебному процессу:  

 1 место: Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой. 

 2 место: Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции. 

3 место: Эмоционально – волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания. 

 4 место: Коммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив. 

 5 место: Педагогическая готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.  

И теперь более подробно о том, что будущий первоклассник должен уметь при поступлении в  школу:

  1. Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
  2. Соотносить цифру и число предметов.
  3. Решать и составлять задачи в одно действие на  сложение и вычитание.
  4. Ориентироваться на листе бумаги.
  5. Определять время по часам.
  6. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита. различать гласные и согласные буквы и звуки.
  7. Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
  8. Определять количество слогов в словах.
  9. Свое ФИО, и имя отчество своих родителей.
  10. Название своего родного города, Родины.
  11. Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.
  12. Отличать животных, птиц и насекомых.
  13. Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
  14. Знать и называть и уметь распознавать явления природы.
  15. Знать о сезонных изменениях в природе.
  16. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.
  17. Находить 10 отличий между предметами.
  18. Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.
  19. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  20. Копировать в точности узор или движение.
  21. Уметь находить одинаковые предметы.
  22. Объединять предметы в группы по определенным признакам.
  23. Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
  24. Выделять предмет в группах не подходящих к общим признакам.
  25. Уметь выстраивать последовательность событий и  составлять связанный рассказ по картинкам.
  26. Решать логические задачи.
  27. Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
  28. Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывать их между собой по смыслу.
  29. Уметь запоминать не менее 9 предложенных предметов или слов.
  30. Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
  31. Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
  32. Свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
  33. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
  34. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  35. Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
  36. Уметь копировать простейшие рисунки.
  37. Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.