«Метапредметность как связующее звено между предметными и личностными результатами при психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса»

Анцибор Юлия Анатольевна

“Доводы, до которых человек додумывается сам,

 обычно убеждают его больше, нежели те,

 которые пришли в голову другим”

                                                                                                 (Блез Паскаль)

На сегодняшний день важно не столько дать обучающемуся больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Основная цель психологического сопровождения в суворовском военном училище - обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга качества образования и условий для личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.

Основные задачи психологической службы училища:

- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

- оказание психологической помощи и поддержки суворовцам, их родителям, педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения;

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе;

- распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

На занятиях педагогов-психологов используются:

самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность воспитанников;

рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

активизация интереса и мотивации обучения воспитанников путём привлечения к занятию других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого воспитанника.

Применяются следующие образовательные технологии и формы работы:

технология совместного обучения;

технология исследовательской деятельности;

проектная деятельность;

проблемно-диалогическая технология;

игровая технология.

Основная форма работы – развивающее занятие с элементами тренинга. Элементы тренинга включаются в занятия неслучайно, так как тренинг – это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Психологический тренинг позволяет воспитанникам сформировать умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации с точки зрения и с позиции партнера, развивать способности познания и понимания.

В рамках метапредметного подхода при психолого-педагогическом сопровождении осуществляется:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnyy_podhod.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Доводы, до которых человек додумывается сам,

 обычно убеждают его больше, нежели те,

 которые пришли в голову другим”

                                                                                                          (Блез Паскаль)

На сегодняшний день важно не столько дать обучающемуся больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Рассмотрим пример: углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Преподаватели химии, истории, литературы, математики, физики, не всегда понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают обучающимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов. Профессионалы XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века.

В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании педагоги-теоретики и педагоги-практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

Есть несколько особенностей такого типа интеграции. Но задача одна – это обязательно работа с деятельностью обучающегося, передача ему не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания.

Нет пока четко сформированного представления, в чем заключается суть метапредметного подхода в образовательном процессе. Научные школы трактуют эти понятия по-разному. Одним из основателей метапредметного подхода в образовании является доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО Юрий Вячеславович Громыко. В качестве деятельностных единиц содержания он рассмотривает не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер.

Например, понятие «ценность» употребляется в различных значениях и изучается различными науками. ЦЕННОСТИ в учебнике обществознания трактуется как – положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного или культурного предмета, явления, идей, поступка) для субъекта (человека, группы, общества).

В экономике ЦЕННОСТИ – это мера значимости товара, выраженная в деньгах.

Толковый словарь русского языка трактует ценности ЦЕННОСТИ как

  1) Единицу выраженную в деньгах, стоимость чего-нибудь, цена.

  2) Важность, значение.

В психологическом словаре ЦЕННОСТИ – это любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (человека, группы, общества).

Ценность рассматривается как предмет, приносящий какую-то пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека, социальной группы, общества. Изучая понятия, воспитанники вычленяют некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений.

В рамках метапредметного подхода происходит организация учебного сотрудничества обучающихся, работая с разными источниками, они выделяют первосмысл, который является единицей метапредметного содержания образования. Это означает не только применение понятий, поиск условий и границ применимости т.е. предметные результаты, но и преобразование, расширение и дополнение, нахождение новых связей и соотношений, использование в разных моделях и контекстах, выявление противоречий действительности, связей в природе, обществе и самой личности, т.е. личностные результаты обучения. Таким образом, метапредметность является своеобразным связующим звеном между предметными и личностными результатами.

Еще одна научная школа, которая реализует метапредметную образовательную деятельность, включая метапредметное содержание и учебные метапредметы уже более двух десятилетий – это школа доктора педагогических наук директора Института образования человека, директор Центра дистанционного образования «Эйдос» Андрея Викторовича Хуторского. Согласно позиции А.В. Хуторского, метапредметность – это неотъемлимая часть любой образовательной среды. «Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности».

Метапредметный подход подразумевает очень хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом подача материала не предполагает отказа от предметной формы, а строится на рефлексивных основаниях.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход – это ориентация на развитие у воспитанников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д. Создаются условия для того, чтобы воспитанник начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

- учет специфики возрастного психофизического развития и актуальных потребностей обучающихся;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья         и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных суворовцев и суворовцев, испытывающих трудности в обучении; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников);

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Основная цель психологического сопровождения в суворовском военном училище - обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга качества образования и условий для личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.

Основные задачи психологической службы училища

- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства;

- оказание психологической помощи и поддержки суворовцам, их родителям, педагогическому коллективу в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе обучения;

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе;

- распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

Можно с полной уверенностью сказать, что в своей психолого-педагогической практике мы применяем элементы метапредметности. Психологической службой училища были разработаны программы, в рамках которых реализовывается метапредметный подход.

На 6 курсе педагогом-психологом была разработана и проведена программа по профессиональному самоопределению воспитанников. Данная программа позволила ввести воспитанников в многообразный мир профессий, соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности. Программа направлена на формирование готовности воспитанников к обоснованному и осознанному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. На занятиях использовалась техника составления информационной карты, где воспитанники отвечали на поставленные вопросы поискового характера: «Что мне интересно знать или делать?», «В какой профессии я могу этого достичь?», «Что мне нужно для получения этой профессии?». В ходе работы над этой картой воспитанники определяли свой интерес, будущую профессию и необходимые шаги для того, чтобы всего этого достичь.

Педагогом-психологом первого курса была разработана рабочая программа психологических занятий, направленных на формирование универсальных учебных действий воспитанников «Учись учиться», основной целью которой является содействие формированию универсальных учебных действий как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

На третьем курсе педагогом-психологом была разработана и внедряется рабочая программа «Траектория роста». В рамках данной программы описывается технология групповой и индивидуальной работы по формированию индивидуальной ответственности подростков и системы морально-нравственных основ поведения.

Основные тезисы программы:

1) развитие морального мышления воспитанников посредством участия в моральных дискуссиях и в решении моральных дилемм;

2) развитие культуры моральных норм и ценностей через демократический выбор норм и построение групповой солидарности;

3) все обучающиеся участвуют в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех и принятие ответственности за свои решения и поступки.

Одним из основных принципов реализации программы является принцип системно-деятельностной организации.

В рамках программы «Развитие личности подростка. Активизация его внутренних ресурсов. Формирование психосоциальной компетентности», разработанной педагогом-психологом 4 курса, суворовцы учатся создавать личностно значимые проекты, направленные на проектирование собственной ответственной жизненной позиции. Принцип самоопределения требует достраивания пространства образования до пространства ценностно-осмысленного личностного поступка, реализованного в практике посредством проекта.

С целью повышения качества работы по военно-профессиональной ориентации суворовцев и формированию у них психологической готовности к военной службе педагогом-психологом был разработан проект «Есть такая профессия – Родину защищать. Великие сражения России». В рамках данного проекта развивается критическое мышление воспитанников, они учатся делать собственные выводы, доказывать, аргументировать свою точку зрения, формируется мировоззрение воспитанников на основе личностного осмысления опыта истории. Каждое подразделение представило макеты современной боевой техники и вооружения, военно-патриотические композиции, связанные с фрагментами сражений Великой Отечественной войны, контртеррористическими операциями в горах Северного Кавказа. Суворовцы подготовили выступления с презентациями «Семейная реликвия», «Мое генеалогическое дерево», «Судьба семьи в истории страны», в которых с гордостью и воодушевлением рассказывали о военных династиях и традициях своих семей.

На занятиях психологи затрагивают вопросы: «А как бы ты поступил в той или иной ситуации? Что тебе нравится, а что нет в поступке твоего товарища, почему ты поступил бы именно так?» – т.е. учат воспитанников анализировать, сопоставлять, делать выводы.

На занятиях педагогов-психологов используются:

самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность воспитанников;

рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

активизация интереса и мотивации обучения воспитанников путём привлечения к занятию других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого воспитанника.

Применяются следующие образовательные технологии и формы работы:

технология совместного обучения;

технология исследовательской деятельности;

проектная деятельность;

проблемно-диалогическая технология;

игровая технология;

Основная форма работы – развивающее занятие с элементами тренинга. Элементы тренинга включаются в занятия неслучайно, так как тренинг – это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Психологический тренинг позволяет воспитанникам сформировать умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации с точки зрения и с позиции партнера, развивать способности познания и понимания).

В рамках метапредметного подхода при психолого-педагогическом сопровождении осуществляется:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Неотъемлемой частью метапредметного обучения являются универсальные учебные действия: регулятивные УУД,  познавательные УУД, коммуникативные и личностные УУД. Все виды УУД очень важны в образовательном и воспитательном процессах.

При психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса

метапредметность выступает в роли связующего звена между предметными и личностными результатами

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей воспитанников.

Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. До сих пор у нас нет критериев оценки личностного развития обучающегося. Как проверить сформированность патриотизма, нравственности, духовности? Мысли наших воспитанников могут совсем не соответствовать их поступкам.

Развитие УУД носит стихийный характер, находя свое отражение в острых проблемах школьного обучения — низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и, как следствие, в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими, как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность к применению в различных предметных областях, критичность, освоенность. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в училище способствует формированию у суворовцев личностных и коммуникативных УУД.

Развитие личностных УУД обеспечивает целостно-смысловую ориентацию воспитанников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Здесь можно выделить 3 вида действий:

самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

нравственно-этическая ориентация – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с педагогическим коллективом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением товарища – контроль, коррекция, оценка действий товарища;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Поэтому работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом в училище. Построение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения воспитанников внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, улучшить качество образования.

Список литературы:

1. Метапредметный урок: методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов направления «Педагогическое образование» / авт.-сост. С.В. Галян. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 83 с.

2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.

3. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm. -

4. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - http://ug.ru/archive/36681