Мастер-класс "Активные формы взаимодействия с родителями обучающихся" теория

Ким Елена Владимировна

Здесь освещены теоретические моменты активного взаимодействия с рожителями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx536 КБ

Предварительный просмотр:

Районный мастер- класс

педагога-психолога  на базе

МКОУ «Липковский         центр образования №1»

на тему: «Активные формы взаимодействия с родителями обучающихся»

Подготовила: педагог-психолог школы Ким Елена Владимировна.

Дата проведения: 17.09.2015 года.

    Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации  образцов родительского поведения. Именно поэтому взаимодействие с родителями является одним из важных аспектов работы школьного  психолога.

 Цель мастер-класса: организация  взаимодействия педагогов-психологов образовательных организаций по вопросам использования различных форм и методов работы с родителями обучающихся.

Задачи мастер-класса:

  • Познакомить участников мастер-класса с эффективными формами и методами работы с родителями обучающихся.
  • Организовать профессиональный диалог по вопросам использования различных форм и методов работы с родителями.
  • Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов и рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Хочется узнать, каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребенке. Таким семьям необходима помощь. Анализируя анкетирование семей  нашей школы  можно констатировать тот факт, что категория неполных семей – самая многочисленная. Сегодня растет число юных матерей-одиночек, которые, в основном, заняты устройством личной жизни, а не заботой о ребенке. Это является одной из причин попадания семей в социально опасное положение, распространения социального сиротства. Такие семьи требуют пристального внимания, а родители – сопровождения, поддержки и  воспитания, которое предполагает расширение педагогического поля и воспитательного пространства семьи. Ведь отцы и матери часто поступают неправильно не по злому умыслу, а из-за отсутствия педагогических и психологических знаний. Накопление родителями знаний, а на их основе  умений и навыков, осуществляется через различные формы взаимодействия с ними.

    Ежегодно в конце года мною проводится анализ анкетирования родителей, который позволяет мне выявить наиболее интересные для родителей темы для обсуждения:

С родителями обсуждаются формы работы и наиболее популярными являются тренинги.

По анализам консультирования семей я могу сделать вывод, что чаще всего за консультацией обращаются родители по причине  детско-родительского взаимодействия.

Очень популярным среди родителей является работа клуба.  Такой родительский клуб «Острые углы семейного воспитания» начал свою работу 1 сентября 2007  года в МКОУ «Липковская СОШ №1 ».

Работа клуба  направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.

 Целью работы клуба является  оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (одиноким родителям) путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Воспитание родительской ответственности. Наши встречи проходят 1 раз в четверть, по необходимости чаще, но в течение четверти ведется активная консультативная, диагностическая работа с родителями.  Количество родителей  посещающих клуб  с каждой встречей увеличивается.

  По мнению родителей - все родительские собрания - это устаревшая форма общения школы и семьи. Они считают, что родительские собрания представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся. Им хотелось бы выступать не в роли пассивных слушателей, а проявлять активность, делиться опытом воспитания, строить общение. Для того чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания, назрела необходимость искать новые формы проведения родительских собраний.

  Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями обучающихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается обучающийся.

    Мне хотелось бы познакомить вас с техниками формами и методами работы с родителями , которые помогут сделать родительские собрания интересными и практически ориентированными, придают родительским собраниям новизну и создают желание слышать и слушать психолога.

 Но для начала давайте обсудим, чем же стандартное шаблонное родительское собрание угнетает родителей и не способствует повышению родительской компетенции и культуры психологических знаний.

Слайды из презентации:приложение

.Существуют принципы работы с родителями , которые необходимо знать каждому педагогу:

Основные методы работы  педагога-психолога с родителями:

Информационные методы:

  • информационные тексты,
  • устные информационные сообщения,
  •  информационные лекции.

 Проблемные методы:

  •  проблемные лекции,
  •  Работа школьного родительского клуба,
  •  детско-родительские мероприятия,
  •  тренинги.

Информационные тесты:

   Дают родителям возможность не только получить полезные знания, но и осознать собственную родительскую позицию

Устные информационные сообщения:

    Представляют собой достаточно короткие выступления психолога на родительском собрании — в процессе знакомого и безопасного для родителей школьного мероприятия.

Информационные лекции:

  Представляют собой выступления, в которых дается более подробная, чем в устных сообщениях на родительских собраниях, информация.  Они не только расширяют информационное поле родителей, но активно побуждают их к рефлексии собственной родительской позиции.

Проблемные методы:

    Главная их задача — не столько информирование родителей, сколько побуждение к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, новых, непривычных способов воздействия. Проблемной называют такую ситуацию, которая порождает у человека внутреннюю потребность к получению новых знаний, открытию новых способов действия, что является начальным моментом, источником творческого мышления.

Круглый стол:

   Позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дает возможность проявить активность тем, кто захочет это сделать. В то же время остальные могут занять позицию слушателей. Круглый стол — это встреча родителей одного класса, которым для обсуждения предлагается определенная значимая тема. Для стимулирования активности и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов.

 Принципиально важным условием проведения круглого стола является обязательное присутствие классного руководителя, который также становится участником обсуждения, выходит из привычной учительской роли, проявляет простые человеческие качества, знакомится с родителями в новых, более открытых обстоятельствах.   Активными будем называть такие методы, которые обеспечивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их какие-либо внешние действия.

Детско-родительские мероприятия

   Подобные мероприятия необходимы при переходе ребенка в очередную возрастную группу, когда он получает возможность и желание общаться с окружающими иначе, из более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ним прежний детский стиль взаимодействия.

   Проводятся в форме игры с элементами тренинга.

Задача детско-родительских мероприятий — показать взрослым возможности ребят в общении, акцентировать внимание на наиболее значимых в том или ином возрасте проблемах. Не менее важно и то, что появляется возможность увидеть одноклассников своего ребенка и понять его место среди них. А также через сравнение с другими детьми осознать проблемы и ресурсы сына или дочери.

Технология «Незаконченное предложение»

Использование видео-фрагментов . Видео по теме встречи с родителями также поможет раскрыть проблему, поднимаемую психологом. 

  • Чем хороши мультфильмы: Мультфильмы очень выразительны.
  • Мультфильмы представляют собой готовые материалы.
  • Ситуация, представленная в мультфильме, имеет условный характер
  • Мультфильмы обладают положительной эмоциональной нагруженностью.

Техника метафор:

Метафоры  выполняет важные функции:

 дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям;

 актуализирует первичные представления об обсуждаемом явлении, понятии;

налаживает связь семантических полей родителей и психолога;

способствует систематизации донаучных житейских представлений.

Использование притчи:

Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:

1. Привлекают и удерживают внимание.

2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.

3. Сводят к минимуму непонимание.

4. Усиливают запоминание.

5. Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.

Технология «Микрофон»

Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал.

Родители берут микрофон и спрашивают , что их интересует.

Игра «Реклама на телеканале»

Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы :я родитель, моя семья, мой сын ученик 6 а класса, наша школа, наш класс или способности моего ребенка.

 Технология «Анализ конкретной ситуации или метод кейсов»

Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

 Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

 Метод тренинга: Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Педагогам и родителям на заметку.

Дети учатся жить у жизни. Правила Марии Монтессори.

Если: 

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

    Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями.

В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями: 

  • Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
  • Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
  • Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
  • Важно четко и аргументировано информировать родителей о проблемах школы, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

Список литературы 

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
  3. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  4. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. - 383 с.
  5. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351 с.
  6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
  7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.

МКОУ «Липковский центр образования№1»

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ

присутствующих на  районном мастер-классе педагога психолога

Ким Е.В. на тему «Активные формы взаимодействия с родителями обучающихся»

Дата проведения: 17 сентября 2015 года.

ФИО

 должность

ОУ

Подпись