Соотношение типа детско-родительского отношения и показателей коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста

Вербицкая Евгения Сергеевна

В статье описано исследование, целью которого являлось изучение соотношения между типом детско-родительского отношения и показателем коммуникативной компетентности ребенка. Указана гипотеза, использованный психодиагностический инструментарий. Раскрыто подробное описание результатов исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lyubimovoy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Любимова Евгения Сергеевна

Педагог-психолог

МАОУ СОШ №7 г. Когалыма

 Соотношение типа детско-родительского отношения и показателей коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста

В настоящее время проблема детско-родительских отношений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья подрастающего поколения.

Происходящие социальные и экономические изменения в обществе не могут не сказаться на семье. Задача общества состоит в том, чтобы сохранить основные функции, уклад и здоровую обстановку семьи, тщательно оберегать ее, так как нормальная семья, с точки зрения влияния на формирование человека, обладает большими потенциальными возможностями, чем любой социальный институт. Изменение ее структуры, нарушение ее равновесия, ослабление ее эмоционального влияния может отрицательно сказаться на физическом и психическом состоянии ее членов, в том числе детей. Именно поэтому изучение детско-родительских отношений является очень важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка.

Данная проблема рассматривается в работах таких авторов, как: А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Г.Крайг и др.

О. А. Карабанова определяет детско-родительские отношения как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Опираясь на определение А. Я. Варги и В.В. Столина, можно сказать что, родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Они выделяют 5 типов детско-родительских отношений: принятие, кооперация, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Остро стоит также и проблема коммуникативной компетентности детей, так как с активным развитием средств массовой информации межличностное общение отходит на второй план, его заменяет виртуальный мир. Дети не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с другими людьми. В то же время младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому встает необходимость выявлять уровень коммуникативной компетентности каждого ребенка.

Несмотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Исследованием коммуникативной компетентности занимались Ю.М. Жуков, О.И. Муравьева, С.М. Рогожникова, И.В. Макаровская, Н.С. Колмогорова, Е.А. Капустина и др.

Выше сказанное определило тему нашего исследования «Соотношение типа детско-родительского отношения и показателей коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста».

Цель исследования:  изучение соотношения между типом детско-родительского отношения и показателем коммуникативной компетентности ребенка.

Объект исследования:  детско-родительские отношения и коммуникативная компетентность детей.

Предмет исследования: соотношение между типом детско-родительского отношения и коммуникативной компетентностью детей.

Гипотеза исследования: тип детско-родительского отношения и уровень  коммуникативной компетентности ребенка связаны.

Методологические основы исследования:   принцип детерминизма,

принцип единства сознания и деятельности, позиция А.Я. Варги на проблему детско-родительских отношений, позиция О.В. Крючковой на проблему коммуникативной компетентности, работы И.Н. Зотовой, определяющей структурные компоненты коммуникативной компетентности.

Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностический инструментарий, методы математической статистики.

Психодиагностический инструментарий:  тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика на изучение навыков культуры общения (модифицированная нами), методика на изучение коммуникативных умений (модифицированная нами).

Анализ данных по методике изучения навыков культуры общения позволил получить следующие результаты. Испытуемые были поделены на 3 группы, в зависимости от уровня сформированности навыков общения со взрослым.

Первую группу составили 90 % испытуемых с высоким уровнем сформированности навыков общения. Они отличаются умением слушать взрослого, разговаривать спокойно, глядя в лицо, употреблением вежливых слов, спокойной реакцией на просьбы взрослого.

Вторая группа – 10 % испытуемых – дети со средним уровнем. Навыки общения сформированы частично. Дети знают, как зовут взрослого по имени, отчеству, но не всегда обращаются к нему именно так, могут перебивать, не всегда проявляют сочувствие и внимание по отношению к взрослому.

Низкого уровня выявлено не было.

Анализ данных по методике изучения навыков культуры общения позволил получить следующие результаты. Испытуемые были поделены на 3 группы, в зависимости от уровня сформированности навыков общения со сверстниками.

Первую группу составили 52% испытуемых с высоким уровнем сформированности навыков общения. Они отличаются вежливостью, умением спокойно выражать свои желания и просьбы, проявлением заботы, внимания и сочувствия, внимательностью к настроению других людей.

Вторая группа – 38% испытуемых - дети со средним уровнем. Навыки общения сформированы частично. Дети умеют здороваться, но не всегда это делают, умеют разрешать конфликтные ситуации, но сами конфликты возникают довольно часто.

Третью группу составили 10% испытуемых с низким уровнем. Эти дети не здороваются и не прощаются со сверстниками, не замечают настроения других людей, не внимательны к ним, конфликтные ситуации возникают часто, при этом они не умеют их разрешать.

Анализ данных по методике изучения навыков культуры общения позволил получить следующие результаты.

Ровный характер взаимоотношений в общении со сверстниками наблюдается у 38 % испытуемых. Эти дети неконфликтные, стараются не показывать симпатию или антипатию к собеседнику, не стремятся отстоять свою точку зрения.

33% испытуемых – дети с доброжелательным характером взаимоотношений в общении со сверстниками. Они с помощью вербальных и невербальных средств демонстрируют детям свое положительное отношение, стараются во всем помогать.

Равнодушный характер взаимоотношений  в общении со сверстниками присущ 5% испытуемых. Эти дети не интересуются состоянием, настроением,  других детей. Не стремятся помочь в проблемной ситуации.

Скрыто-негативный характер взаимоотношений в общении выявлен у 5 % детей. Могут иметь к некоторым детям неприязнь, но при этом открыто в конфликты не вступают.

Избирательный характер взаимоотношений в общении со сверстниками наблюдается у 19% детей.  Они стараются общаться лишь с теми, кто приятен, на остальных чаще всего не обращают особого внимания.

Открыто-негативного характера выявлено не было.

Анализ данных по методике изучения коммуникативных умений позволил получить следующие результаты. Испытуемые были поделены на 3 группы, в зависимости от уровня сформированности коммуникативных умений.

Первую группу составили 9 % испытуемых с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений. Эти дети умеют договариваться друг с другом, могут уступить для принятия общего решения, спокойно реагируют на какие-либо изменения в ходе работы, помогают партнеру.

Вторая группа – 81 % испытуемых - дети со средним уровнем. Коммуникативные умения сформированы частично. Эти дети положительно оценивают свою работу в конце задания, но не всегда также оценивают работу партнера, замечают у товарища отступление от первоначального замысла, не всегда спокойно реагируют на изменения в ходе работы.

Третью группу составили 10 % испытуемых с низким уровнем. Эти дети не могут уступить партнеру для принятия общего решения, не помогают товарищу в ходе работы, не умет рационально использовать средства деятельности.

Подсчет результатов по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволил распределить испытуемых по группам в зависимости от преобладания типа детско-родительского отношения.

По шкале «Принятие-отвержение» 43 % испытуемых получили высокие баллы, т.е. родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, стремятся провести с ним много времени и одобряют его интересы.

По шкале «Кооперация» у 38 % испытуемых были выявлены высокие баллы. Такие родители заинтересованы в делах ребенка. Они стараются во всем ему помочь, высоко ценят интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

По шкале «Симбиоз» 5 % испытуемых стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ним единым целым, стремятся удовлетворить  все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Это соответствует высоким баллам по этой шкале.

В отдельную группу мы выделили родителей, у которых не определен тип детско-родительского отношения. Для 14 % испытуемых характерно соотношение нескольких типов.

Типы родительского отношения «контроль» и «инфантилизация» выявлены не были.

 Для выявления соотношения типа детско-родительского отношения и показателя коммуникативной компетентности ребенка мы использовали коэффициент корреляции К.Пирсона.  

В результате анализа данных, корреляционных связей выявлено не было. Соответственно гипотеза о связи типа детско-родительского отношения и уровня  коммуникативной компетентности ребенка не нашла своего подтверждения.

Библиографический список

  1. Зотова, И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности [Текст] // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика».-№13(68).- Таганрог.- 2006.- 225-227с.
  2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: Учебное пособие.-М.:Гарадарики.,2005. – 118с.
  3. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст].-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-32с.
  4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии. [Текст] Г.А. Урунтаева , Ю.А. Афонькина. –М.- 1995.-196 с.