Мотивы плохого поведения
Изучение мотивации занимает важное место в образовании, поскольку оно позволяет объяснить поведение обучающихся в образовательных учреждениях. Эмпирические ис- следования показали, что уровень учебной мотивации является одним из ключевых факторов, влияющих на вовлеченность студентов в учебную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_plohogo_povedeniya.ppt | 445.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Активное поведение НПВ Приемы: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса Пассивное поведение НПВ Приемы: ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно Реакция педагога Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителя Временно прекращают выходку Происхождение (причина) НПВ Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Сильная сторона поведения НПВ Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем Принципы предотвращения поведения НПВ Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.
Когда цель — привлечение внимания: меры экстренного педагогического воздействия Стратегии Техники Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Контакт глазами. Становитесь рядом. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. Посылайте секретный знак. Посылайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до предела демонстративную выходку. Весь класс присоединяется к выходке. «Разрешенная квота». Делайте неожиданности! Выключите свет. Издайте музыкальный звук. Говорите тихим голосом. Измените голос. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. Отвлеките студента Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Обращайте внимание группы на примеры хорошего поведения Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске. Пересаживайте учеников Меняйте учеников местами. «Стул размышлений».
Характеристики властолюбивого поведения Активное властолюбивое поведение Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивное властолюбивое поведение Тихое непослушание: студенты обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое оправдание ленью, плохим вниманием, забывчивостью, плохим слухом Реакция педагога Эмоции: гнев, негодование, может быть, страх. Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Происхождение властолюбивого поведения 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению Сильные стороны властолюбивого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы профилактики властолюбивого поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти.
Характеристики мстительного поведения Активное мстительное Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим Пассивное мстительство Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта Реакция учителя Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху Импульс: немедленно ответить силой, как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса) Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа – вредить. Действия – выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить ее Происхождение мстительного поведения Отражение роста насилия в обществе. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» разрешения конфликта Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли Принципы профилактики мстительного поведения строить отношения о всеми учениками по принципу заботы о них учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами
цель - власть или месть: меры экстренного педагогического вмешательства стратегии техники Ищите «изящный у ход» Признайте власть ученика Уберите зрителей Переносите обсуждение вопроса Делайте записи Озадачивайте учеников Соглашайтесь с учеником Меняйте тему Используйте удаление Удаление не выходя из класса Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы Устанавливайте санкции Лишение или отлагательство права заниматься чем-то Лишение или отлагательство права пользования предметами Лишение доступа в различные помещения школы Прекращение взаимодействия с другими учениками Требование встречи с администрацией школы Требование встречи с родителями Требование встречи с милицией Возмещение учеником убытков: Починка, ремонт предметов, вещей. Возвращение вещей на место. Замена на равноценные
Характеристика поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма ИН-поведения Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным Пассивная форма ИН-поведения Откладывание на потом. Не доведение до конца. Временная неспособность. Официальные диагнозы Реакция учителя Чувства : профессиональной беспомощности Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученика Стиль ответа : зависимость. Действия: продолжает ничего не делать Происхождение ИН-поведения Отношение по типу «красного карандаша». Необоснованные ожидания родителей и учителей. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. Упор на соревнование в классе Сильные стороны Ин-поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников —сильных сторон нет Принципы профилактики ИН-поведения Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми
Когда цель – избегание неудачи: меры экстренного вмешательства Стратегии Техники Изменить методы объяснения Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя. Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе Классные плакаты с «заклинаниями».Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларация «Я смогу» перед выполнением задания. делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок формировать веру в успех Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Ограничивайте время ваших заданий. концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Анализируйте прошлый успех. Повторяйте и закрепляйте успехи делать процесс обучения ощутимым Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о вчера, сегодня и завтра. отмечать достижения Аплодисменты. «Звезды и наклейки». Награды и медали. Выставки. Позитивная изоляция. Самопризнание
Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность Что говорит взрослый Что слышит ребенок Принятие Ты хороший Я хороший Внимание Я вижу тебя Я что-то значу Уважение Спасибо тебе за… Мои усилия замечены Одобрение Я знаю о тебе что-то замечательное Я состоятелен Теплые чувства Ты мне нравишься Кто-то заботится обо мне
Как помогать ученикам вносить свой собственный вклад в групповые отношения стратегии техники Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса Приглашайте учеников помогать Вам ежедневно в решение разных учебных задач Требуйте, чтобы ученики высказывали и обосновывали предпочтения в ходе учебного процесса Принимайте правила вместе с учениками Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим Ученическое репетиторство Ученики выражают признание и одобрение друг другу Аплодисменты Поощрительные утверждения Письменные посвящения Одобрительный пароль
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель (родитель) здесь пока еще я», оставляем последнее слово за собой, начинаем кричать, используем такие позы и жесты, которые «давят»: напряженный позы сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», используем сарказм, обращаемся к оценке характера ученика, действуем как начальник ( с превосходством ), используем физическую силу, втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, настаиваем на своей правоте, читаем проповеди, ставим учеников в угол, оправдываемся, защищаемся или «даем взятку», делаем обобщения типа: «Вы все одинаковы», делаем необоснованные изобличения, изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками, передразниваем учеников, сравниваем одного ученика с другим, командуем, требуем, давим, поощряем ученика, награждая его.
- Мне нравится (1)