Мотивы плохого поведения

Максимович Александра Эдуардовна

Изучение мотивации занимает важное место в образовании, поскольку оно позволяет объяснить поведение обучающихся в образовательных учреждениях. Эмпирические ис- следования показали, что уровень учебной мотивации является одним из ключевых факторов, влияющих на вовлеченность студентов в учебную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon motivy_plohogo_povedeniya.ppt445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивы плохого поведения

Слайд 2

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Активное поведение НПВ Приемы: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса Пассивное поведение НПВ Приемы: ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно Реакция педагога Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителя Временно прекращают выходку Происхождение (причина) НПВ Родители и учителя больше внимания уде­ляют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать вни­мания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым мес­том». Сильная сторона поведения НПВ Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем Принципы предотвраще­ния поведения НПВ Больше внимания уделять хорошему пове­дению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Слайд 3

Когда цель — привлечение внимания: меры экстренного педагогического воздействия Стратегии Техники Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Контакт глазами. Становитесь рядом. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. Посылайте секретный знак. Посылайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до предела демонстративную выходку. Весь класс присоединяется к выходке. «Разрешенная квота». Делайте неожиданности! Выключите свет. Издайте музыкальный звук. Говорите тихим голосом. Измените голос. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. Отвлеките студента Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Обращайте внимание группы на примеры хорошего по­ведения Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске. Пересаживайте учеников Меняйте учеников местами. «Стул размышлений».

Слайд 4

Характеристики властолюбивого поведения Активное властолюбивое поведение Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивное властолюбивое поведение Тихое непослушание: студенты обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое оправдание ленью, плохим вниманием, забывчивостью, плохим слухом Реакция педагога Эмоции: гнев, негодование, может быть, страх. Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Происхождение властолюбивого поведения 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению Сильные стороны властолюбивого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы профилактики властолюбивого поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти.

Слайд 5

Характеристики мстительного поведения Активное мстительное Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим Пассивное мстительство Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта Реакция учителя Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху Импульс: немедленно ответить силой, как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса) Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа – вредить. Действия – выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить ее Происхождение мстительного поведения Отражение роста насилия в обществе. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» разрешения конфликта Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли Принципы профилактики мстительного поведения строить отношения о всеми учениками по принципу заботы о них учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами

Слайд 6

цель - власть или месть: меры экстренного педагогического вмешательства стратегии техники Ищите «изящный у ход» Признайте власть ученика Уберите зрителей Переносите обсуждение вопроса Делайте записи Озадачивайте учеников Соглашайтесь с учеником Меняйте тему Используйте удаление Удаление не выходя из класса Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной адми­нистрации Удаление с применением силы Устанавливайте санкции Лишение или отлагательство права заниматься чем-то Лишение или отлагательство права пользования предметами Лишение доступа в различные поме­щения школы Прекращение взаимодействия с дру­гими учениками Требование встречи с администраци­ей школы Требование встречи с родителями Требование встречи с милицией Возмещение учеником убытков: Починка, ремонт предметов, вещей. Возвращение вещей на место. Замена на равноценные

Слайд 7

Характеристика поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма ИН-поведения Вспышки негодования: ученик теряет кон­троль над собой, когда давление ответственно­сти становится слишком сильным Пассивная форма ИН-поведения Откладывание на потом. Не доведение до конца. Временная неспособность. Официальные диагнозы Реакция учителя Чувства : профессиональной беспомощности Импульс: оправдаться и объяснить поведе­ние ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученика Стиль ответа : зависимость. Действия: продолжает ничего не делать Происхождение ИН-поведения Отношение по типу «красного карандаша». Необоснованные ожидания родителей и учи­телей. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. Упор на соревнование в классе Сильные стороны Ин-поведения Ученики хотят успеха: все делать только от­лично, лучше всех. Для большинства учеников —сильных сторон нет Принципы профилактики ИН-поведения Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми

Слайд 8

Когда цель – избегание неудачи: меры экстренного вмешательства Стратегии Техники Изменить методы объяснения Использовать осязаемый материал и компью­терные программы для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя. Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе Классные плакаты с «заклинаниями».Ищите два «плюса» на каждый «минус». Декларация «Я смогу» перед выполнением задания. делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок формировать веру в успех Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Ограничивайте время ваших заданий. концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Анализируйте прошлый успех. Повторяйте и закрепляйте успехи делать процесс обучения ощутимым Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о вчера, сегодня и завтра. отмечать достижения Аплодисменты. «Звезды и наклейки». Награды и медали. Выставки. Позитивная изоляция. Самопризнание

Слайд 9

Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность Что говорит взрослый Что слышит ребенок Принятие Ты хороший Я хороший Внимание Я вижу тебя Я что-то значу Уважение Спасибо тебе за… Мои усилия замечены Одобрение Я знаю о тебе что-то замечательное Я состоятелен Теплые чувства Ты мне нравишься Кто-то заботится обо мне

Слайд 10

Как помогать ученикам вносить свой собственный вклад в групповые отношения стратегии техники Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса Приглашайте учеников помогать Вам ежедневно в решение разных учебных задач Требуйте, чтобы ученики высказывали и обосновывали предпочтения в ходе учебного процесса Принимайте правила вместе с учениками Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим Ученическое репетиторство Ученики выражают признание и одобрение друг другу Аплодисменты Поощрительные утверждения Письменные посвящения Одобрительный пароль

Слайд 11

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель (родитель) здесь пока еще я», оставляем последнее слово за собой, начинаем кричать, используем такие позы и жесты, которые «давят»: напряженный по­зы сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», используем сарказм, обращаемся к оценке характера ученика, действуем как начальник ( с превосходством ), используем физи­ческую силу, втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, настаиваем на своей правоте, читаем проповеди, ставим учеников в угол, оправдываемся, защищаемся или «даем взятку», делаем обобщения типа: «Вы все одинаковы», делаем необоснованные изобличения, изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками, передразниваем учеников, сравниваем одного ученика с другим, командуем, требуем, давим, поощряем ученика, награждая его.