Основы межкультурных коммуникаций.Сферы коммуникации.

Туйцына Татьяна Николаевна

Кммуникации происходят в различных сферах, в некоторых из них: архитектура, музыка...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omk.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ  ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева»

   

Кафедра теории и методики дошкольного образования и домоведения.

Контрольная работа

по дисциплине: « Основы межкультурной коммуникации».

На тему:

«Сферы коммуникации».

                                                                         

                                                                           Выполнила:

                                                                           студентка 2 курса  з/о

                                                                           ф-та ДиКПиП

                                                                           СДПиП 2С

                                                                           Туйцына Т.Н.

                                                                           Проверила:

                                                                           Лукичева О.М.

Чебоксары  2012.

Содержание:

1. Введение.

2. Сферы коммуникации.

3. Современные сферы коммуникации в нашей стране.

4. Массовая коммуникация.

5. Заключение.

Список литературы.

1.Введение.

Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.

Термин коммуникация появился в научной литературе в начале ХХ века и имеет три значения:

 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;

 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);

 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).

Ведущую роль в социологическом  исследовании проблем коммуникации занимает социология массовой коммуникации. Коммуникация имеет специфику в разных сферах общественной жизни и проявляется в разных формах.

Коммуникация происходит в разных сферах. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Известный итальянский исследователь, Умберто Эко, считающий, что «культура есть по преимуществу коммуникация», предложил собственный, интересный и глубокий анализ ряда коммуникативных сфер: кино, живописи, архитектуры, рекламы и др. Глубокий анализ коммуникации в рекламной, торговой, политической сфере, в кино и фотографии можно найти в работах Ролана Борта.

2.Сферы коммуникации.

В.А. Аврорин называет и выделяет 14 коммуникативных сфер:

-семейное общение,

-общение внутри производственного коллектива,

 -общение в пределах населенного пункта,

 -общение на разного рода собраниях,

 -общение в школьном обучении всех ступеней,

 -каналы массовой информации, литературное творчество,

 -сфера науки, религии,

 -общегосударственного и местного производства, личная переписка,

 -общение внутри одноязычного коллектива,

  -общение между разноязычными людьми и коллективами,

  -общение с машинами (речевое управление) или:

1) сфера хозяйственной деятельности;

2) сфера общественно – политической деятельности;

3) сфера быта;

4) сфера организованного обучения;

5)сфера художественной литературы;

6) сфера массовой информации;

7) сфера эстетического воздействия;

8) сфера устного народного творчества;

9) сфера науки;

10) сфера всех видов производства;

11) сфера личной переписки;

12)сфера религиозного культа» [1, 76-77] .

Л.Б. Никольский выделяет 6 коммуникативных сфер:

 1) сфера общегосударственного общения;

 2) сфера регионального общения;

 3) сфера местного общения;

4) сфера производства;

5) сфера семейно-бытового общения;

6) сфера ритуального общения .

Чешский учёный В.Барнет вычленяет другие 6 сфер: 1) общенародное публичное официальное общение; 2) повседневное публичное неофициальное общение (общенародное или же потенциально общенародное); 3) региональное непубличное неофициальное общение; 4) неофициальное непубличное общение в коллективе, например, профессиональном; 5) частное неофициальное семейное общение; 6) конфессиональное культовое общение [2, 176].

По мнению Г.А. Золотовой, «представление всех форм, или сфер, национального языка в виде центра и периферии помогает соотнести культурно-коммуникативную их роль и место их в грамматической компетенции русскоговорящего социума. Центр составляют общие и обязательные для всех носителей сферы устно-разговорного и книжно-письменного литературного языка; другие формы или сферы, относятся к центру как периферийные» (неисконная и эмигрантская русская речь; народные говоры, диалекты; научно-технические и профессиональные языки; тексты-памятники; просторечие). Соотношение коммуникативных сфер и обслуживающих их идиомов является одним из признаков, по которым характеризуется языковая ситуация.

Специфической сферой коммуникации выступает массовая коммуникация, которая может быть определена как культурная область, состоящая из открытых упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регулированию.

В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать, например, презентации и выставки. В политической сфере примером коммуникативного события может быть визит главы государства (запланированное и организованное событие) и террористический акт (незапланированное, по крайней мере, правительственными структурами, событие, которое требует определенной реакции). В случае незапланированного коммуникативного события мы часто сталкиваемся с необходимостью кризисной коммуникации.

3.Современные сферы коммуникации в нашей стране.

Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). Но и здесь, в связи с развитием психоанализа, нейролингвистического программирования, с одной стороны, а также с появлением служб семьи и подростковой психологической помощи, с другой, возникают новые коммуникативные проблемы и задачи. Как говорить с подростком-наркоманом? – вопрос, ответ на который должны дать не только психология и социология, но и лингвистика.

Сфера производственной коммуникации в нашей стране была в поле зрения, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального) руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и развалить ее. В сущности, работа отделов кадров в нашей стране должна включать решение подобных проблем. Сейчас же эти отделы, в отличие от соответствующих отделов в учреждениях западных стран, занимаются «бумажной работой». В период тоталитаризма в функции этих отделов входил, в основном, надзор за сотрудниками, сбор сведений об их происхождении и «благонадежности». До сих пор документы при приеме на работу (личный листок) включают, например, такие графы, как социальное происхождение (из рабочих, из крестьян, из служащих). В современной ситуации подобные тексты выглядят анахронизмом и могут быть причислены к ритуальным атавизмам (утрачена функция, но сохраняется форма и регулярность отправления ритуала).

В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, пусть и в достаточно упрощенной форме.

Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через Интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.

Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в нашей стране в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и «паблик рилейшнз» у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.

Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса – также отдельная область рассмотрения.

Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса также достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.

Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.

Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в церкви. Здесь также важна проблема понимания и интерпретации, недаром наука герменевтика (теория интерпретации) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания.

4. Массовые коммуникации.

Одна из важнейших коммуникативных сфер тесно связана с социально значимыми видами деятельности, которые традиционно называют «паблик рилейшнз» (ПГ) – «связями с общественностью», возникшими в США в 1903 г. Сейчас 80% из 300 крупнейших компаний США имеют отдел «паблик рилейшнз» и одноименный курс преподается в 350 колледжах. В России эта деятельность получила новый импульс в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем, таких, как экология, этика, религия, образование, культура и др.

Массовая  коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: 1) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); 2) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио - и телеприёмные устройства; 3) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; 4) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: а) создает и поддерживает общую «картину мира», б) создает и поддерживает «картину отдельной общности», в) передает от поколения к поколению ценности культуры, г) предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Эффективность массовой коммуникации определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей.

Согласно  Лазарсфельду и Р. Мертону массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей): 1) присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; 2) укрепления социальных норм; 3) непреднамеренное преобразовывание энергии людей от активного участия к пассивному знанию.

5. Заключение.

Коммуникативное пространство, которое охватывает все сферы жизнедеятельности современного человека, нуждается в осмысленном и целенаправленном развитии. В первую очередь признание его места и роли в общественном процессе, а также активное использование скрытых в нем потенциалов. Поскольку коммуникации и коммуникативные технологии динамично развиваются, энергию их роста стоит использовать для общественно важных процессов.

Проблема влияния коммуникаций на социальные процессы и осознание их общественной позитивной роли находятся сегодня в центре внимания. Через развитие коммуникационных каналов и сетей разрешаются многие проблемы постиндустриального (информационного) общества. Коммуникации способны структурировать реальность, какую бы сферу жизнедеятельности человека она ни представляла: общественную, политическую, экономическую, духовную и т.п.

Коммуникации, пронизывающие общество, дают возможность развиваться его субъектам вместе с ним. Таким образом, мера коммуникативности становится критерием выживаемости и устойчивости в нынешних условиях, где риск, кризисы и постоянные изменения являются данностью.

В коммуникационном пространстве, трактуемое нами как совокупность связей внутри и между всех сфер жизнедеятельности человека, стратегические коммуникации занимают особое место как наиболее значимые и приоритетные виды связей.

Список литературы:

1.  Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (к вопросу о предмете социолингвистики). М.: Просвещение, 1975. С.126.

2.  Барнет В. Связь коммуникативной сферы и разновидности языка в славянских языках. Новое в зарубежной лингвистике. М.: 1988. С. 198.

3.  Барнет В. Дифференциация национального языка и социальная коммуникация. Новое в зарубежной лингвистике. М.: 1988. С. 230.

4.  Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000.С.165.

5.  Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Просвещение,1989.С.185.

Интернет ресурсы, используемые при написании контрольной работы:

voluntary.ru›Российская социологическая энциклопедии

http://www.metavision.com.ua/model/communication.html

http://www.bestreferat.ru/referat-113663.html

http://sbiblio.com/biblio/archive/koneckaja_sociologija/05.aspx

http://slovari.yandex.ru/сферы%20коммуникации/значение/

http://www.analiculturolog.ru/archive/item/620-essence-communications.html

http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0132702

http://psyfactor.org/lib/zelinski-07.htm

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/MEZHKULTURNAYA_KOMMUNIKATSIYA.html?page=0,1

http://society.polbu.ru/konetskaya_commsociology/ch40_all.html

http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978527200334&at=exc&n=0

http://psyfactor.org/lib/zelinski-07.htm