ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»

Чернышев Александр Юрьевич

Практикум для самостоятельной работы студентов и активизации их работы на семинарских занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_teme.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ»

Задание 1

        Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей и родственников. В них поэтапно описана   трудовая   карьера.   Записи   об   увольнении   и   приеме   на   работу   послужат   вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и собрать  информацию о том,  к какому типу  мобильности  она относится (вертикальная: восходящая   или   нисходящая,   горизонтальная),   как   долго   она   длилась,   была   ли   она скачкообразной  или  непрерывной,  интенсивной или  перемещений     совершалось  немного. Определите дистанцию и скорость социальной мобильности. Таким образом, вы опишете внутрипоколенную мобильность человека.

Задание 2

        Проведите интервью с родителями, родственниками или с их друзьями. Задайте им следующие вопросы:

каково их занятие (профессия)?

каким было первое их занятие?

каково нынешнее (последнее) занятие их отца?

каким было первое после окончания школы занятие их отца?

Собранную у опрошенных информацию занесите в таблицу:

Респондент 

Нынешнее   занятие (профессия) сына

 

Первое занятие сына 

Нынешнее (последнее) занятие отца  

Самое первое занятие отца 

1. 

2. 

3. 

А теперь сравните социальное положение сына после окончания школы (или вуза)  и соответственно - его отца. Различается ли оно? Подумайте, с чем это связано? Аналогично сравните нынешнее занятие сына с нынешним (последним) занятием отца. Можно ли утверждать, что нынешний социальный статус сына более высок, чем он был у его отца? Имейте в виду, что один и тот же статус может иметь разный «вес» в разное время. Почему? Оцените престиж социального статуса отца в его время и сейчас? С чем связаны его изменения? Ответив на последний вопрос: «Что повлияло на достижения отца, благодаря чему или кому достиг нынешнего положения сын?», вы тем самым опишете факторы социальной мобильности героев вашей работы.

Задание 3.

        Составьте список причин увольнений с работы, а затем проранжируйте их по степени распространенности. Проведите интервью с родителями и знакомыми, узнайте по каким причинам они увольнялись с работы. Составьте новый список. Совпадет ли он с вашим? В чем их различия?

Задание 4

        Исходя  из собственного жизненного опыта, определите,  какие из перечисленных качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению «наверх», деловой карьере: воля, честность, темперамент, интеллект, внешний вид, коммуникабельность, хитрость, физическая сила, целеустремленность, цинизм, способность рисковать, вежливость. Можете предложить свои варианты. Обоснуйте ответ. Попросите выполнить это задание ваших респондентов. Как они ответят? Различаются ли их представления о «качествах успеха» с вашими? Как вы думаете, почему различаются?

Задание 5.

        Проранжируйте (расположите по значимости) шесть символов успеха: образование, дружеские связи, престиж, гарантия работы, собственный дом, деньги. Пусть это же сделают ваши респонденты. Что у них и у вас в наибольшей степени способствует успеху в жизни, как вы и респонденты   его   понимаете?   Полученные   ответы   соотнесите   с   социальным   статусом отвечающего. Интересно, к каким выводам вы придете.

Задание 6

Приведено суждение:

«Социальные барьеры – это социальные фильтры, отбраковывающие засоренную воду и пропускающие наверх общества, где принимаются жизненно важные для него решения, чистую воду. Так должно быть в идеале. Но фильтры часто ломаются: титулы и должности покупают, аттестаты об образовании подделывают, семейное положение не учитывают».

        Какую функцию выполняют так называемые «социальные фильтры»? Приведите примеры из истории, как работали эти фильтры. Для каких обществ характерна ситуация, описанная в суждении? Что вы можете сказать о действии социальных барьеров в современном российском обществе?

Задание 7

        Российские социологи В.А.Иванова и В.Н.Шубкин (В.А.Иванова, В.Н.Шубкин. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества //Социс. 2005.№2. С.24) пишут:

«Важным признаком современного общества, по мнению З.Баумана, является обостренное ощущение неуверенности человека в его положении, в правах и доступности средств существования, все большей социальной незащищенности. По мнению британского исследователя, главное, чем занято современное общество, - это убеждение самого себя в том, что нарастающая неопределенность есть естественный способ существования: наше общество риска сталкивается с ужасающей проблемой, когда дело доходит до неизбежного примирения его членов с неудобствами и страхами повседневной жизни».

Подтвердите или опровергните реальными фактами  мнение американского социолога. К каким последствиям для людей и общества приводит такой способ существования?

        

Задание 8

  Прочитайте стихотворение К.Кинчева «Энергия». В нем выведен образ типичного маргинала. Опишите его черты.

К.КИНЧЕВ

ЭНЕРГИЯ

Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой,

Я здесь чужой, я там чужой.

В Москве я ленинградец, в Ленинграде москвич,

Нашла коса на камень, стекло на кирпич.

Который год подряд то здесь, то там,
Я скитаюсь по чужим квартирам и чужим домам,

И здесь, и там под лампой за кухонным столом

Меня просят спеть еще и угощают вином.

Но я устал от песен, я устал от дорог,

Я ненавижу этот вокзал.

Мне нужна передышка, я мечтаю о сне.

О, как я устал!

Кто подскажет, кто даст совет,

Это наважденье или нет?

Сегодня я снова должен петь,

Но я сам себя поймал в эту сеть.

Сегодня, как всегда у меня странная роль,

Я лишен опоры, я не знаю пароль.

Я вроде бы здесь, а вроде и там,

Пардон месье, бонжур мадам.

Моя неопределенность мешает мне жить,

Я не знаю, где нырнуть, не знаю, где всплыть,

Я не знаю где выход, не знаю, где вход,

Я не знаю где затон, не знаю, где брод.

Мне трудно быть рядом, я всегда вдалеке,

Я как сотня линий на одной руке,

Я как местоимение не имею лица,

Я ушел от начала, но не вижу конца.

1985

Задание 9

 Владимир Лютов, герой романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина» так говорил о себе: «Я – купец, но у меня не гривенники на месте глаз. Я, брат, в своем классе – белая ворона, и я тебе прямо скажу: не чувствуя внутренней связи со своей средой, я иногда жалею… даже болею этим… Вот оно что! Бывает, что думаешь: лучше быть повешенным, чем взвешенным в пустоте. Но – причаститься своей среде – не могу, может быть, потому, что сил нет, недостаточно зоологичен… Я давно уже привык думать о себе как о человеке – ни к чему… И тысячи таких же – тоже все люди ни к чему и никуда, - странное племя, не плохое, но ненужное. Беспочвенные люди…».

Что это за люди, о которых говорит Лютов? Много ли их сегодня среди нас? Русская литература оставила богатую галерею героев – «лишних людей», маргиналов. Вспомните их. Почему они стали восприниматься «лишними»? Как к ним относились русские писатели?

Задание 10

«Мы все имеем вид путешественников. Ни у кого нет определенной сферы существования, ни для чего не выработано хороших привычек, ни для кого нет правил; нет даже домашнего очага; нет ничего, что привязывало бы, что пробуждало бы в нас симпатию или любовь, ничего прочного, ничего постоянного; все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками, и даже больше, нежели те кочевники, которые пасут стада в наших степях, ибо они сильнее привязаны к своим пустыням, чем мы к своим городам».

За такие строчки П.А.Чаадаев, автор «Философических писем», был правительством Николая 1 назван сумасшедшим. Может ли быть маргиналом целый народ? Подтвердите или опровергните это утверждение примерами из истории.

Задание 11

 Послушайте или прочитайте текст известной песенки из мультфильма «Бременские музыканты» и ответьте на вопросы.

ПЕСНЯ ДРУЗЕЙ

Ничего на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги!

Нам любые дороги дороги!

Мы свое призвание не забудем –

Смех и радость мы приносим людям!

Нам дворцов заманчивые своды

Не заменят никогда свободы!

Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны-великаны.

Наша крыша – небо голубое.

Наша счастье – жить такой судьбою!

Что вы можете сказать о социальном статусе героев мультфильма? Какой смысл несет в этом произведении образ «дороги»?

Задание 12

         Из интервью социолога А.Новиковой  (Новая газета. 2005. №88.С.21):

-Никто не хочет идти служить в милицию, потому что рядовые сотрудники оказываются маргиналами внутри самой системы.

- Но они еще и маргиналы внутри социума?

- Да, и это понимают. Они работают в каждодневном переживании своего маргинального статуса. И пытки для некоторых сотрудников – это в том числе способ самоутвердиться, компенсация за то, что ты всего-навсего «дешевенькое пугало для преступников», цитируя одного  сотрудника. Они хотят повышения реального статуса у государства. Они считают себя подсобным органом: милиция на все случаи жизни. А они хотят иметь свою политическую роль – занимать понятное место в структуре государства. Ведь у них действительно очень важные функции для государства и общества».

        Как вы думаете, в чем причины такого положения милиции в современном обществе? К чему оно приводит? Как, по-вашему, повысить статус и престиж данной социальной группы?

Задание 13

 Из рабочих частушек периода перестройки: «Перестройка – мать родная, хозрасчет – отец родной. Надоела жизнь такая – лучше буду сиротой».

 Из современного лексикона практически исчезло понятие «рабочий класс», хотя российская статистика его фиксирует. Может, он деклассировался? Что это такое – «деклассирование»? В советском обществе рабочий класс провозглашался господствующим, а каково его положение сегодня?

Задание 14

Из монолога советского «бича» Юры (Огонек. 1987.№8):

 «… Все эти ГЭСы и ГРЭСы пройдены. Начинаешь – палатка, кончаешь – вагончик, а как сдается жилой дом, там все конторские. А Юра? Юра – сварной, Юра – арматура, Юра – за баранкой, у Юры смежные профессии, давай-ка, Юрий Батькович, начни еще Зейскую, Бурейскую, Колымскую, - стране нужен ток!. Юра едет. Так и промотался всю жизнь по плотинам да по вагончикам. Ни семьи, ни жилья…».

Что вы можете рассказать о современных российских «бичах»?

Задание 15

 В своих «Раздумьях о родине» писатель В.Белов пишет: «Никогда не выветрится из души ощущение бездомности, чувство начисто обворованного человека, которое пришло сразу же, когда я узнал, что в деревне никого больше нет, что дом заколочен, и печь, которая не остывала много десятилетий, остыла и часы-ходики остановились. Часто во сне я плакал сухими слезами, плакал, а за окнами общежития шумела бессонная громада Москвы».

Вспомните из  истории и расскажите, как происходило «раскрестьянивание» российской деревни. Образ крестьянина, оторванного от земли, привлекал писателей и художников. Назовите некоторые произведения.

Сегодня часто раздаются призывы «вернуть крестьянину крестьянское». Что имеется в виду?

Задание 16

 Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет писал: «Благодаря индустриализации огромные группы населения были оторваны от своих корней и собраны вместе в крупных центрах. Эта новая форма существования – со своей массовой психологией и социальной зависимостью от колебаний рынка и оплаты труда – произвела на свет индивида, который был нестабилен, незащищен и внушаем. Суть массовой психологии состоит в отсутствии жизненной программы. Это жизнь сегодняшним днем, здесь и сейчас, жизнь в циклическом времени: день – ночь – день – ночь. В этом случае время определяется по каким-то ярким событиям: это было тогда, когда… Больше всего /массу/ заботит собственное благополучие и меньше всего – истоки этого благополучия».

 Как вы думаете, к каким последствиям для общества может привести такое существование миллионов людей по всему миру?

Задание 17

Объясните своими словами, что такое «перекачка мозгов»? Где и когда наблюдалось подобное явление? Каковы его причины и последствия для страны, принимающей их, и для страны, отдающей их? Подготовьте сообщение по материалам прессы.

Задание 18

        Вадим Волков, доктор социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книги «Силовое предпринимательство» //Бандиты — феномен 90-х Русский репортер №6  |  28 июня 2007      [www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/06/qa_volkov/ ] рассказывает:

«Собирая материалы для книги, я общался со многими питерскими бандитами. В том числе с одним человеком из чеченской ОПГ. В 1990-х он назначал «стрелки» и «перетирал» вопросы. А уже в 2000-м на мой вопрос: «Чем занимаешься?» — ответил: «На юридическом учусь». Потом я долго его не видел. И вот недавно встретились, обменялись визитными карточками. На его визитке было два логотипа: юридической фирмы и охранного предприятия. Юридическая фирма мне известна. Она занимается двумя вещами: рейдерством и защитой от рейдерства. Это — типичная траектория бандитов, которые не вполне перестали ими быть. Они используют свои навыки силового предпринимательства там, где формальное хозяйственное право позволяет регулировать, отнимать и перераспределять собственность».

        Что вы можете сказать о мобильности героя книги?

Задание 19

Вотрен, герой повести О.Бальзака «Отец Горио», говорил: «Судите сами, что вам предстоит: сколько усилий, какой жестокий бой! Пятидесяти тысяч доходных мест не существует, и вам придется пожирать друг друга, как паукам, посаженным в банку. Известно ли вам, как здесь прокладывают себе дорогу? Блеском гения или искусством подкупать. В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего».

А вы как думаете?

Задание 20

- Когда лучше идти на практику, особого значения нет. Можно и на последнем курсе, и по окончании вуза, и поработав где-то в другой сфере – люди ищут себя. Это вообще особенность нашего современного образования, когда едва ли не половина выпускников вузов работает не по специальности. И я не думаю, что в ближайшее время что-то изменится. Жесткая профориентация, характерная для советской образовательной системы, – уже в прошлом. Это не вердикт нашей образовательной системе – скорее это характеристика нынешнего состояния мира, когда резко возросла динамика изменений, когда каждый человек хочет в отведенные ему сроки прожить не одну, а несколько жизней, когда мобильность, переменчивость кажется не злом, а благом.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ 

www.eksocman.hse.ru

        Какую мысль доказывает автор? Что вы скажете об его отношении к социальной мобильности? Используя знания обществоведческих курсов и факты общественной жизни, приведите доводы в обоснование  позиций: «мобильность – благо», «мобильность – зло».