Щукина Юлия Викторовна

Сайт учителя начальных классов

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: методика преподавания

Увлечения: путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 207 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yuliya-shchukina
«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.»
Адольф Дистервег

Как известно, от изменения целей образования до обновленных уро-ков в массовой школе необходимо пройти немалый путь. Учителя во все времена много работают над созданием современного урока. Особенно это важно в период реформ, а значит смены приоритетов и целей. Но школь-ные реформы российского образования 2000 – 2010 гг. пока не изменили результатов международного исследования качества образования PIZA : по читательской, математической и естественно - научной грамотности Россия находится на сороковых местах из 65 стран - участниц исследова-ния.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» написано: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века».
В послании президента от 12 декабря 2012 г. сказано еще более лако-нично: «Будущее за инновациями».
Известно, что модернизация и реформа организуются и проводятся государственной властью, а инновация - работниками образования, кото-рое во все времена работало в большей или меньшей степени в инноваци-онном режиме (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.).
В связи с этим возникает огромное количество вопросов. Каковы особенности внедрения инноваций в учебный процесс? Какие инновации помогут решить новые задачи образования? Для достижения каких новых целей не имеется пока соответствующих инноваций? Почему процессу внедрения инноваций на уроках не хватает системности? Что мешает учи-телям заниматься инновационной деятельностью? Какие виды, типы ин-новаций существуют и какие еще необходимы? По каким причинам обна-
5
руживается выраженное противоречие между уровнем развития педагоги-ческих исследований и образовательной практикой в школе? Насколько готовы учителя массовой школы к инновационной деятельности, дости-жению новых целей образования, реализации инновационных дидактиче-ских подходов?
Инновации классифицируют по разным основаниям: по уровням (фе-деральные, региональные, муниципальные, школьные, учительские); по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные); по видам деятельности (управленческие и педагогические); по масштабу ис-пользования, характеру изменений, источнику возникновения, степени объективности и другим основаниям .
На данный момент уже прошло несколько этапов модернизации рос-сийского образования: разработана методологическая основа для совре-менных преобразований; созданы дидактические инновации; появилась нормативно-правовая база; постоянно дорабатываются учебники; завер-шается информирование педагогов о том, каких перемен ждут от школ и от учителей. Мы уже знаем ответы на вопросы: « Зачем нужны изменения? Что нужно менять?», но зачастую не знаем, как это делать.
Пришло время методических инноваций. Здесь важно разделить соб-ственно педагогические инновации на два вида: дидактические и методи-ческие. Для реального достижения новых целей образования, массового внедрения дидактических инноваций на уроках нам необходимы не толь-ко инновационные принципы и идеи, но и инновационные формы, техно-логии и методы, приемы, средства, содержание, системы заданий для про-ведения уроков с учетом специфики конкретного предмета, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, т.е. необходимы методиче-ские интерпретации дидактических инноваций, которые называются мето-дическими инновациями.
Практическая сторона вопроса применения инноваций на уроках изучается многими авторами и с разных сторон. Данные исследования по-казывают высокую мотивационную готовность учителей к инновационной деятельности, к реализации новых стандартов, но из четырех возможных дихотомий на основе хочу и знаю выбирают : «Хочу внедрять инновации, но не знаю как».
В психолого-педагогической литературе подробно описаны много-численные инновации: деятельностный подход, компетентностный под-ход, личностно-ориентированное образование, индивидуализация, иссле-довательская деятельность, самостоятельное открытие учениками нового знания (метод Сократа), проектный метод, гуманизация отношений, здо-ровьесберегающее обучение на уроке, гуманитаризация содержания обра-зования, информационные технологии и многое другое.
 
Но инновационная деятельность на уроках, зачастую, не стала еще системной и даже массовой, хотя многие методы и подходы уже давно разработаны и описаны (о методе проектов речь шла более 100 лет назад, метод Сократа известен с IV века до н.э., деятельностный подход разви-вался с 50-60 гг. ХХ в.)
«Не хватает методического обеспечения » – с одной стороны ритори-ческий вопрос, с другой – утверждение, т.е. необходима тактика для реа-лизации инновационных стратегий.
Этим аргументом могут оперировать особенно учителя средней и старшей школы. Но хочу сказать, что методическая интерпретация боль-шинства требований ФГОС НОО также вызывает затруднения. Попробуй-те выполнить инструкцию: «Придумайте задание для развития алгоритми-ческого мышления». В учебниках не хватает исследовательских заданий, которые необходимы для решения новых основных задач.
Это ставит учителя в условия постоянного профессионального твор-чества, а значит роста. Достойный уровень профессиональной готовности (компетентности) учителя к реализации обновленных целей образования - главное условие достижения качества образования на переходном этапе.
Что же такое профессиональная компетентность?
Это обладание всесторонними знаниями, системное проявление способно-стей и личностных качеств, т.е. теоретическая и практическая готовность человека к выполнению какой-либо деятельности.
Выделяется несколько видов профессиональной компетентности в образовании, наличие которых означает зрелость человека в профессио-нальной деятельности: предметно-методологическая ( специальная) – вла-дение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высо-ком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональ-ное развитие, коммуникативная (социальная) – владение совместной про-фессиональной деятельностью, сотрудничеством, приемами профессио-нального общения, социальная ответственность за результаты своего тру-да, психолого – педагогическая (личностная) – владение способами лич-ностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности, здоровьесберегающая –владение способами к самоорганизации и самореабилитации, информаци-онная компетентность – владение способами поиска, обработки, хранения и использования информации, современными информационными образо-вательными технологиями, правовая и это еще не полный перечень…

О себе

Окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1986 году.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Маленький принц"

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы