Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Щукина Юлия Викторовна

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.

Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)

Он был первым русским физиком. (2)

Первым русским химиком.

Первым историком России.

Первым, кто сочинил правила сложения стихов на русском языке.

Можно смело сказать, что с его трудов началась вся российская наука.

В начале 18 века на севере России в маленькой деревушке на берегу Белого моря родился Михаил Ломоносов.

Его отец был рыбак, у него было рыболовецкое судно, на котором он выходил в море ловить рыбу. Отец был уверен, что когда сын вырастет, тоже будет рыбаком.

И Михайла Ломоносов до поры до времени рос так же, как все поморские мальчишки. Отец брал его с собой в море, и сыну это нравилось.

А мать учила его читать, и ему это тоже очень нравилось. Вот только читать в поморской деревушке было нечего, и на всю деревню было 2 книги. С трудом мальчик выпросил у соседей эти драгоценные книги, и перечитывал их так часто, что выучил их наизусть. Эти две книги были Грамматика и Арифметика (тогдашние школьные учебники.)

Он хотел учиться дальше. Но учебники в те времена писались на латинском языке. Латынь изучали в гимназиях, куда принимали только сыновей дворян, а Ломоносовы были крестьянами.

Его отец и не думал посылать сына учиться. Он собирался сделать помощником в своих делах.

 

Но когда Михаилу исполнилось 19 лет, он ушел из дома. (3)

Ушел зимой пешком в Москву с торговцами рыбой. С собой в кармане у него было 3 рубля.

В Москве Ломоносов назвался сыном помещика и поступил в Славяно-греко-римскую гимназию при монастыре. Т.к. латинского языка он не знал, то поступить мог только в первый класс, где сидели 10-летние мальчишки. Школьники тыкали в него пальцами, кричали: «Смотрите, какой болван пришел латыни учиться!»

Ученикам тогда полагалось жалование 10 рублей в год. Это 3 коп. день. Отец сыну не помогал. ОН не хотел, чтобы тот учился. На копейку Михаил покупал квас, еще на копейку хлеб, а третьей копейки хватало на бумагу, чернила и перья. Учиться в гимназии надо было 12 лет.

Михаил вовсе не собирался тратить столько времени. Первые три класса он прошел за год, а на всё обучение потратил всего 5 лет. Тому времени, когда он заканчивал обучение, из Петербурга в гимназию пришло распоряжение лучших учеников прислать для обучения в Университете!

Ломоносов, понятно, был лучшим, и с некоторыми товарищами уехал в Петербург.

В петербургском университете он пробыл недолго, меньше года, потому что его как лучшего студента отправили на обучение в Германию изучать физику, химию, горное дело, металлургию. За границей он побыл 5 лет. В 1741 году вернулся в Россию.

В России тогда не было своих ученых. Не было научных институтов, не было исследовательских лабораторий, не было научных книг на русском языке. Была только Академия наук в С-Петербурге. Все профессора в ней были иностранцами. Все лекции читались студентам на латыни, французском и немецком  языке. К русским профессорам иностранцы относились недоверчиво. Все русских они считали дикарями. Считали, что русский язык не годен для науки. Но Ломоносов сумел стать в этой Академии профессором уже через 4 года. Как только он стал профессором, Михаил Васильевич добился разрешения читать лекции на русском языке и переводить научные книги на русский язык, чтобы наука была доступнее, понятнее для русских людей.

В русском языке не хватало слов для объяснения научных явлений. Ломоносов добавлял в русский язык новые слова. Таких слов оказалось много. И мы пользуемся ими до сих пор

 

(4) читаю слова

Да всех не перечислишь…..даже ПЛЮС и МИНУС достались нам от Ломоносова.

Он организовал первую в России исследовательскую лабораторию (5)

 

Сам изготавливал для этой лаборатории приборы. (6)

Для изготовленных приборов нужно было особое стекло, такое, какого в России не было. И Ломоносов взялся за изготовление стекла. Он доказал, что для изготовления цветного стекла необходимо знание химии. Сам делал стекло разных цветов. А позже руководит стекольной фабрикой. Из цв. Стекла

 

Ломоносов составлял мозаичные картины. (7)

Самое знаменитое изображение «Полтавской битвы»   (8)

 

Составил портрет Петра 1 (9)

 

Этот портрет был представлен Екатерине 2 (10)

В своей лаборатории Ломоносов изучал электричество. Один раз едва не был убит разрядом, когда ставил опыты во время грозы. Он первый правильно объяснил, что такое молния.

 

Еще Ломоносов наблюдал за небесными телами. (11)

Он непосредственно наблюдал кометы.(12)

.Он разработал и построил телескоп-рефлектор оригинальной конструкции. Эта обсерватория находилась в Кунсткамере (13).

 

Еще Ломоносов читал русские летописи, где говорилось о различных исторических событиях. В те времена во всем мире изучали историю греческую и римскую, а русской истории даже в России не обучали. Ломоносов написал 2 книги о русской

 

истории (14). И доказал, что русская история не менее важна, чем греческая или римская.

Очень много Ломоносов занимался русским языком, написал Грамматику- правила русского языка. (15)

 

Сочинял стихи, и они известны нам по сей день (16)   (17)

 

Ломоносов добился того, что в России появился второй университет- Московский (18).

Он сам наблюдал за постройкой этого здания, приглашал профессоров, экзаменовал будущих студентов.

А при университете устроил 2 гимназии, куда брали детей не только из дворянских, но и крестьянских семей.

 

Однажды в гости к нему пришла сама императрица Екатерина 2 (19)

 

Великий ученый умер в 1765 году от болезни, которая началась с самой обыкновенной простуды. На его похороны собралось огромное количество людей. Его похоронили в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры. (20)

 

В нашем городе есть памятник Ломоносову (21). Он стоит на Университетской набережной перед зданием университета.

 

 

Есть у нас улица и площадь, названная в честь Ломоносова. На площади  есть его бюст (22). От площади к улице мост, также назван  в его честь (23).

 

В нашем городе есть фарфоровый завод им. Ломоносова, на котором производятся фарфоровые изделия.(24)

 

Недалеко от Петербурга есть небольшой городок, который так и назван Ломоносов. Часто этот город называют вторым именем Ораниенбаум.

 

(25) Ломоносов всегда стремился к одному, чтобы российская наука процветала и была уважаема во всем мире, чтобы русский народ сделался народом образованным . Больше всего он боялся, что вся его огромная работа пропадет даром. Всякий раз, когда звенит звонок, и школьники открывают учебники, исполняется заветная мечта великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonosov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щукина Ю.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 207 с углубленным изучением английского языка

Санкт-Петербург

 http://multiurok.ru/yuliavikt

Конспект урока «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.

Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)

Он был первым русским физиком. (2)

Первым русским химиком.

Первым историком России.

Первым, кто сочинил правила сложения стихов на русском языке.

Можно смело сказать, что с его трудов началась вся российская наука.

В начале 18 века на севере России в маленькой деревушке на берегу Белого моря родился Михаил Ломоносов.

Его отец был рыбак, у него было рыболовецкое судно, на котором он выходил в море ловить рыбу. Отец был уверен, что когда сын вырастет, тоже будет рыбаком.

И Михайла Ломоносов до поры до времени рос так же, как все поморские мальчишки. Отец брал его с собой в море, и сыну это нравилось.

А мать учила его читать, и ему это тоже очень нравилось. Вот только читать в поморской деревушке было нечего, и на всю деревню было 2 книги. С трудом мальчик выпросил у соседей эти драгоценные книги, и перечитывал их так часто, что выучил их наизусть. Эти две книги были Грамматика и Арифметика (тогдашние школьные учебники.)

Он хотел учиться дальше. Но учебники в те времена писались на латинском языке. Латынь изучали в гимназиях, куда принимали только сыновей дворян, а Ломоносовы были крестьянами.

Его отец и не думал посылать сына учиться. Он собирался сделать помощником в своих делах.

Но когда Михаилу исполнилось 19 лет, он ушел из дома. (3)

Ушел зимой пешком в Москву с торговцами рыбой. С собой в кармане у него было 3 рубля.

В Москве Ломоносов назвался сыном помещика и поступил в Славяно-греко-римскую гимназию при монастыре. Т.к. латинского языка он не знал, то поступить мог только в первый класс, где сидели 10-летние мальчишки. Школьники тыкали в него пальцами, кричали: «Смотрите, какой болван пришел латыни учиться!»

Ученикам тогда полагалось жалование 10 рублей в год. Это 3 коп. день. Отец сыну не помогал. ОН не хотел, чтобы тот учился. На копейку Михаил покупал квас, еще на копейку хлеб, а третьей копейки хватало на бумагу, чернила и перья. Учиться в гимназии надо было 12 лет.

Михаил вовсе не собирался тратить столько времени. Первые три класса он прошел за год, а на всё обучение потратил всего 5 лет. Тому времени, когда он заканчивал обучение, из Петербурга в гимназию пришло распоряжение лучших учеников прислать для обучения в Университете!

Ломоносов, понятно, был лучшим, и с некоторыми товарищами уехал в Петербург.

В петербургском университете он пробыл недолго, меньше года, потому что его как лучшего студента отправили на обучение в Германию изучать физику, химию, горное дело, металлургию. За границей он побыл 5 лет. В 1741 году вернулся в Россию.

В России тогда не было своих ученых. Не было научных институтов, не было исследовательских лабораторий, не было научных книг на русском языке. Была только Академия наук в С-Петербурге. Все профессора в ней были иностранцами. Все лекции читались студентам на латыни, французском и немецком  языке. К русским профессорам иностранцы относились недоверчиво. Все русских они считали дикарями. Считали, что русский язык не годен для науки. Но Ломоносов сумел стать в этой Академии профессором уже через 4 года. Как только он стал профессором, Михаил Васильевич добился разрешения читать лекции на русском языке и переводить научные книги на русский язык, чтобы наука была доступнее, понятнее для русских людей.

В русском языке не хватало слов для объяснения научных явлений. Ломоносов добавлял в русский язык новые слова. Таких слов оказалось много. И мы пользуемся ими до сих пор

 

(4) читаю слова

Да всех не перечислишь…..даже ПЛЮС и МИНУС достались нам от Ломоносова.

Он организовал первую в России исследовательскую лабораторию (5)

Сам изготавливал для этой лаборатории приборы. (6)

Для изготовленных приборов нужно было особое стекло, такое, какого в России не было. И Ломоносов взялся за изготовление стекла. Он доказал, что для изготовления цветного стекла необходимо знание химии. Сам делал стекло разных цветов. А позже руководит стекольной фабрикой. Из цв. Стекла

Ломоносов составлял мозаичные картины. (7)

Самое знаменитое изображение «Полтавской битвы»   (8)

Составил портрет Петра 1 (9)

Этот портрет был представлен Екатерине 2 (10)

В своей лаборатории Ломоносов изучал электричество. Один раз едва не был убит разрядом, когда ставил опыты во время грозы. Он первый правильно объяснил, что такое молния.

Еще Ломоносов наблюдал за небесными телами. (11)

Он непосредственно наблюдал кометы.(12) 

.Он разработал и построил телескоп-рефлектор оригинальной конструкции. Эта обсерватория находилась в Кунсткамере (13).

Еще Ломоносов читал русские летописи, где говорилось о различных исторических событиях. В те времена во всем мире изучали историю греческую и римскую, а русской истории даже в России не обучали. Ломоносов написал 2 книги о русской

истории (14). И доказал, что русская история не менее важна, чем греческая или римская.

Очень много Ломоносов занимался русским языком, написал Грамматику- правила русского языка. (15)

Сочинял стихи, и они известны нам по сей день (16)   (17)

Ломоносов добился того, что в России появился второй университет- Московский (18). 

Он сам наблюдал за постройкой этого здания, приглашал профессоров, экзаменовал будущих студентов.

А при университете устроил 2 гимназии, куда брали детей не только из дворянских, но и крестьянских семей.

Однажды в гости к нему пришла сама императрица Екатерина 2 (19)

Великий ученый умер в 1765 году от болезни, которая началась с самой обыкновенной простуды. На его похороны собралось огромное количество людей. Его похоронили в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры. (20)

В нашем городе есть памятник Ломоносову (21). Он стоит на Университетской набережной перед зданием университета.

Есть у нас улица и площадь, названная в честь Ломоносова. На площади  есть его бюст (22). От площади к улице мост, также назван  в его честь (23).

В нашем городе есть фарфоровый завод им. Ломоносова, на котором производятся фарфоровые изделия.(24)

Недалеко от Петербурга есть небольшой городок, который так и назван Ломоносов. Часто этот город называют вторым именем Ораниенбаум.

(25) Ломоносов всегда стремился к одному, чтобы российская наука процветала и была уважаема во всем мире, чтобы русский народ сделался народом образованным . Больше всего он боялся, что вся его огромная работа пропадет даром. Всякий раз, когда звенит звонок, и школьники открывают учебники, исполняется заветная мечта великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Великие люди России. Н.Г.Басов"

конспект класного часа + презентация...

Методическая разработка занятия тема: «Боевая техника Великой Отечественной Войны»

Пояснительная записка Данное занятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне.  Данное занятие направлено н формирование и восп...

Методическая разработка по теме «Великие люди России. М.В. Ломоносов»

Сегодня мы поведем речь о человеке, у которого была невероятная сила воли и духа.Это Михаил Васильевич Ломоносов. (1)Он был первым русским физиком. (2)Первым русским химиком.Первым историком России.Пе...

Методическая разработка по теме "У страха глаза велики"

Тема урока: «У страха глаза велики». Цель урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», отработка навыка чтения. Задача урока: формировать у учащихся универсальные уч...

Методическая разработка "Путешествие по Великой России"

Методическая разработка сценария внеклассного занятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка на тему: «Безопасность на дороге. С заботой о пожилых людях»

middot;         воспитывать у обучающихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, к пожилым людям (матери, отца, бабушку, дедушку);·...

Методическая разработка на тему: "Семь чудес России"

Познакомить учащихся с чудесами России....