Жданова Светлана Вячеславовна

Сайт учителя биологии

Чтобы оценить дорогу, надо ее пройти

Профессия: учитель биологии

Профессиональные интересы: Биология для детей с ОВЗ

Увлечения: Туризм, фотография, театр

Регион: Новгородская область

Населенный пункт: Великий Новгород

Место работы: ГОБОУ ЦППРК №12

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zhdanova-svetlana-vyacheslavovna
Нищим дервишем ставши — достигнешь высот. Сердце в кровь разорвавши — достигнешь высот. Прочь, пустые мечты о великих свершеньях! Лишь с собой совладавши — достигнешь высот
Омар Хайям

Давайте знакомиться!

Меня зовут Светлана Вячеславовна. В 1989 году я закончила НГПИ, в 2004 - МГПУ получила специальность специальный психолог, дефектолог.
2011 НГПУ им. Я. Мудрого по специальности менеджмент.                       
Являюсь учителем в третьем поколении. Люблю преодолевать трудности, не боюсь нового,пытаюсь искать наиболее оптимальные и эффективные методы и приемы преподавания биологии.  Активно использую современные ИКТ  в своей работе.  Учу сына каждый день продвигаться вперед .преодолевая себя.
Уверена что можно научить любого - нужна система.
Мало времени остается для себя, но читать каждый день-это кредо нашей семьи.

О себе

 

Школа:  Государственное образовательное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции №12 г.Великий Новгород

Фамилия, имя, отчество: Жданова Светлана Вячеславовна.

Образование: высшее.

Специальность по диплому: учитель биологии и географии,специальный психолог, дефектолог.
 
Педагогический стаж: 30 лет.

Стаж работы в данном учебном заведении: 12 лет.

Категория: высшая.

Тема самообразования: «Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ".

Меня поддерживает и не дает отступиться от трудностей высказывание К. Хаббард:"Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил;
 вот чтобы решить, что именно надо сделать, нужна действительно огромная сила.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Достоевский "Преступление и наказание"

Мой взгляд на мир

Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. (Авиценна).
Кто такой Учитель? Прежде всего, это тот, через кого дети получают первые уроки жизни! Каждый педагог работает на будущее и в ответе за это будущее.
В моей длительной работе учителем  мне помогают опыт и мудрость великих. Высокое общественное значение учителя предопределяет, по мнению К.Д. Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является дар убеждения, учитель обязан воспитать у своих подопечных определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае,  если он сам имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни какими-либо программно-методическими указаниями, в противном случае, он превращается в слепого исполнителя.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердую уверенность в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания не  только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу,  встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,  и не обладающим особенными способностями».
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик» Это слова Л.Н.Толстого. Удивительно само  название его произведения – «Общие замечания для учителя».


Замечания общие, а налицо мысль о необходимости индивидуального подхода, причем в высокой степени творческого, психологического. Мысль мудрая  и так просто и доходчиво сформулированная. И   учителю, в понимании Толстого, надлежит постоянно учиться, как нам надлежит учиться педагогической мудрости  у Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет  лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» .
 Миссия? Да, миссия.
Как и Ушинский, Толстой выступал за то, чтобы учитель постоянно работал над собой, чтобы его деятельность граничила с искусством,  носила творческий исследовательский характер. Толстой выступал против авторитарной позиции учителя, говорил об уважении к учителю, о необходимости предоставления ему свободы для творчества. «Помочь ученику найти ответы на жизненные вопросы, вести его от незнания к знанию,к самостоятельному творческому поиску – главное предназначение учителя». Это актуально и жизненно важно и в настоящее время, время модернизации образования ,
введения новых образовательных стандартов.
«Можно сказать – повторение. А можно – Поэзия. Поэзия педагогики. Магия мудрого слова. И почему-то не хочется остаться «перед запертой дверью».
Хочется найти ответ на вопрос, как её открыть. Может быть, для этого следует выслушать предостережение мудрого Павла Петровича Блонского:«Учитель – лишь сотрудник, помощник и руководитель ребёнка в собственной работе». «Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей?
Почему пред детьми так часто скучающий профессионал?» И услышать его ответ: «Лишь живая душа оживит души».

Мои достижения

 

Моё портфолио

В 1991 году я пришла работать в школу-интернат и оказалась среди детей, тогда ещё чужих мне, обделённых не только здоровьем, но и родительской заботой. Они, забирая много сил и времени, вложили в мою душу заряд творчества. Вдохновения, определили мои жизненные и образовательные приоритеты.

Сформировавшаяся сегодня моя система работы – это один из возможных путей достижения практической и коррекционной направленности и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ при обучении предметам естествоведческого цикла.

В поисках ответа на актуальные вопросы обучения и воспитания таких детей, в стремлении найти свой, гарантирующий успех учеников путь, я обратилась к работам Выготского, Ковалёвой, Румянцувой, Спивак, Худенко, Воронковой, Пороцкой. Следующей ступенью для достижения поставленной цели стало решение ввести в школьный базисный учебный план предметов, отвечающих определившимся потребностям детей и социума: природа и с/х труд, человек и среда обитания, экология. Поэтому мною были составлены программы этих учебных курсов, которые рассмотрены и утверждены педагогическим советом школы и методическим объединением учителей биологии района.

В программах учтён выдвинутый ведущими биологами России принцип биоцентризма, означающий, что на смену потребительскому отношению к природе должно прийти бережное отношение к ней, к каждому её объекту.

В обучении стараюсь отдать приоритет вопросу «Почему?» перед вопросом «Что», стремясь раскрыть существенные связи между явлениями, с целью формирования представления у детей о единстве окружающего нас мира.

Руководствуясь в работе тем, что в условиях предельной информационной плотности, характерной для современного мира, обучение школьников умению восходить от частного к общему в процессе изучения учебного и дополнительного материала – это единственный    способ дать ребёнку с ОВЗ ориентир в окружающей действительности. Чем больше я работаю, тем больше не устаю удивляться безграничным возможностям урока. Сегодня он для меня некое бесконечное педагогическое пространство.  Самым ответственным при изучении преподаваемых мною курсов считаю первый урок «Введение». Я называю его «Незнакомое о знакомом». Стараюсь построить его так, чтобы запомнился, зажёг и осветил души детей, заронил тягу к познанию окружающей природы. Методически стараюсь разложить материал тем по урокам так, чтобы сочеталась теория и практика, легче и логичнее был переход к другой теме. Поэтому сочетаю уроки-лекции с экскурсиями, «круглым столом», с практическими работами, простейшими исследованиями, экспериментами. Стараюсь к материалу темы подобрать оптимальную форму её подачи, контроля знаний учеников. Итоговый контроль провожу в зависимости от учебного материала в разных формах. Например, в форме комбинированного зачёта, когда сильные учащиеся отвечают заранее, а затем помогают опрашивать класс; в форме практического занятия, творческого задания. Мне нравится и даёт хорошие результаты ролевая игра, заимствованная из коммунарской методики «Почта из …», когда ребята говорят и пишут от лица очевидца  чего-либо. Я собрала итоговый конструктор, включающий подборку разноуровневых игр по различным предметным темам и направлениям коррекционной работы на уроке.

Моя методическая находка – овладение приёмами концентрации рассеянного внимания учащихся. Это хорошо продуманные паузы перед задание, владение голосом, повторение, включение интересных познавательных сведения, ярких примеров, образов, наглядных пособий, игровых моментов, предупреждение усталости, включение, если необходимо, динамических пауз, система знаний с медленно повышающейся сложностью. Дух книги постоянно присутствует на каждом уроке. Я считаю обязательным иметь на уроке дополнительную    литературу, уделять время для пропаганды книги. Кроме того, оправданы различные формы нестандартных уроков, когда ученики сами работают с книгой. Для организации целенаправленной работы провожу глубокое и всестороннее изучение учащихся. Совместно со специалистами сделаны диагностические карты классов. Графически, в цветовой гамме, представлены данные о состоянии здоровья, об уровне сформированности основных учебных навыков (чтение, письмо и т.д.), о развитии психических функций (внимания, мышления, памяти), о положении учащихся в коллективе, о его отношении к учителю, об особенностях поведения. Выработана программа коррекционной работы для каждого с учётом рекомендаций школьного ПМПК, чтобы иметь возможность опереться на сохранные стороны психики и общеучебных навыков и на их основе компенсировать недостающее.

В контроле я выделяю два принципиальных этапа: проверку обязательной подготовки и проверку на продвинутом уровне. Для этого пользуюсь единой проверочной работой, состоящей из двух частей. Первая – соответствие базовому уровню. Вторая – усложнённая. Такие задания развивают интерес к предмету, дают ученику показать свой уровень развития, умение найти выход из нестандартной ситуации. Сложившаяся организация проверки даёт объективную информацию для обоснованного дифференцированного управления состоянием знаний и умений учащихся. Кроме того, учащиеся с разным уровнем подготовки имеют шанс убедиться в своих достижениях, а. следовательно, возвращается мотивация учебного успеха. Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал изменили отношение детей к учению.

Меня всегда интересовала система академика Л.В. Занкова. Попытки реализовать идеи развивающего обучения привели к изменениям в моих подходах к преподаванию естествознания во вспомогательной школе. В частности, я стала использовать  нетрадиционные формы урока: урок-экспедиция, урок вдвоём, урок-встреча, «круглый стол».

Вошло в практику проведение интегрированных уроков. Перед таким уроком стремлюсь пробудить интерес к теме, психологически подготовить детей к восприятию урока, проводя занятие – ввод в интегрированный урок. После урока – снова увлекательное занятие, расширяющее рамки темы, углубляющее интеллектуальное развитие детей. Затем результаты совместно обсуждаем с выявлением достоинств и недостатков, а главное, достижений ребёнка в зоне ближайшего развития.

Основным условием успеха педагогического воздействия на школьников считаю преодоления его пассивности, разрушение стены недоверия к школе, к своим способностям и возможностям. Ситуация успеха – вот мой девиз на уроке и после него.

Это помогло выбрать в работе наиболее правильный, мягкий, гуманный стиль взаимодействия. При проектировании урока я выстраиваю модель общения учителя и учащегося. Стремлюсь строить урок как диалог. Эта форма общения позволяет быть не просто потребителем знаний, но и активным участником их добывания, побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции другого. На основе методики Корнелла я строю систему экологического воспитания, выделяя три взаимосвязанных направления. Первое – умение созерцать и любоваться природой, которое питает эмоционально-эстетическую сферу ребёнка через экскурсии, походы, занятия «Почувствуй природу», интегрированные уроки. Второе -  исследование природы, не причиняющее ей вреда и формирующее познавательные способности. Например, организация и проведение экологической тропы, малый экологический практикум и опытническая работа. Третье – активная помощь природе через организацию зон ответственности групп на территории школы, очистки реки, работу двухуровневого клуба «Эко» для старших и младших.

В моей практике сложилось убеждение, что игра связывает составные части и оживляет целое для детей с ОВЗ. Поэтому, стало традицией проведение общешкольных и групповых игр: «Природа – наш общий дом», «Зов джунглей», «Паутина жизни»; проведение недели экологии, выпуск экологической газеты, книжек-малышек о природе, праздника урожая.

Эта система помогает детям строить гуманные экологические отношения с окружающим. Анализировать знания, повысить эффективность обучения и воспитания помогают подходы, в которых развивается любознательность и исследовательские навыки. По установившейся традиции ученик допускается к поездке или походу только, если знает правила поведения и сбора материала, соблюдающие экологические нормы. Знания и умения, полученные на уроках, закрепляются детьми на практике в сборе лекарственных растений.

Я пришла к выводу, что биология – не просто наука, это часть нашего бытия, быть может, самая важная и интересная. Определила цель для себя – через интерес детей к предмету познать его самой, самосовершенствоваться.

Собрала интереснейшую библиотеку книг о природе, экологии, в том числе энциклопедических и подписных изданий. В классе – подборку произведений по биологии Э. Сетона-Томсона, Д. Даррелла, Д. Лондона, Р. Киплинга,       И. И. Акимушкина,  М.М. Пришвина и др.

ГОБОУ ЦППРК №12 определена как опорная площадка для учителей, работающих в коррекционных классах. Активно участвую в проведении семинаров для них и специалистов – коллег области, выступаю с докладами, даю открытые уроки.

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы