ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 7 КЛАСС
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Жданова Светлана Вячеславовна

Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы  (авторы В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин)  2010 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 7 КЛАСС

2 часа в неделю 68 часов

Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы  ( авторы В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В.Латюшин ) 2010 год.

№п/п

Тема урока

Цель

Понятия

Межпредметные связи. Правовые вопросы

Коррекционная работа

Региональный компонент.

Профориентация.

Здоровье личности

1

2

3

4

5

6

7

8

.

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ.

        2 часа

1. История развития зоологии.

2. Систематика животных

Показать многообразие животного мира, сходство животных с растениями и их различия. Сформировать представление о виде как систематической категории.

Этология, энтомология, ихтиология, орнитология, вид, род, класс, отряд, семейство.

Связь с биологий 6 класса в теме систематика растений- сходство и различие.

- развитие наблюдательности, умение приводить свои примеры

- умение сравнивать и находить общее и различия в строении животных и растений.

Профессии

-энтомолог,

ихтиолог,

палеонтолог,

орнитолог, паразитолог.

Меры предосторожности при наблюдении и контакте с животными

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

        34 часа

1. Простейшие. Корненожки, Радиолярии.

2. Жгутиконосцы, Инфузории.

3. Многоклеточные. Тип. Губки.

4. Тип Кишечнополостные.

Классы Гидроидные,

Сцифоидные.

5. Тип Плоские черви.

6. Тип Круглые черви.

7. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа  «Внешнее строение дождевого червя»

8.  Лабораторная работа « Знакомство с многообразием кольчатых червей» 9.Паразитические черви .Профилактика меры борьбы.

10. Тип Моллюски Лаб. Работа «Особенности строения и жизни моллюсков».

11. Многообразие  моллюсков.

12. Тип Иглокожие.

13. Тип Членистоногие.Лаб.работа « Знакомство с разнообразием ракообразых».

14.Класс Паукообразные. Многообразие.

15. Класс Насекомые. Лаб. Работа « Изучение представителей отрядов насекомых»

16.. Отряды  насекомых.: таракановые, прямокрылые.

17. Отряды насекомых.: стрекозы, вши, жуки, клопы.

18. Отряды насекомых.: бабочки, двукрылые..

19.. Отряд насекомых.: перепончатокрылые.

20.. Тип Хордовые

21.. Позвоночные. Классы рыб. Лаб. Работа « Внешнее строение и передвижение рыб».

22. Классы  круглоротые и хрящевые..

23.Костные рыбы.

24.. Класс Земноводные.

25. Класс Пресмыкающиеся.

26. Отряды пресмыкающихся.

27. Класс Птицы. Лаб. Работа « Изучение внешнего строения птиц».

28.Отряды птиц: страусообразные, гусеобразные..

29. Отряды птиц.: дневные и ночные хищники.

30. Отряды птиц.: воробъинообразные, голенастые.

31. Экскурсия « Изучение многообразия птиц».

32.. Класс Млекопитающие. Или Звери.

33. Отряды млекопитающих.: грызуны, зайцеобразные.

34.. Отряды млекопитающих.: китообразные, ластоногие.

35.. Отряды млекопитающих.: парно ,непарнокопытные.

36.. Отряд млекопитающих..: Приматы.

Добиваться усвоения знаний об особенностях строения. Жизнедеятельности одноклеточных животных.

Особенности кишечнополостных как низших многоклеточных.

Усвоение знаний о червях как более сложно организованных животных по сравнению с кишечнополостными.

О приспособлении паразитических червей к жизни в организмах. Вред червей-паразитов, меры профилактики.

Добиться усвоения знаний об особенностях строения, жизнедеятельности моллюсков в связи со средой обитания, о их многообразии.

Обеспечивать усвоение знаний о строении, жизнедеятельности членистоногих как одном из сложноорганизованных типов животных, об основах их классификации, чертах приспособленности представителей ракообразных, паукообразных и насекомых к среде обитания, о значении членистоногих, их охраны.

Раскрыть особенности строения рыб как низших позвоночных, приспособленность рыб к жизни в воде. Их многообразие, значение в жизни человека.

Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами.

Усвоения  знаний о строении, жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях среды, происхождения от древних пресмыкающихся.

Особенности строения, жизнедеятельности, обмена веществ. Поведения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, о чертах приспособленности представителей различных отрядов к среде обитания, о значении млекопитающих в природе и в жизни человека, меры по их охране.

Циста, раковина. Колония.

Специализация клеток, полость тела, регенерация

Гермафродит. Разнополость. Параподия., полихеты, олигохеты, диапауза, гирудин, анабиоз, промежуточный и окончательный хозяин.

Раковина. Мантия, терка, железы, глаза, почки.

Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, партеногенез, развитие с полным и неполным превращением

Хорда, череп, позвоночник, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия,

Резонаторы. Веки, перепонки.

Выползок, ядовитые железы.

Перьевой покров. Крылья, инкубация. Археоптерикс, гнездо, птенец, высиживание.

Первозвери, звери, резцы, миграции. Цедильный аппарат, хобот. Копыто, рога, жвачка. Сложный желудок.

Связь с геологией. Участие простейших в образовании

 и геологоразведке.

Связь с гигиеной и санитарией.

Связь с медициной – ГИРУДОТЕРАПИЯ

Лечение медицинскими пиявками.

Связь с кулинарией- использование моллюсков в пищу.

Предмет – технология в теме «Тутовый шелкопряд. Шелководство» Производство натурального шелка – показ коллекции.

Связь с рыбоводством. Искусственное разведение рыб в промышленных масштабах.

Связь с птицеводством. Разведение домашней птицы.

Связь с животноводством и звероводством.

совершенствование умения работать с микроскопом  

- распознавать изученных простейших на рисунках, таблицах сравнивать их между собой.

- совершенствовать умение вести наблюдения за животными

- распознавать их на  рисунках

- сравнивать животных одного и разных типов

- составлять общую характеристику

- формирования научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязи строения со средой обитания

- распознавать изученные виды членистоногих в природе , на таблицах, в коллекциях,

- составлять общую характеристику типа

- работать с учебником: находить главные мысли в тексте параграфа для составления плана

Сведения для заполнения таблиц или схем.

- совершенствовать умения, проводить наблюдения за животными, распознавать рыб на влажных препаратах. Сравнивать рыб между собой.

- раскрытие материальных причин вымирания древних пресмыкающихся.

- проводить орнитологические наблюдения

- делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся

- узнавать изученных  зверей в природе

- распознавать системы органов на таблицах

-  сравнивать млекопитающих между собой

- на основе знаний о научных основах животноводства раскрытия его роли в решении продовольственной программы

Простейшие как показатель загрязненности

Водоемов в черте города. Профессия : лаборант - эколог

Виды червей, обитающих в нашем регионе, их значение . Профессия – ПАРАЗИТОЛОГ

Виды моллюсков  наших водоемов

Речной рак – индикатор чистоты водоема Водоемы  в черте города, где можно встреть раков. Редкие виды насекомых нашего края.

Места в области, где есть очаги энцефалита.

.Профессия – ЭНТОМОЛОГ.

Виды рыб нашего региона. Изображение рыбы на гербе нашего города.

Профессия – ИХТИОЛОГ

Рыбзаводы области.

Виды земноводных и пресмыкающихся  нашей области.

Профессия - ОРНИТОЛОГ

Птицефабрики нашей области.

Охраняемые виды пернатых Северо – западного региона. Наши перелетные и зимующие виды.

Обитаемые и охраняемые виды млекопитающих

Наших лесов.

Развитие животноводства в Новгородской области. Профессии : животновод, ветеринар, зоотехник. Новгородской Агротехнический техникум.

Зверосовхозы области. (Солецкий зверосовхоз)

Роль простейших как возбудителей опасных заболеваний.

Меры профилактики гельмитозных заболеваний.

Опасные морские моллюски. Первая помощь при ожогах.

Профилактика заражения энцефалитом. Первая помощь при

укусе клещем.

Безопасность  поведения на водоемах во время рыбной ловли

Первая помощь при укусе ядовитых змейе

Меры предосторожности во избежании укуса змей.

Роль продуктов птицеводства в диетическом питании че

ловека.

Правила поведения в лесу при встрече с дикими  зверями.

Меры предосторожности при общении  с сельскохозяйственными животными.

Инфекционные заболевания человека при контакте с больными животными. Меры профилактики.

ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ,

      14 часов

1. Покровы тела. Лабораторная работа  « Изучение особенностей различных покровов тела»

2. Опорно – двигательная система.

3. Способы передвижения.

4. Полости тела.

5. Органы дыхания и газообмен.

6. Органы пищеварения.

7. Обмен веществ и превращения энергии.

8. Кровеносная система.

9. Кровь.

10. Органы выделения.

11. Нервная система. Рефлекс .Инстинкт.

12. Органы чувств.

13. Регуляция деятельности организма.

14. Органы размножения, продления рода.

Систематизировать знания об эволюции строении  органов и их систем у животных.

Показать взаимосвязь строения и функций со средой обитания животных.

Эпителий, кутикула, эпидермис, кожа. Скелет, позвоночник, сустав. Мышцы, полости тела. Диффузия, газообмен, диафрагма. Ферменты. Сердце, аорта, фагоцитоз, гемоглобин. Моча, почки.

 

Раздражимость ,рефлекс , инстинкт.

Глаз, зрение, регуляция.

Размножение,

Половые органы, яичники, семенники

Cвязь с физикой в теме « особенности скелета птиц в связи с полетом».

Связь с биологией 6 класса. Сравнение размножения растений и животных.

Сходство и различие.

- распознавать системы органов

различных животных на таблицах, рисунках

- уметь сравнивать их между собой

- уметь делать выводы о причинах

эволюции  строения органов и систем органов у животных

-

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

      3 часа

1. Способы размножения животных. Оплодотворение.2. Развитие животных с превращением и без превращения.

3. Периодизация и продолжительность жизни.

Выяснить особенности размножения  и развития животных.

Проследить эволюцию размножения от бесполого к половому способу размножения.

Деление, бесполое и половое размножение, почкование, живорождение, оплодотворение. Метаморфоз. Половое созревание. Периодизация онтогенеза.

Связь с биологией 6 класса. Размножение растений и животных. Сходство и различия.

- умение распознавать способы размножения на рисунках

- умение рисовать различные способы размножения в виде схем

В  летних заданиях предусмотреть наблюдения за насекомыми нашего региона с полным и неполным превращ

РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

     3 часа

1. Доказательства эволюции животных.

2. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.

3. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции

Усвоения учащимися доказательств исторического развития животного мира. Раскрыть основные причины эволюции животного мира его основных этапов, несостоятельности взглядов о неизменности животного мира.

Филогенез Переходные формы .Эмбриональное развитие. Гомологичные органы. Рудименты. Атавизмы. Наследственность. Изменчивость. Дивергенция. Разновидность. Видообразование.

- умение сравнивать строение животных основных типов

- делать вывод об их родстве

- усложнении высших позвоночных по сравнению с низшими

- находить в тексте и на рисунках сведения, необходимые для доказательства эволюции жив. мира

Палеонтологические находки  на территории Новгородской области.

БИОЦЕНОЗЫ

       4 часа

1.Естественные и искусственные биоценозы.

2. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

3. Цепи питания, поток энергии.

4. Экскурсия « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».

Обобщить знания о комплексном влиянии факторов среды на организмы растений и животных, о закономерных изменений, происходящих в природе в различные сезоны года, приспособленности организмов к этим изменениям

Биоценоз,  ярусность, продуценты, консументы, редуценты. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные .Биомасса, Цепь питания. Экологическая группа, пищевые связи.

Связь с биологией 6 класса  в теме « Природные сообщества». Знание растений своего края.

-совершенствовать умения узнавать растения и животных, а также другие компоненты в природе

- составлять самостоятельно цепи питания

- соблюдать правила поведения в природе

Природные сообщества своего региона.

Профессии: ЕГЕРЬ, ЛЕСНИЧИЙ.

Валдайский Национальный парк.

Экологическая обстановка  в черте города.

БИОЦЕНОЗЫ

       4 часа

1.Естественные и искусственные биоценозы.

2. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

3. Цепи питания, поток энергии.

4. Экскурсия « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».

На примерах  доказать  негативное влияние  антропогенного фактора на животных.  Значение  одомашнивания животных  в решении продовольственной программы.

Показать необходимость охраны животного мира.

Промысел, промысловые животные. Одомашнивание, отбор, селекция, разведение. Мониторинг, биосферный заповедник. Заказник, памятники природы, Красная книга, акклиматизация

Связь с экологией

В темах  1.3. 4.

Закон РФ о рациональном природопользовании. Законы о охоте и рыболовстве.

Статьи об охране природы в Конституции РФ.

- совершенствовать умения узнавать растения и животных, а также другие компоненты в природе

- составлять самостоятельно цепи питания

- соблюдать правила поведения в природе

Заказники и Национальные парки на террито

 рии  нашей области . Правила поведения.

Охраняемые виды  и животные Красной книги

Нашего края.

Влияние состояния окружающей среды на здоровье

На здоровье человека, негативные

Факторы и благотворные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса биологии 5 класса.

Тематическое планирование курса биологии 5 класса. Данное тематическое планирование создано по УМК И.Н. Пономаревой. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...