Работа с родителями

Потанина Надежда Геннадьевна

Программа, беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАУДО «Центр детского творчества»

ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Объединения «Познавайка»,

«В королевстве шахматных фигур»,

педагог дополнительного образования

Потанина Надежда Геннадьевна

Пояснительная записка

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “ выходу” ребенка из-под влияния семьи.Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Не всегда образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Основные пути реализации программы:

  • Составление характеристик семей обучающихся.
  • Использование оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями.
  • Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  • Приобщение родителей к педагогическому процессу.
  • Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомится со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.
  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Цель программы: Психолого-педагогическое просвещение родителей, организация взаимосотрудничества.

Задачи:

  • Привлечение родителей в воспитательной деятельности объединения;
  • Повышение посещаемости и качества обучения;
  • Повышения педагогической культуры родителей.

Этапы программы

Работа с родителями

- родительские собрания;

- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).

- дни «открытых занятий»;

- тематические собрания с привлечением специалистов

- индивидуальная работа с родителями;

- внеклассные мероприятия с привлечением родителей.

- работа родительского комитета;

- поиск родителей – спонсоров мероприятий;

помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня.

Условия сотрудничества:

1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.

2. Взаимное уважение.

#1057;праведливость по отношению к детям и родителям.

#1055;овышение авторитета родителей.

#1057;облюдение принципов педагогической этики.

Прогнозируемые результаты

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • создание условий, способствующих развитию взаимопонимания и сотрудничества с семьёй;
  • повышение качества реализации образовательной программы

Примерная программа родительских собраний

Методическая тема

Тематика родительских собраний.

Форма проведения

Ответственные

Сентябрь

Организация занятий

«Роль родителей в процессе обучения»

Беседа

Педагог

Октябрь

«Здоровые родители – здоровый ребенок»

«Формирование привычки здорового

образа жизни»

Беседа, презентация

Педагог, мед. работник

Ноябрь

«Травматизм на дорогах»

«Дисциплина на улице - залог

безопасности на дороге»

Беседа, спектакль «Дорожные знаки»

Педагог,

представительГИБДД

Декабрь

«Качество обучения»

«Моя семья – моя радость»

Отчетное мероприятие: выставка, викторина, концерт

Педагог, педагог-психолог

Январь

«Как провести свободное время с ребенком»

«Общение родителей с детьми»

Беседа, презентация

Педагог

Февраль

«Социализация ребенка в ОО»

«Скоро в школу»

Беседа, презентация

Педагог

Март

«Физическое и моральное здоровье обучающихся»

«Привычки – друзья или враги»

Беседа, памятки с комплексом упражнений

Педагог, тренер

по физической культуре

Апрель

«Как отдохнуть летом»

«Мы на отдыхе»

Беседа

Педагог

Май

«Качество обучения»

Успехи ребенка – заслуги родителей

Отчетное мероприятие: выставка, викторина, концерт

Педагог

Вопросы для родительских собраний

1. Основные цели обучения и воспитания учащихся в первом классе.

2. Общая характеристика возраста: особенности развития детей 6-летнего возраста, адаптация к школе.

3. Характеристика учебной деятельности, особенности развития познавательных процессов: восприятие, память, воображение, мышление, речь.

#1057;оздание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение первоклассников: режим дня, организация уголка школьника, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.

5. Основные задачи семьи по развитию речи первоклассников, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.

6. Согласованность действий семьи и школы в воспитании и развитии ребенка.

7. Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.

8. Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности первоклассников, профилактика травматизма.

9. Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей. Создание условий для отдыха, занятий, игр и трудовой деятельности. Распределение умственной и физической нагрузки в течение дня, предупреждение утомляемости.

10. Организация психолого-педагогической и медицинской помощи детям, нуждающимся в этом.

11. Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей, согласованность действий семьи и школы, справедливость и посильность требований к детям, развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.

12. Личная гигиена школьника и гигиенический режим в семье, гигиена тела, полости рта, гигиенические требования к одежде, постели, обуви, уход за волосами.

13. Роль родителей в привитии учащимся навыков личной гигиены.

14. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физическое развитие детей, физическое воспитание в семье

15. Режим дня школьника.

16. Приобщение к занятиям физической культурой и спортом.

17. Формирование навыков самообслуживания. Забота о младших и старших членах семьи.

18. Развитие трудолюбия, воспитание сознательного отношения к труду в школе и дома.

19. Необходимость правильной организации летнего отдыха для укрепления здоровья, воспитания трудолюбия и всестороннего развития детей.

20. Прогулки, игры на природе, походы с детьми, путешествия.

21. Чтение книг, просмотр телепередач с последующим обсуждением. Занятия любимыми делами, закаливание, обучение плаванию.

22. Самообслуживание, работа по дому.

Кодекс родителя.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе , ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье(пусть даже по мелочам).
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят , чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том , что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.