Зерно интонации.2 класс. Конспект урока по музыке в ТДМ.

Павленко Людмила Викторовна

Думаю,что данный урок знакомит детей с понятием,зерно интонации,в технологии ТДМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tdm.docx151.63 КБ

Предварительный просмотр:

Зерно интонации.2 класс. Конспект урока по музыке в ТДМ.

ЦЕЛИ:

  1. Развивать творческие способности и способности сравнивать, и делать выводы.
  2. Воспитать любовь к классической музыке.
  3. Научить выбирать зерно интонации.

ЗАДАЧА: Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках.

БЕСЕДА:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Об интонации разговорной и музыкальной (напоминание, постановка проблемы).
  3. О зерне интонации (из чего она появляется и куда приводит)
  4. Игра: “Зерно интонации
  5. Игра: “Угадай интонацию” (узнавание интонаций, закрепление знаний прошлого урока)
  6. О С. Прокофьеве (кратко), о произведении “Болтунья” (об особенностях интонации в этом музыкальном произведении)
  7. О зерне интонации в “Болтунье”, составление ритмического рисунка
  8. Напоминание интонации в песне “Кто дежурные?” (составление ритмического рисунка, исполнение песни с использованием ритмических движений)
  9. Напоминание о “Симфонии  5” (знания 2-го класса) и о Л. Бетховене (слушание музыки и составление ритмического рисунка)
  10. Об особенностях интонации в песне “Кузнец”, составление ритмического рисунка и исполнение его на музыкальных инструментах.
  11. Игра: “Узнай ритм” (закрепление знаний, карточки с готовым ритмическим рисунком, по которым нужно узнать музыкальное произведение и карточки для составления ритма)
  12. Выводы. Подведение итогов. Выставление оценок.
  13. Музыкальное прощание.

ВЫВОДСегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонациии узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.

Учитель

Павленко Людмила Викторовна

Предмет

Музыка

Класс

2          

Тема:

Зерно интонации

Целевые

установки:

1.Воспитывать любовь к классической музыке.

2.Научить выбирать зерно интонации.

3.Развивать творческие способности, уметь сравнивать, делать выводы.

4.Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках.

Оснащение урока (материалы к уроку)

Портреты: С. Прокофьева и Л.В. Бетховена.

С.С. Прокофьев (1891-1953)

Л.В. Бетховен (1770-1827)

Карточки для детей “Составь ритм”.

Музыкальные инструменты.

РЕПЕРТУАР:

 БолтуньяС. Прокофьева – слушание.

 “Кто дежурные?” Д. Кабалевский – исполнение.

  5симфония Л. В. Бетховена – слушание.

 “КузнецИ. Арсеева – исполнение в ансамбле с учителем.

Этапы урока:

Содержание этапа :

        

1.Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием        Зерно    интонации и вспомните, что же такое интонация. А также поиграете на музыкальных инструментах и составите ритмические рисунки с помощью специальных карточек. Итак, давайте вспомним, что же такое интонация?

Ученик: Это мотив или ритмический рисунок, который помогает узнать песню или музыкальное произведение.

Учитель: А какие вы знаете интонации?

Ученик: Разговорные и музыкальные

        

2.Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

 

Учитель: Теперь посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено?

Ученик: Зерно

Учитель: Что происходит с зерном, если его посадить в землю?

Ученик: Оно начинает расти.

Учитель: Так и в музыке, если есть интонация, то из неё может вырасти огромное музыкальное произведение. Попробуйте угадать какие интонации бывают.

 (Ответы детей)

Учитель: Давайте проверим, какие бывают зёрна интонации. Изобразительные, Выразительные, Ритмические и т.д. Как много разных интонаций встречаются в музыке. А теперь давайте поиграем в игру Угадай интонацию”. Сейчас вы послушаете музыкальное произведение, скажите мне, какая интонация встречается в нём. Возможно, она будет там не одна.

Болтунья - ритмическая, выразительная, резкая, яркая

В этом музыкальном произведении много интонаций, но есть одна главная по которой мы можем узнать музыкальное произведение – Ритмическая.

 

.

        

3.Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

Учитель: Давайте составим ритмический рисунок этой музыки и узнаем, каких звуков больше, коротких или длинных.

 (- - - - - - - -)

А кто же написал эту музыку?

Ученик: Сергей Прокофьев.

Учитель: Да, Сергей Прокофьев написал большое количество музыкальных произведений, в том числе и знаменитую симфоническую сказку “Петя и волк”. В этой сказке Петя был пионером. А пионеры помогают маленьким, если у них что-то не получается. А что ещё в школе делают ученики?

Ученик: Учатся, играют на переменах, делают уроки, дежурят по классу.

Учитель: Вот и мы с вами вспомним, кто у нас дежурные.

Работ над песней «Кто дежурные

 Песню мы вспомнили, а какие же в ней главные зёрна интонации по которым можно узнать песню?

Ученик: Вопросительная и утвердительная интонация

Учитель:  А теперь давайте составим ритмический рисунок этой песни, чтобы было легче покажите ритм движением руки 

(? ? ? - -)

 А теперь исполним эту песню по ролям и те, кто поют, поднимаются с места.

        

4.Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

Учитель: Сейчас  я вам наиграю мелодию из трёх нот с характерным ритмом, а вы мне скажите, что это за музыка.

Симфония  5”-Л.В. Бетховен.

 А кто написал это музыкальное произведение?

 Ученик: Л.В. Бетховен

Учитель:  Да, это немецкий композитор современник Моцарта, который был и остаётся великим композитором. Сейчас мы послушаем это великое произведение, а вы попробуйте сами определить главное зерно интонации и ритмический рисунок начальной фразы.

Ученик: Сильная, ритмическая интонация. - - - -.

Учитель: Молодцы, вы справились с этим сложным заданием. Эту интонацию Бетховен называл “Так судьба стучится в двери”.

        

5.Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

Учитель: А какую вы знаете старую профессию в которой необходимо целый день стучать молотом?

Ученик: Кузнец.

Учитель: Сейчас я исполню песню про кузнеца, вы определите главное зерно интонации и составите ритмический рисунок, а потом мы вместе постучим ритм этой песни на музыкальных инструментах.

Ученик: Ритмическая, чёткая интонация.   - - -.

 Игра на музыкальных ударных инструментах.

        

6.Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

 

Физкультминутка.

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

Учитель: Дежурными мы уже были, а сейчас вы встанете около своих мест и покажите мне, как танцуют утята. Приготовили свои ручки.

«Танец маленьких утят»

Ну вот мы с вами отдохнули и продолжаем дальше.

        

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

Учитель: У меня на доске находятся карточки с различными      ритмическими рисунками. Ваша задача определить где, какая песня зашифрована. Подсказки у вас на столах. Мы составляли ритм каждой песни и музыкальных произведений все вместе с помощью ритмических карточек, а теперь вы сами попробуйте определить песню по ритму.

     Игра “Узнай ритм”.

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Учитель: Что нового на уроке вы узнали? Что мы делали с ритмическими карточками? Что является главным при узнавании песни или музыкального произведения?

(Ответы детей)

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонациии узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.

А теперь оцените  собственную учебно-познавательную деятельность на уроке в отметочной форме:

         «5» - выполнил все задания, ответил на все вопросы;

          «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался;

          «3» - часто ошибался, выполнил только половину заданий

Музыкальное прощание.