Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс.

Алексеева Зинаида Ивановна

Обобщающий урок по теме "Размножение организмов", задача его заключается в подведении итога изучения по данной теме. Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет содействовать более глубокому пониманию материала и способствовать более осознанному усвоению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Кейс - стади»

Урок биологии с использованием технологии «Кейс - стади»

обучения на примере конкретных ситуаций

по теме «Размножение организмов» 10 класс

Учитель биологии ГБОУ СОШ № 657, г. Москва

Алексеева Зинаида Ивановна

Подготовительный этап

Определение  места урока в системе предмета,  цель кейса, подготовка  ситуации, основные положения.

Место урока в системе предмета

Обобщающий урок по теме: «Размножение организмов», задача его заключается в подведении итога изучения по теме. Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет содействовать более глубокому пониманию материала и способствовать более осознанному усвоению материала. В данном случае наиболее удобна кейс-технология ситуационного анализа.

Цели и задачи кейса

   

     1. Углубить и закрепить знания о сущности размножения, его биологической роли.

     2. Проверить знание форм размножения, цитологических основ полового и бесполого размножения.

     3. Активизировать познавательную активность учащихся, формировать у учащихся умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий.

     4. Научить выделять главное, делать выводы.

Основные положения

   

     1. Размножение необходимо для поддержания  видового постоянства организмов в природе.

     2. Существует два типа размножения: половое и бесполое.

     3. Исходным моментом полового размножения является формирование гамет в процессе мейоза.

     4. Половое размножение эволюционно более перспективно по сравнению с  бесполым.

Ознакомительный этап

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной  ситуации.

     1) чтение текста кейса учителем

     2) пересказ ситуации учащимися

     3) Ответы учащихся на вопросы.

Введение в ситуацию

         Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз больше, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?  Философ ответил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».  Чем больше изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке постараемся снять часть из них.

Описание ситуации

         Размножение – свойство присущее всем живым организмам, воспроизводить себе подобных. Существует половое размножение – с участием гамет (с оплодотворением и без оплодотворения – партеногенез), без участия гамет и бесполое размножение – собственно бесполое и вегетативное.  Привожу два противоречивых факта: 1) при половом размножении молодая особь развивается в результате оплодотворения – слияния двух половых клеток; 2) однако в клетках детей количество хромосом не увеличивается, оно остаётся постоянным, таким же, как в клетках родителей. Как показывают микроскопические исследования, постоянство числа хромосом сохраняется и у внуков, и у правнуков, и во всех последующих поколениях, хотя каждому из них предшествуют слияние половых клеток. Сопоставьте эти факты и объясните: почему при половом размножении, несмотря на предшествующее оплодотворение, число хромосом в клетках нового потомства остаётся постоянным, таким же, как и у родителей, а не увеличивается с каждым поколением.  Сравните половое и бесполое размножение, сформулируйте вывод о сущности размножения. Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции? Почему вы так считаете?  В чём заключается сущность полового размножения?


1. Формы и способы размножения

Виды организмов

Формы размножения

Способы размножения

  1. Дрожжи
  2. Олень
  3. Тритон
  4. Дафния
  5. Дождевой червь
  6. Пчела
  7. Картофель
  8. Земляника

  

Ответьте на вопросы:

1. Необходим ли пол?

2. В каких случаях половое размножение оказывается благом?
3. Почему у одного вида не бывает больше двух полов?

Информационный материал

           Половое размножение появилось более  3 млрд. лет тому назад и встречается во всех группах ныне существующих организмов. Сущность полового размножения заключается в объединении генетической информации от двух особей одного вида – родителей – в наследственном материале потомков. Половой  процесс каждый раз приводит к новой линии развития. Для осуществления полового процесса в организмах возникают половые клетки — мужские и женские. «Половая клетка биологически (а не химически) наиболее сложная. В ней потенциальные наследственные свойства, присущие всему организму, выражены в наибольшей степени, в сравнении со всеми другими клетками организма». Половые клетки сливаются друг с другом (оплодотворяются) и образуют новую клетку, так называемую зиготу. Из зиготы развивается новый организм с двойственной наследственностью — материнской и отцовской.

Благодаря соединению материнской и отцовской гамет обогащается наследственная основа потомства. Кроме того, соединение двух различных половых клеток повышает противоречия, свойственные живому телу, и ведёт к повышению жизненности потомства.

Основной аналитический этап

1)   Вступительное слово учителя;

2)   Распределение учащихся по группам

3)   Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение.

4)   Первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.

5)  Второй раунд дискуссии – предоставление результатов анализа,  дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

Указания по проведению анализа конкретной ситуации

1.        После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет учитель.

2.        Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путём следования определенному алгоритму:

     1) анализ ситуации – целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

     2) выработка различных способов действия в данной ситуации;

     3) выбор лучшего решения  с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

     4) составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации.

Итоговый этап

    Заключительный  этап  работы

Подведём итоги урока.

  • Какой способ использовали для решения вопроса?
  • Можем ли мы сказать, что материал вами воспринят?
  • Какие встретились затруднения?

               Обобщающее выступлений учителя – анализ ситуаций;
               Оценивание учителем учащихся.

Этап рефлексии

  • Рефлексия  и самооценка учащимися своей учебной деятельности
  • Соотнесение учащимися своих целей и результатов
  • Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности