"Вода на Земле" Конспект урока в технологии ТДМ

Володина Ольга Николаевна

Урок -конспект разработан в технологии ТДМ для 5 -х классов, природоведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_voda_na_zemle.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 657, ЮАО г. Москвы

Учитель

Володина Ольга Николаевна

Предмет

природоведение

Класс

5

Тема:

Вода на Земле

Целевые

установки:

предметные: - показать многообразие мира воды, выявить основные свойства воды, познакомить с новыми понятиями, расширить имеющиеся знания о воде

метапредметные: - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе

личностные: - уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения, формулировать выводы

развивать познавательный интерес к предмету.

Оснащение урока (материалы к уроку)

Презентация, видео ролик, приложения


Этапы урока

Содержание этапа  

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

Орг. Момент

просмотр видео фрагмента о воде

Что вы видели во фрагменте фильма?

 Ответы учащихся.

Для чего нужна вода?

Ответы учащихся.

Кто не может прожить без воды?

Ответы учащихся.

Сколько дней человек может прожить без воды?

Ответы учащихся.

А кто испытывает сейчас жажду?

Ответы учащихся.

Почему?

Ответы учащихся.

А кто еще не может обходиться без воды?

Ответы учащихся.

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

Что же такое вода?

Ответы учащихся.

Какого цвета вода?

Ответ учащихся

Давайте вспомним, в каком состояние может находиться вода?

Ответы учащихся.

Назовите причину трех состояний воды?

Ответы учащихся.

Какую оболочку образует вода?

Ответы учащихся.

Водная оболочка – это гидросфера. (Записываем определение)

Как перевести слово «гидро» и сфера?

Ответы учащихся.

Какие затруднения у вас возникли при ответах на вопросы?

Какой вопрос самый для вас оказался сложным?

Если вода имеет разное состояние, то давайте определим части гидросферы и что входит в эти части. Открываем учебник . Стр.91

Проверим, как вы разделили части гидросферы

Игра «угадай – кА»

Какая взаимосвязь может быть между частями гидросферы?

Ответы учащихся - непрерывная

Молодцы.  Давайте оценим эту работу. Что было сложного в определении частей гидросферы?

Ответы учащихся.

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

На схеме необходимо показать непрерывную связь частей гидросферы. Заполняют  схему.

просмотр видео фрагмента круговорот воды в природе

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме:

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

О чем мы сегодня говорим?

Ответы учащихся

Давайте определим тему сегодняшнего урока

Ответы учащихся.

Тема урока «Вода на Земле» Открываем тетради. На полях записываем число….

Ответы учащихся.

Вспомните, с какого видео фрагмента начался урок?

Ответы учащихся.

Вы должны доказать, является ли вода «вечным двигателем».

 Можно ли такую воду использовать человеку?

Сколько раз ее можно использовать такую воду?

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

Учащиеся делают вывод  по проблемным вопросам.

Вода постоянно делает цикл (круг) следовательно вращается и получается вечный двигатель

Таким образом, вода на Земле постоянно используется повторно.

Вода испаряется, пар превращается в капельки, формируются облака, перемещаются с океана на сушу, выпадают в виде осадков и вновь попадают в моря и океаны

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

Закрепление материала

Прочитайте утверждения и найди ошибку. Выпишите эти номера.

  1. Вода в морях и океанах пресная.
  2. Снег образован соленой водой.
  3. Ледник – это скопление пресного льда на суше.
  4. Наиболее крупным морем  является - океан
  5. Самый маленький океан - Тихий
  6. Антарктида и Гренландия покрыты огромным ледяными панцирями.
  7. Океаны Земли никак не связаны между собой.
  8. Вода имеет 4 состояния.

Физкультминутка.

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

1 мин

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

Работа в парах . Учащиеся по шаблону проверяют задания и выставляют оценки.

Выясняем у кого «5», «4»,»3»

Обсуждаем ошибки. В чем была трудность?

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Вставить пропущенные слова и выделить главное

итог урока, слова академика И.В.Петрянова.

«… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Нет!

    Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода.

    Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.

    Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, - и это вода.

Непрерывно меняется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь -  вода.

    Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только тем, где есть вода.

Нет воды – нет жизни!»

Есть ли связь вечного двигателя с уроком природоведения?

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Оцените свою работу