Обобщение опыта на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок", г. Москва. Награждена медалью им Д.И.Менделеева. В рамках конкурса состоялась встреча с Ш.Амонашвили, Е.Ямбургом.
Автор О.А.Осович
МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение», гп. Приобье, Тюменская обл.
Аннотация
С начало было слово… Слово! Как многое может оно сделать. Слово, сказанное во время, может спасти чью- то жизнь, а может наоборот погубить. Слово может быть тихим, но весомым, громким, но резким.
А мое слово о самом важном в мире человечества – о ребенке, который доверяет тебе, идет за тобой. И по какой дороге ты его поведешь – это твоя ответственность, ответственность как педагога, как человека. Ношу определяет сам педагог. Не можешь не веди. Иначе можно заблудиться. А это педагогу не прощается.
Мой путь- путь милосердия и доброты. Путь, который учит детей сострадать, помогать нуждающимся, не оставаться равнодушным.
Эта статья для педагогов, берущих на себя смелость вести за собой детей и ответственность за их выбор.
Статья «Дороги, которые выбираем мы…»
На основе приобретенного педагогического опыта я все больше убеждаюсь, что вовлекая подростков в совместную деятельность, приносящую удовлетворение, интерес можно только через клубную деятельность. Не зажимая подростка рамками времени и навязывания своих взрослых интересов и убеждений можно заинтересовать и получить результат своего педагогического труда.
На сегодняшний день я не представляю себе организацию воспитательного процесса без включения подростков в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения.
Деятельность клубного объединения носит характер любительский, не ставит своей задачей достичь высоких результатов в какой-то предметной деятельности; направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.
Слово «клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХVIII века и означало «объединение людей». Интересны славянские корни слова. В старославянском языке слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая «шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар». Старославянское и английское определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках «клуба». Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая «кружковость» стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов -коллективизм и сплоченность (единый «шар»).
Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика. «Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений». «Клубы детские и подростковые общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…». Детский клуб - это «такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников».
Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий.
Важнейший признак клубного объединения - относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо». Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения: определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей, распределению социальных ролей участников и т.п.
Непременным условием организации клубного объединения должен быть творческий характер. Творчество - норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского, естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и сильных мотивов прихода подростков в клубное объединение. Творчество - это такое состояние ребенка и такая его деятельность, «когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации». Творчество в клубе - не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс.
Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность, В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.
Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы.
Для меня мой детский коллектив – это хрустальная ваза. Ее нужно беречь, чтобы не разбилась, необходимо постоянно следить за чистотой и прозрачностью. Так и в коллективе: «чистота мыслей», «светлые цели», целостность. А самое главное создаю в первую очередь для каждого ребенка ситуацию успеха. Без создания ситуации успеха невозможно добиться успешности в коллективе. Хочу поделиться в собственной интерпретации мыслями о факторах, создающих ситуацию успеха подростку в объединении. Они «родились» не случайно. Они сложились из многолетнего опыта работы с детьми.
Подросток начинает жить в объединении с чистого листа. Я не знаю его прошлого. Он пришел, значит ему интересно. Я как педагог должна «удержать» его в объединении, увидеть его способности, поддержать и еще суметь их развить до определенного уровня, на котором ему будет комфортно.
Создать благоприятную среду для общего развития подростка, в частности для пробуждения его творческого потенциала (общение с педагогом, с воспитанниками, доверительные отношения, без доверия очень трудно работать с подростком, он должен чувствовать, что не будет обманут и предан, он должен осознавать, что его понимают, ему верят).
Включение подростков в другие виды деятельности. У ребенка нет навыков общения, не может выступать перед аудиторией, скован, нерешителен, но преуспевает в других областях, собранный, точный и ответственный. Нужно заметить это изначально и предлагать ему пробовать себя в различных видах деятельности.
Участие подростка одновременно в рамках одного дела в нескольких с видах деятельности. Песня, игра, танец, дискуссия - это опыт слетов и сборов, можно наблюдать как ребята, которые никогда этого не делали, начинают танцевать и петь, играть какую-то роль. Положительный синдром толпы начинает уникально работать на каждого в отдельности.
Личный пример педагога. Всегда делаю все вместе с подростком. Либо подготовка к мероприятию, показ движений, разучивание песни, думаю вместе с ним, тогда создается единое творческое поле. Не даю готовое решение. Если необходимо даю подсказку. Встаю вместе с ним и делаю то, что делает ОН – подросток).
Никогда не показывай, что ты умеешь больше или лучше его. Иногда нужно создать вид, что ты не знаешь, дать ребенку возможность реализоваться самому, или подтолкнуть его к поиску. Пусть он почувствует свою значимость.
Заинтересованность родителей в развитии ребенка. Очень важный фактор. Хотя, исходя из опыта, есть такие дети, которые сами в этой жизни прорываются, продвигаются без помощи родителей. Но при доверительном контакте с родителями и совместном взаимодействии добиваешься больших успехов. Главное условие, родитель должен понимать как это важно для его ребенка, каков будет результат от такого участия педагога в жизни ребенка.
Ситуацию успеха необходимо постоянно поддерживать и подкреплять ее. Если чувствуешь, что воспитанник не прав, осторожно направляй, используй свой опыт и педагогические техники. Ведь опытный педагог никогда сгоряча не будет рубить с плеча. Иногда нужно подержать и настояться ситуации, иногда ее отпустить.
А теперь о самом главном - о моих волонтерах. Хочу поделиться об опыте работы в волонтерской деятельности.
Волонтерская деятельность и подготовка волонтеров занимает в моей педагогической деятельности огромное место. Это очень интересный процесс сотрудничества взрослых и детей, в котором все важно: и мысли, и чувства, и поведение участников. Волонтеров можно назвать некой элитарной группой, групповые нормы которых достаточно высоки в нравственном отношении. Волонтеры отвечают за свои поступки, свой выбор, заботятся о других людях, поэтому можно ожидать позитивного влияния волонтерского движения на формирование ценностей в детской, подростковой и молодежной среде.
Волонтерское движение как явление, объективно необходимо в проведении масштабных профилактических мероприятий с детьми и подростками в условиях современной реалии.
Вся деятельность строится на определенных формах. Большую роль отвожу индивидуальной работе каждому волонтеру. Ведь ребенок, обладая определенными знаниями, навыками и жизненным опытом, имеет собственную точку зрения и мнение. Один может неплохо говорить и обладает ораторскими навыками и тем самым убедителен в своих доводах. Второй, может быстро организовать ребят на акцию «Мы за здоровый образ жизни!». Хочется отметить и это важно, что такие акции готовят те дети, которые не употребляют алкоголь и не курят. Отрадно сказать, что все мои мальчики в объединении ведут здоровый образ жизни! Третий ребенок может быть «Живым стендом». Он умело «носит стенды» на себе и рекламирует спорт!
Неотъемлемой частью данного направления является деятельность, направленная на помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, одиноким и престарелым людям. Волонтерами ведется огромная работа по созданию полотна Победы и сбором фото и видеохроники «Годы опаленные войной». Ребята собирают воспоминания и записывают на красных лоскуточках ткани. Очень результативная форма работы – это организация волонтерами встречи с подростками в неформальной обстановке. Это самый яркий пример, когда подросток подростку рассказывает о своем положительном опыте, о своей жизни. Незабываемые происходят встречи с детьми детских домов. Волонтеры проводят игровые познавательные программы. И с особым волнением мы едем в дом престарелых, где нас ждут жители этого дома, ждут наших концертов, спектаклей и просто задушевных разговоров. Никакая беседа или лекция не заменит живого общения с людьми и не западут в душу слова, сказанные людьми, «побитыми жизнью и повидавшими на своем веку», а нынче брошенные и забытые своими родными. Вот, что нужно показывать детям, об этом нельзя молчать. Ведь наша старость в наших детях.
Достичь определенных результатов в работе волонтеров, необходимо грамотно подготовить волонтера к этой деятельности. Программа разделена на этапы подготовки волонтеров. Цель подготовительного этапа - формирование базовых навыков общения с подростками, применение принципа «равный равному». На данном этапе реализуется главная задача работы с подростками: дать базовый уровень знаний педагогики, психологии для дальнейшей работы волонтеров. При подготовке волонтеров необходимо учитывать все принципы волонтерства. Дать понятие волонтерства, научить умению общаться, быть «равным равному».
На основном этапе происходит включение подготовленных волонтеров в активную социальную деятельность. Основной этап включает в себя самую главную и важную часть программы «Открытое сердце». Донести до подростков суть волонтерской деятельности, показать на практике результативность данной работы. Умение подростков свои знания и умения, полученные на подготовительном этапе, реализовать при организации мероприятий, акций. И на завершающем этапе идет привлечение большого количества детей, подростков для участия в социально-значимой деятельности, тем самым способствовать формированию активной жизненной позиции. Завершающий этап - этап достижения цели направления. Провести рефлексию деятельности волонтерской работы: что удалось, каковы результаты работы. Вот так идет подготовка волонтеров в моем объединении. Сегодня это эффективная форма работы с детьми, которая дает свой результат. 30 ребят имеют книжки волонтеров. Наше объединение стало «Лучшим волонтерским объединением Октябрьского района и ХМАО-Югры». А это высокая оценка нашей деятельности.
Каждый, кто пришел в объединении волонтеров принимает законы волонтерства. Без этого нет дальнейшего существования его в коллективе:
Добровольность. Мы работаем круглые сутки, и никогда не берем денег.
Независимость. Нами руководят нужды, а не руководители.
Единство. У нас много идей, но один идеал.
Универсальность. Мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь.
Гуманность. Мы служим людям, а не системам.
Беспристрастность. Мы заботимся о жертвах – виновных и невиновных.
Нейтральность. Мы берем инициативы, но никогда не берем стороны.
Здесь очень важно понимать глубину каждого закона, вникнуть в суть и содержание. А главное условие – выполнение его!
Какими должны быть отношения между ребятами в объединении? Это очень важный вопрос! Конечно, без простраивания отношений среди детей в коллективе невозможно добиться успешности. Взаимодействие участников - волонтеров строится на следующих принципах: принцип добровольности, принцип развития, принцип активной позиции, принцип сотрудничества, принцип общедоступности. Только в совокупности этих принципов коллектив развивается, движется вперед, переживает, спотыкается, обходит острые углы и учится на ошибках совместного проживания в коллективе. Все дети разные. У всех свой характер, убеждения, взгляды. Задача педагога – умело, профессионально вести каждого ребенка к финалу. У каждого ребенка свой финал. У кого-то это ближний маршрут, у кого-то маршрут длиннее и ему необходимо больше времени для достижения собственных достижений. Самое главное – это ребенок! Самое великое чудо на свете - это ребенок. Рождается ребенок в семье, которая его ждала - это чудо! Приходит к педагогу, который его любит, понимает и поддерживает - это чудо! И, наверное, повезло ребенку, если с ним рядом оказался педагог любящий и понимающий его - это чудо! Открывая для себя что-то новое в ребенке, я становлюсь духовно богаче, сильнее духом. На ум приходят слова из любимого стихотворения «Философы в тринадцать с половиной»: Перелестав известные тома, мы научились говорить красиво. Словами Пушкина Макаренко, Дюма, но разве ж только в этом наша сила? Моя сила в поступках моих воспитанниках, я учусь у детей, черпаю молодость и энергию. Ребенок – это колодец, из которого пьешь, пьешь и не можешь напиться. Он всегда разный, он всегда новый, он всегда полный. И невозможно представить, сколько еще впереди будет все новых и новых открытий в ребенке! И я педагог-это маленький мостик, через который идут мои дети, каждый к своему открытию, а я веду его вперед. Иногда чуть-чуть забегая вперед, иногда отстаю, а иногда иду рядом, чувствую его дыхание, читаю его мысли. И когда слышу, что мое дыхание совпадает с дыханием моих воспитанников, а мысли звучат в унисон - вот это чудо! И тогда мое сердце поет и радуется. И вот это то, что приносит мне ощущение полета: полета открытий, новых взлетов, преодолений и откровений.
Наш отряд волонтеров имеет свою отличительную форму, символику, гимн. Объединение успешно – если есть относительная стабильность его состава. Как я его называю «костяк», дети которые пришли с первого дня. Состав объединения постоянно добавляется, приходят те, которым интересна наша деятельность. А есть подростки, которым просто нравится быть в такой среде, не проявляя особо каких-то интересов и способностей. Но они с нами и это заставляет еще больше задуматься над программой объединения. Сделать так, чтобы эти дети не ушли, остались. Ведь это дети не всегда успешные в школе, которые не нашли себя и на улице. Иногда наблюдаешь за таким ребенком: сидит, молчит, вроде - бы кажется, не проявляет особого интереса к делу. Но он СЛЫШИТ! И это уже здорово! Потом он выходит с нами на социальные акции и проекты, едет с нами в детский дом, а потом сам звонит и спрашивает, а когда приходить в следующий раз? Разве это нездорово? А бывает и такое. Звонок. Голос в трубке:
-Вот уже две недели меня волнует вопрос, почему от вас нет смс? Вы меня вычеркнули?
-Конечно, нет! Я была в командировке!
-Ух! А я переживал! Только не забывайте про меня!
После таких слов крылья вырастают и у меня и у ребенка. У него от того, что о нем помнят, не забыли и он нужен нам, а у меня - появился еще один друг!
В мое объединение подростки приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако, претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в реализации общественно-значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.
В связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его развитию. Общаясь с детьми, узнаешь, что в школе они не общались друг с другом и даже некоторые были незнакомы. И с какой радостью они сообщают мне, что они узнали другого человека с другой стороны! Он оказывается такой интересный человек!
Принципиально важным аспектом в направлениях программы – это сам подросток. Важно, чтобы приобретенный социальный опыт проживания в клубе дал положительный отклик в судьбе каждого члена клуба, помог в трудных жизненных ситуациях.
Детям предоставляется возможность как в организации так участия в районных и окружных слетах лидеров и волонтеров, в выездных школах актива, в социальных акциях, в конкурсах «Лидер ХХI века». У объединения есть своя газета «Волонтер», где историю волонтерства пишут дети.
Сегодня модно стало называть себя волонтером. Повсюду слышно о волонтерстве. А мы в это слово вкладываем особые чувства и эмоции. На сегодняшний день – это помощь инвалидам воинам локальных войн, пожилым, престарелым людям, игровые программы в детском доме, акции «Подарок на дому» и много других дел. Такая деятельность - лучше всяких лекций и бесед о сострадании, помощи и милосердии. Я делаю все для того, что мои дети никогда не прошли мимо боли и горя. Казалось бы, больше ничего и не нужно - когда проживаешь жизнь вместе с детьми, думаешь как они, мечтаешь вместе с ними. А потом спустя время с выпускниками объединения вспоминаешь, как мы творили и реализовывали свои планы. Пригодятся ли все те знания, умения моим детям? Конечно, безусловно! Они сами об этом говорят в своих воспоминаниях.
Дари себя детям! Это разработал и воплотил Шалва Александрович Амонашвили в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Это девиз стал главным и в моей работе. Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств, облагораживание души и сердца ребенка – эти целевые ориентации стали основой волонтерской программы. Особую роль отвожу оцениванию детей. Оценка ребенка – это самоанализ собственного результата. Научить анализировать, значить научить видеть ошибки и достижения, слышать и различать фальшивые мысли от мудрых высказываний.
Дополнительное образование – это полет в бесконечность творчества и фантазии. Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в творчестве. А творчество - это такая деятельность, «когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации». Когда все дела проходят в творческой обстановке, где мнение каждого уважают все, вот тогда дети всегда будут с нами.
Хочу закончить притчой: "Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения. Я просил любви…А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно."
Литература:
1. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ, г. Москва, 2009.
2. Тетерский С.В., Решетников О.В. Социальное служение//ООО «Педагогические технологии», 2009.
3. Пуговкин А.А. ООО «Педагогические технологии», 2010.
4. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. – Кострома, 1994;
5. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003;
6. Фришман И.И. Мирошкина М.Р.Подготовка волонтеров (программы,рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.
7. Войтко В.И. Социально-психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности. – Киев, 1978.
8. Валентик Ю.В., БулатниковА.Н.Семейная реабилитация несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами//Министерство образования и науки РФ, 2004.
9. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах РФ, г. Москва, 2009.
10. Эльконин Д.В. Психология игры. Москва, 1978.
11. Алексеева О. Благотворительное движение: регионы России. Москва. 1995.
12. ГилльС.С.Педагогика поддержки инициатив молодежи//Москва. Социальный проект.2004.