Предметно-развивающая среда
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Ее задачи:
* обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);
* обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;
* получение и закрепление знаний о музыке;
* развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;
* учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.
Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования учитываем при ее создании в нашем детском саду.
В музыкальном кабинете собрана библиотека:
Картотека методической литературы:
- учебно-методический комплект и дополнительный материал программы «Ладушки» И. М.Каплуновой, И. А.Новоскольцевой;
-методическое обеспечение программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной;
-методическое обеспечение программы «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой;
-сборники сценариев праздников и развлечений;
-сценарии авторских сказкок;
-картотека художественной литературы:
-произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);
-серия книг «Рассказы детям о музыке»;
-портреты композиторов с подробным описанием;
-картотека периодических изданий: журнал «Дошкольное воспитание», журнал «Музыкальный руководитель», журнал «Музыкальная палитра», журнал «Справочник музыкального руководителя».
Картотека музыкально-дидактических игр:
-игры для развития звуковысотного слуха,
-игры на развитие динамического слуха,
-игры на развитие тембрового слуха,
-игры на развитие ладогармонического слуха,
-игры на развитие памяти и музыкального слуха,
-игры для развития детского творчества.
Картотека музыкальных игр и упражнений:
русские нарoдные игры и хороводы, подвижные игры «Круглый год»,игры с музыкальными инструментами,игры со звуком, речевые игры, пальчиковые игры, игры на развитие воображения, «сказки-шумелки», коммуникативные игры, творческие этюды,игры «Дыхательная гимнастика», упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.
Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов.
Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используем самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.
В музыкальном кабинете много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементы костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.), атрибуты для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций.
Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.
В нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. В музыкальном кабинете находятся: колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), бубны, бубенцы, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки, балалайки, муз.ложки, погремушки, свистульки.
Так же в музыкальном кабинете ДОУ организована развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности, которая систематически пополняется и обновляется:
азнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй и мягкой игрушки, платочный театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр живой руки;
- ширма для кукольного театра;
-костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;
-маски животных и людей;
-театральные атрибуты;
-декорации к спектаклям;
- видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;
-фонотека театральных шумов;
-аудиозаписи детских спектаклей.
Наличие в ДОУ мультимедийного оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Создана видеотека фильмов, презентаций, музыкальных клипов по знакомству детей с композиторами, музыкальными инструментами и произведениями; голоса птиц, музыкальные загадки и т.д.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Мы стремимся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.