Наставничество
Наставник-педагог, который может передать свой опыт, не навязывая свои методы работы, а умело невзначай направлять, поправлять и помогать. Из личного опыта выработала правила (смотрите в альбоме "Простые правила успеха" для педагога и ребенка, которые решили идти вместе познавать, преодолевать и радоваться этому пути.Хочу поделиться в собственной интерпретации мыслями о факторах, создающих ситуацию успеха подростку в объединении. Они «родились» не случайно. Они сложились из многолетнего опыта работы с детьми.
Подросток начинает жить в объединении с чистого листа. Я не знаю его прошлого. Он пришел, значит ему интересно. Я как педагог должна «удержать» его в объединении, увидеть его способности, поддержать и еще суметь их развить до определенного уровня, на котором ему будет комфортно.
Создать благоприятную среду для общего развития подростка, в частности для пробуждения его творческого потенциала (общение с педагогом, с воспитанниками, доверительные отношения, без доверия очень трудно работать с подростком, он должен чувствовать, что не будет обманут и предан, он должен осознавать, что его понимают, ему верят).
Включение подростков в другие виды деятельности. У ребенка нет навыков общения, не может выступать перед аудиторией, скован, нерешителен, но преуспевает в других областях, собранный, точный и ответственный. Нужно заметить это изначально и предлагать ему пробовать себя в различных видах деятельности.
Участие подростка одновременно в рамках одного дела в нескольких с видах деятельности. Песня, игра, танец, дискуссия - это опыт слетов и сборов, можно наблюдать как ребята, которые никогда этого не делали, начинают танцевать и петь, играть какую-то роль. Положительный синдром толпы начинает уникально работать на каждого в отдельности.
Личный пример педагога. Всегда делаю все вместе с подростком. Либо подготовка к мероприятию, показ движений, разучивание песни, думаю вместе с ним, тогда создается единое творческое поле. Не даю готовое решение. Если необходимо даю подсказку. Встаю вместе с ним и делаю то, что делает ОН – подросток).
Никогда не показывай, что ты умеешь больше или лучше его. Иногда нужно создать вид, что ты не знаешь, дать ребенку возможность реализоваться самому, или подтолкнуть его к поиску. Пусть он почувствует свою значимость.
Заинтересованность родителей в развитии ребенка. Очень важный фактор. Хотя, исходя из опыта, есть такие дети, которые сами в этой жизни прорываются, продвигаются без помощи родителей. Но при доверительном контакте с родителями и совместном взаимодействии добиваешься больших успехов. Главное условие, родитель должен понимать как это важно для его ребенка, каков будет результат от такого участия педагога в жизни ребенка.
Ситуацию успеха необходимо постоянно поддерживать и подкреплять ее. Если чувствуешь, что воспитанник не прав, осторожно направляй, используй свой опыт и педагогические техники. Ведь опытный педагог никогда сгоряча не будет рубить с плеча. Иногда нужно подержать и настояться ситуации, иногда ее отпустить.
Наставник для молодого педагога -это друг мудрый, умный. Во время заметить и поддержать. Когда я пришла работать в школу после педагогического училища, то сейчас я понимаю,что у меня был наставник от бога! Я смотрела на моего наставника и задавала вопрос: откуда он столько знает, почему не устает и всегда улыбается. Просто Эмма Ивановна настоящий учитель! Для меня это пример в профессии! Прошли годы и я сейчас тоже наставник для молодых. Первый мой подопечный -это дочь. Мы попробовали с ней в районном конкурсе на профсоюзном форуме молодых педагогов и все получилось. Почетное 3 место! В роли наставника в г. Москве побывала на всероссийском конкурсе "Педагогический дебют" с молодым талантливым учителем. Своим мастерством и умением увлекательно рассказывать о своем предмете она покорила жюри!