Кудрявова Алла Михайловна

сайт учителя технологии

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: кройка и шитье

Увлечения: вышивка, вязание

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: село Дивеево

Место работы: МБОУ Дивеевская СОШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/alla-mihaylovna-kudryavova
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Не известен

Я на этом сайте хотела бы представить свой опыт работы учителем технологии в школе.

О себе

Работаю в школе. Увлекаюсь вышивкой икон бисером, вязанием крючком

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Дети капитана Гранта, Остров сокровищ

Мой взгляд на мир

Мир прекрасен

Мои достижения

Цели моей профессиональной деятельности  согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

 Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения  позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

           Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с  различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых

изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, материаловедения, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения.

При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность). Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

Цели моей работы: формирование у учащихся общетрудовых знаний и умений; освоение технологий преобразования материалов в процессе изготовления изделий, удовлетворяющих потребности человека и общества.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
- Организация созидательной деятельности учащихся. 
- Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

            На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников.  Поэтому  темой самообразования я взяла «Использование проектной технологии в обучении школьников по предмету». Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом - это и есть метод проектов.

     Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока технологии  должна составлять активная деятельность самих учащихся. В  творческом проектировании считаю наиболее применяемыми  такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, эвристическая беседа, исследования, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и ЭОР.

Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников инфор мации в настоящее время дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы при создании творческих проектов. Этому я и стараюсь научить своих учеников, поскольку у меня есть соответствующие умения. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с моей  компетентностью и компетенциями.

В числе ведущих компетенций я выделяю:

•   когнитивная (теоретические и практические знания);

•  функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельно сти;

•  личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);

•  этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Все они взаимозависимы и взаимодополняемы, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями,  знаниями, понятиями.  

Метод проектов  позволяет решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

    В своей работе с одарёнными детьми использую модульную технологию, которая  позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся. Они участвуют в конференциях, конкурсах,  где занимают призовые места. Так, участвуя в районной экологической конференции «Мир, в котором мы живем» и оценивая собственные возможности в области творческого проектирования, творческая группа выполнила  проект идеального жилища (отдельной квартиры, дома), где были созданы экологически благоприятные условия для жизни.  

   Внедрение метода проектов способствует:

  1. Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации                                                                      
  2. Развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);
  3. Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

  1. создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
  2. создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Целенаправленно работая по  формированию структуры умственной деятельности, делаю акцент на:

  1. использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;
  2. доказательность суждений;
  3. владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Инновацией в содержании обучения является введение тем, с помощью которых реализуется национально-региональный компонент. Рабочая  программа в 10-11 классе  «Якутский национальный костюм»  предусматривает  элементы национально-регионального компонента, в  разделе «Кулинария» -  рассматриваются темы, затрагивающие особенности национальной кухни.  

Деятельность на этих занятиях направлена на  изучение социокультурных особенностей Якутии и национальных традиций.  В процессе изготовления творческих проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по национальной культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, воспитывается  толерантность.

Разнообразие дидактического материала позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, организовать работу в парах и группах, сделать усвоение учебного материала доступным.

 

В процессе обучения и воспитания сочетаю традиционные и инновационные технологии: педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход в преподавании учебных дисциплин, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.  

На всех этапах обучения широко использую различные технологии обучения: модульные, игровые, коммуникативные исследовательские технологии, технологию развивающего обучения, личностно-ориентированное обучение, разноуровневую дифференциацию, создание проблемных ситуаций – все это вместе работает при создании творческих проектов, а в конечном итоге- при создании продуктов труда.

Для развития творческого мышления учащихся применяю метод решения технологических задач, при этом учащиеся интегрируют те знания, которые получены ими в различных предметах: ИЗО, МХК, биология, история, география, химия, математика, на каждом уроке применима словарная работа. Например, при изготовлении творческого проекта «Корсету быть…» ученица при минимальной затрате времени, материалов применила знания и умения, которые  получила на уроках технологии, а также на занятиях в школе искусств. 

        Учебно-исследовательская работа при создании творческих проектов - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ученику радость открытия.

Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента.

Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
              Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей. При работе над проектами по созданию моделей одежды я вместе с учениками загораюсь идеей, вместе проходим путь, который я описала бы следующим афоризмом:        

 

Моё портфолио

Люблю рукоделиеВнедрение метода проектов способствует:

1.  Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации

2.  Развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);

3.  Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

·  создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

·  создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Целенаправленно работая по формированию структуры умственной деятельности, делаю акцент на:

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы