Апухтина Лариса Анатольевна

Апухтина Лариса Анатольевна

Сайт учителя начальных классов

Даёшь интересную жизнь,работу! Всё творчески! С выдумкой, фантазией, умным юмором!

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: всё новое и интересное

Увлечения: работа с ИКТ

Регион: Курская область

Населенный пункт: посёлок Медвенка

Место работы: МОБУ "Медвенская средняя общеобразовательная школа"

Добрый день! Я рада приветствовать гостей сайта. Надеюсь, что Вы найдете для себя что-то необходимое для использования в нашей непростой, но очень интересной работе.

О себе

В 1986 г. закончила Курское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов и стала работать в Медвенской средней школе. В 1991 г. заочно закончила Курский педагогический институт. И вот уже почти 25 лет работаю на  одном месте.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Амонашвили" Сердце отдаю детям" 

Мой взгляд на мир

 

Когда работаешь в школе, переживая каждый учительский день, мало думаешь о философии.

Со мной произошел счастливый случай, ставший поводом для педагогических размышлений.

Школа, в которой я работаю, отмечала 45-летний юбилей.

По дорожке в зале на сцену идем мы, учителя. Зал в едином порыве встает, все аплодируют, нам дарят цветы, говорят слова благодарности. Именно в этот момент я отчетливо поняла: учитель – это статус, авторитет, ответственность.

А потом звучали воспоминания.Я обратила внимание на то, что многие вспоминают слово, поступок учителя, дела, повлиявшие

на дальнейшую судьбу, а уже потом благодарят «за знания». И глядя в зал, где собрались выпускники разных лет, я впервые ощутила, за чем ученик приходит в школу. Да, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту.

И все же…

Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми,

праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда.

Это заставило меня по-другому взглянуть на ребят в моем классе.

Люблю ли я их? Да, конечно. Но учителю мало только любить. «Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать.

«Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя». Это также обо мне, хотя как классный руководитель и человек я много могу: люблю свое дело, а еще мне не жаль времени для моих учеников. Я –человек, открытый  для всего нового и интересного.

Мои достижения

Победитель районного конкурса "Самый классный классный" 2011 г.

Награждена значком "Почётный работник общего образования"

почетные грамоты разных рангов

Моё портфолио

«Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя». Это также обо мне, хотя как классный руководитель и человек я много могу: люблю свое дело, а еще мне не жаль времени для моих учеников. Я –человек, открытый  для всего нового и интересного.

 

 

Готовность  обучения в основной школе может определяться двумя параметрами:

  • сформированностью у обучающихся желания и основ  умения  учиться (учебная грамотность в рамках автономного  действия);
  • уровнем освоения основных культурных предметных  средств/способов действия необходимых для продолжения  обучения в основной  школе.

Рассмотрим оба  этих параметра.

Развитое умение  учиться есть характеристика  субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска  способов действия  в новых ситуациях. Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования и она напрямую  связано со сквозными  образовательными результатами (инициативой, самостоятельностью и ответственностью). Она не может быть полностью  решена  в рамках  начальной школы. Однако если в начальной школе  не заложены  основы этого  умения, то на следующих ступенях образования, обучающиеся не смогут стать субъектами  собственного  образования.

Человек, умеющий учиться, умеет следующее.

Соизмеряя  свои возможности  и условия  достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, он ищет  способы ее  решения. В  умении  учиться  выделяются две составляющие:

  1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознавать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему  учиться? В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного  знания, но и знания о собственном незнании.
  2. Поисковые  действия, которые необходимы для приобретения недостающих  умений, знаний, способностей, для ответа на второй  вопрос  самообучения: как  научиться? Этот вопрос  имеет  три ответа, три способа выйти за пределы собственной компетентности:
  3. самостоятельно изобрести  недостающий  способ действия, т.е. перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную;
  4. самостоятельно  найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего – в книгах и Интернете;
  5. запросить недостающие данные  у знатока и умельца.

Для  выявления основ  данного умения  необходима  разработка  комплексного теста на учебную  грамотность.

     Учебная грамотность – это тип и уровень того материала, который ребенок может самостоятельно осваивать, контролируя результат, а затем гибко использовать в разнообразных контекстах. Учебность связана с обращенностью на себя (свой ресурс) как условие решения задачи. Можно в учебной  грамотности  выделить: 

  Учебные  ситуации:

  • освоение средства/способ действия (правило, схему, алгоритм, модель)   с учетом применения
  • извлечение опыта
  • принятие подсказок
  • извлечение способа действия
  • творческая способность
  • использование фрагмента конкретного опыта как фрагмента плана
  • превращение фрагмента опыта в единицу действия
  • возврат  к первой задаче после подсказки способа во второй. Стратегия решения задач
  • область сложных координаций и композиций (неконституированная область):
    • Дается образец решения – сумеет ли его обобщить, использовать по аналогии
    • Дается способ через систему опор – убрать опоры – перейти к планированию (становится средством или нет)
    • оперирование крупными блоками (стратегический уровень)

            Ситуация практическая:  оценить свои ресурсы исходя из задачи, найти пути приобретения недостающих средств/способов,  ориентиров.

Итак,учебная  грамотность -  способность младших школьников продолжать свое  учение  в основной  школе. Основными компонентами этой  грамотности на выпуске из начальной школы могут быть:

  • учебные действия контроля и оценки(контрольно-оценочная самостоятельность);
  •  рефлексия как способность учащихся определять границу применимости того или иного способа действия (опознание  задач,  с точки зрения наличия или отсутствия способа решения);
  • постановка  «умных» вопросов (запросы)перед взрослым на поиск недостающих способов действия (информации);
  • определение возможных путей решения задачи, подбор необходимых  средств и опробования  для  решения  задачи.

Добавить грамоту в портфолио