Урок композиции в ДХШ. Сюжетная композиция на историческую тему.

Зарецкая Людмила Михайловна

 

С историческим жанром в изобразительном искусстве ученики художественной школы встречаются на уроках композиции станковой, а также на уроках истории изобразительного искусства. Знакомятся с произведениями художников работавших в историческом жанре, узнают, что прежде чем приступить к написанию картины художник изучает разные материалы о времени и событиях, которые изображаются на картине . Это предметы быта, одежда, исторические записи событий, книги и многое другое. Для учеников таким источником может стать книга, повествующая об историческом времени, людях, их быте и событиях.

Для знакомства учащихся с данной темой я выбрала книгу курского писателя-журналиста Виктора Крюкова «Княжий воин». В ней рассказывается история их ровесника происходившая во времена «Слова о полку Игореве» (ХII век), история с приключениями, что делает её интересной для подростка.

Работе над композицией предшествовало чтение книги и знакомство учащихся с предметами быта, одеждой, архитектурой ХII века.

 

Непосредственная работа над композицией начиналась с прослушивания аудиозаписи былины, написанной Виктором Крюковым специально для нашего урока, в процессе которого ребята делали наброски и зарисовки, запомнившихся, понравившихся моментов и персонажей (фор-эскизы).

Завершается этот этап работы над композицией просмотром выполненных набросков и окончательным выбором сюжета.

Следующий этап работы над композицией - сбор справочного и иллюстративного материала для разработки конкретных персонажей композиции, обстановки, интерьера и экстерьера соответствующих времени и происходящим событиям.

Третий этап - поиск графического или живописного решения композиции.

И. наконец, исполнение композиции в материале.

С историческим жанром в изобразительном искусстве ученики художественной школы встречаются на уроках композиции станковой, а также на уроках истории изобразительного искусства. Знакомятся с произведениями художников работавших в историческом жанре, узнают, что прежде чем приступить к написанию картины художник изучает разные материалы о времени и событиях, которые изображаются на картине . Это предметы быта, одежда, исторические записи событий, книги и многое другое. Для учеников таким источником может стать книга, повествующая об историческом времени, людях, их быте и событиях.

Для знакомства учащихся с данной темой я выбрала книгу курского писателя-журналиста Виктора Крюкова «Княжий воин». В ней рассказывается история их ровесника происходившая во времена «Слова о полку Игореве» (ХII век), история с приключениями, что делает её интересной для подростка.

Работе над композицией предшествовало чтение книги и знакомство учащихся с предметами быта, одеждой, архитектурой ХII века.

 

Непосредственная работа над композицией начиналась с прослушивания аудиозаписи былины, написанной Виктором Крюковым специально для нашего урока, в процессе которого ребята делали наброски и зарисовки, запомнившихся, понравившихся моментов и персонажей (фор-эскизы).

Завершается этот этап работы над композицией просмотром выполненных набросков и окончательным выбором сюжета.

Следующий этап работы над композицией - сбор справочного и иллюстративного материала для разработки конкретных персонажей композиции, обстановки, интерьера и экстерьера соответствующих времени и происходящим событиям.

Третий этап - поиск графического или живописного решения композиции.

И. наконец, исполнение композиции в материале.

 

Тема урока: Сюжетная композиция на историческую тему.

 

 

 

 

Тип урока:

 

 

Цель урока:

 

 

 

 

Задачи урока:

 

обучающие:

 

 

 

развивающие:

 

 

воспитывающие:

 

 

практические:

 

 

 

оборудование:

 

для учителя:

 

 

 

 

для учащихся:

 

 

 

План урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Постановка цели и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.,4. Прослушивание аудиозаписи былины.

 

5. Самостоятельная работа

 

 

 

6. Просмотр выполненных эскизов

 

7. Завершение занятия.

 

 

Урок обобщения, закрепления пройденного материала.

 

 

Практическое закрепление изученного материала, закрепление навыков отбора материала для раскрытия темы композиции на историческую тему.

Формирование интереса к

 

 

 

Формирование умения отбирать необходимые подготовительные материалы, умения раскрыть тему, через выбранный сюжет композиции.

 

Развитие образного мышления

 

 

Формирование интереса к истории своей страны, родного края.

 

1.Выполнение зарисовок и этюдов поискового характера (фор-эскизов).

2. Выполнение эскиза композиции.

 

 

 

1. Аудиозапись былины.

2. Наглядные материалы: одежда, предметы быта, оружие, архитектура (ХII век).

 

 

Бумага, карандаш, ластик, акварель, кисти, гуашь, цветные карандаши.

 

 

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)

3. Актуализация знаний. Прослушивание аудиозаписи былины. (45 мин)

4. Первичное выполнение нашлёпков, зарисовок (45 мин) 5. Самостоятельная работа учащихся. (45 мин)

6. Рефлексия (просмотр выполненных эскизов, краткий анализ) (15 мин)

7. Домашнее задание. Завершение занятия 2 мин.

 

 

Ход урока

Сегодня мы с вами приступаем к работе над исторической композицией.

Наша задача, создать сюжетную композицию на историческую тему на основе знакомого вам литературного, исторического материала по книге писателя Виктора Крюкова «Княжий воин». Мы с вами уже знакомились с иллюстративным историческим материалом, одеждой, предметами быта, оружием, архитектурой времени, описанном в книге.

Но сегодня мы будем слушать былину написанную

Виктором Крюковым специально для нас. А актёр Курского ТЮЗа прочёл её для вас.

Задача сегодняшнего занятия выполнить графические зарисовки, или нашлёпки в цвете, зафиксировать ваши впечатления и образы возникшие при прослушивании былины, и выполнить начальные эскизы композиции.

 

В процессе прослушивания, учащиеся делают нашлёпки и зарисовки своих идей и образов.

 

В ходе самостоятельной работы индивидуальное общение с учащимися обсуждение идей и образов выполненных на эскизах.

 

Коллективный просмотр выполненных эскизов. Обсуждение и анализ выполненных учащимися работ .

 

К следующему занятию определиться окончательно в технике исполнения задуманной композиции. Просмотреть ещё раз детали (костюмы, предметы, архитектурные строения ит.п. , детали композиций. И быть готовыми к выполнению работы в материале.

Занятие окончено.

 

 

Былина, написанная писателем Виктором Крюковым и озвученная актёром  курского  ТЮЗа   

                                                                                                                                    https://disk.yandex.ru/client/recent?idApp=client&sessionIdSearch=null&display=normal&groupBy=none&order=0&sort=mtime&view=icons&typeClustering=geo&action=null&idAlbum=undefined&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2F%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%2F%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F.MP3

Работы де тей, выполненные на занятии находятся в альбоме