Ондар Аянмаа Чан-ооловна

Сайт учителя начальных классов

"Идти вперёд, искать непонятное, найти и не сдаваться"

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Всё, что касается ФГОС - стандартов второго поколения или новых приёмов в обучении

Увлечения: Фотографирование, рисование

Страна: Россия

Регион: Республика Тыва (Тува)

Населенный пункт: с.Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна

Место работы: МБОУ Суг-Аксынская СОШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ayanmaa-ondar
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Толстой

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.
Аннотация:    Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов- на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Содержание.
1. Введение                                                                              
2. Историко-критический обзор методов чтения             
3. Научные основы методики чтения                                
4. Как добиться скорости, осознанности и выразительности чтения.                                                
5. Заключение                                                                         
6. Список литературы                                                         



Введение.
         Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
         Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
         Цель исследования: на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
         Проблема исследования: каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.
         Объектом исследования: является скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения. В качестве предмета исследования избираются методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения.
         Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия.
•        Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
•        В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
•        Учитывать индивидуальные особенности детей.
Задачи: 1. Изучить литературу по вышеуказанной теме.
              2.Определить  наиболее  целесообразные  методы  и  приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.
             3. Изучить опыт коллег по данной проблеме.
Историко-критический образ методики чтения.
Понимая значимость обучению чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения не этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Все используемые мной приёмы, упражнения описаны в литературе.
Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой базой, нашего исследования, были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К. Д. Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского.  основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность
В методике 30-50 годов сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнения с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу развитием речи.
В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах.
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л. К. Пискунова, Л. С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения.  Они сводятся к следующему:
1.     Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс ( задания направленные на понимание содержания текста, одновременно  способствуют совершенствованию навыка чтения);
2.     Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся;
3.     опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;
4.     Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;
5.     Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактамиЮ которые представил автор.
Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.
Чтение  - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования  учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Научные основы методики чтения.
Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное , что в нем заложено.
По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.
         Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Здесь речь идет не о скорочтение, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300слов в минуту. Такое чтение возможно только про себя.
         Речь идет об оптимальном чтение, т.е. о чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость будет повышена до 180 и более слов понимание текста при этом ухудшается. При скорочтении до 120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).
         Изложенный выше довод – не единственный в пользу совершенствования техники чтения. Рассмотрим проблему в нескольких аспектах:
         Аспект обучения. Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500 : 60 = 107 минут. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время , которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость и никакие талантливые учителя- репетиторы не смогут помочь.
         Аспект развития. Обычно быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
         Аспект воспитания. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости и обязательности учеников.
Поэтому не случайно наблюдали, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает
их успеваемостью. Теперь большинство учеников в классе учатся на Тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а психология троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе все большее и большее количество учеников.
         В чем смысл психологического заражения, наблюдающегося в 4 классе?
Большинство учеников рассуждают таким образом. Учиться хорошо – на «4» и «5»  - недостижимо. Двойку все равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Хоть учись , хоть не учись – всё равно – тройка. Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 4 класса дети начинают хорошо понимать это, а в 5 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учебе безразлично и т.д.
         Экономический аспект. Приведу здесь данные, на первый взгляд далекие от системы образования. В Соединенных Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
         Идейно – политический аспект. Запишем дробь. В числители 40000, в знаменателе 80. поясним эти цифры. 40 тысяч слов – это объём газеты на шести страницах, 80 слов в минуту – такую скорость чтения имеют многие наши старшеклассники. Давайте  посчитаем, сколько времени потребуется этому будущему рабочему (специалисту), чтобы прочитать газету. 4000- : 80 = 500 минут, или 8 часов. Если вспомним ученика, у которого скорость чтения была всего 38 слов в минуту, то ему для прочтения газеты потребуется шестнадцать часов. Неграмотности как будто нет, но и полуграмотность ни чем не лучше.
         Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в пяти аспектах. Думаю, что приведённых примеров достаточно, чтобы убедить окружающих в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.
 
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения.
 
Некоторые рекомендации, которые я здесь привожу, давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду здесь проводить деление на старое и новое. У Ф.Энгельса есть замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление мне кажется несколько предвзятым, неправомерным. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
В 2000 году, когда в первый класс пришли дети, я задала себе вопрос: « А можно ли научить читать детей сразу целыми слова, минуя длительный и скучный период обучения чтению по слогам»?
Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
Для решения этой задачи я вела в работу по следующим направлениям:
Отработка навыка чтения целыми словами; сведя к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.
         Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в  себя последовательно выполняемые упражнения.
         Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
1.     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
         Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
         Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
         Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
         
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
 Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
         Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).
  Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
         Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).
         Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам , молока б нам.
         В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
         Ручка в зубах
Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
         Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.
Если голос устал.
Шумный выдох.
Внутренний зевок.
Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).
2.     Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
         Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
 
Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
(Первая группа блоков).
 
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
                                         Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем
    Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
   Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!
Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.
 
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
       Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
Не ни но ну по ра ре си су та те
          То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!
   Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…
 
           Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!
          Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
Ба-ба дя-дя  па-па ма-ма
 
При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий.
Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!
         Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.
 
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
(Вторая группа блоков).
 
Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
  Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
   Мох бош пол Юра рек
                                                   Оси суп эта тел тот
   Эту тыл ТЮЗ ума муж
  Кум рус дух Уфа Уфу
Уха ухе чек чуб шаг
    Щит эхо юга ТЮЗ юму
 
Это исключительный материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка  соответствующих участков речевого аппарата.
 
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
(Третья группа блоков)
 
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд Иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш Рижт
          Факт финт фунт шурф щедр и др.
 
 
Фразы для чтения.
 
Морж мёрз, но полз.
    Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
 
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
( Четвертая группа блоков).
 
Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.
 
         Блок блях барк взор ВГИК вжик
Влип враз врач вред ВТУЗ
 
Где глуп граф грач гриф
         Джаз дни дней дроф друг ждал
       Жрец звон злой знак зной клёв
 
Фразы для чтения.
 
Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
                                                   Мой друг щедр.
 
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
(Пятая группа блоков).
 
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
 Монстр перст пёстр пункт склад
                                         Смысл спорт столб стаж треск
                                         Хвост Холмс штамп штурм
 
Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.
 
Чтение двуслоговых слов.
(Шестая группа блоков).
 
При чтении словарного материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.
 
         Аббат          бедных          браво       велю
         Абсурд        без фар          брикет     венки
         Аган             белый            бронза     верни
Фразы для чтения.
 
         Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
               На наш дом грач сел.
 
Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
( Седьмая группа блоков).
 
         При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.
 
                                                 Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
Далее для чтения предлагаются пары слов:
 
Сели-съели                           приём – объём
                                Сёмка – съёмка                     веду – въеду
                                Приезд – съезд                      взял - изъял
 
Фразы для чтения.
 
Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.    
 
Слова с мягким знаком на конце.
Быт – быть            ест – есть              вонь – вон
                             Гость – ГОСТ        мел – мель           даль – дал    
                             Ел – ель                  пусть – пуст        кровь – кров
                             Плот – плоть          тронь – трон       рис - рысь
 
Фразы для чтения.
 
Не лезь в глубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.
 
На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.
Бабе – бабьё                    семя – семья
Коля – колья                     чего - чьего
                                    Дарю – Дарья                   браня – враньё
 
Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.
( Восьмая группа блоков).
         Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.
 
Адская                            датская                         домашний
Акция                              деньжата                      артистка
Амплуа                            дибазол                        ассорти
Знание                              водная                         вольница
Горячка                           заморозь                       епископ
Изморозь                         качели                           лошади
 
Фразы для чтения.
Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре.
 
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
(Девятая группа блоков).
 
Апрельская             Ломоносов           полширины
                      Базальтовый           обыкновенная      эссенция
                      Зеркальный             падчерица           фамилия
                      Диапозитивы          революция           энтузиазм
 
3.     Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках.
                                   Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.
         Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается ( 2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
         Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.
4.     Интонационная разминка.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
•        Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
•        Выбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
•        Ставить логическое ударение в предложении.
Для отработки этих умений я использовала материал из учебника « Я расту» О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речи. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработки правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности, вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для воспитания, но и воспроизведения.
         Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……
    &

О себе

Самоанализ педагогической деятельности
Ондар Аянмаа Чан-ооловны,
учителя начальных классов
МБОУ Суг-Аксынской СОШ
Республики Тыва.

               Я, Ондар Аянмаа Чан-ооловна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории МОУ Суг-Аксынской СОШ, 9 лет работаю с детьми младшего школьного возраста.
     Родилась я в семье педагогов, и с детства ощущала всю трудность и занятость данной профессии. Иногда даже родители брали на педсоветы и я там засыпала на парте. Но тяга к учительской профессии и любовь к детям  привела меня к дверям Тывинского Государственного Университета. После первых проведённых уроков в родной школе я поняла, что не могу без этих маленьких, чудесных и интересных созданий, и главное то, что я сделала правильный выбор: что моё призвание – посвятить свою жизнь детям. Чётко продумываю систему обучения и воспитания учащихся, рассчитываю на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. И очень важным в своей работе считаю, что каждый ученик – это отдельная личность, со своими недостатками, интересами, со своими задатками от природы, со своим индивидуальным взглядом и выбором в определённый момент. И отсюда считаю, что каждый ребёнок имеет своё право голоса и выбора. Стараюсь развивать и уважать способности от рождения каждого ребёнка. Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное – не отдельные знания, а умение ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно открывать новое.
     В классе активно работает актив класса. Постоянно помогают мне в этом староста класса и учебные сектора. Чтобы все уважали старосту или любого члена актива, воспитываю в них с первого класса дружелюбное отношение к каждому члену класса. Они очень активно участвуют в дежурствах по классу и по школе. Очень чутко относятся к товарищам особенно тогда, когда кому то нужна помощь. Самым важным в работе с классом считаю то, чтобы каждый ученик с удовольствием шёл в школу и спешил к своим друзьям. Ведь значительное время в своей жизни на данном этапе они проводят в школе.
          Никому любовь к книге не давалась с рождения. Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии. Этот вопрос волнует не только родителей, но и нас педагогов. Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:
• усиление влияния средств массовой информации;
• резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)
• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
     Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
        В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  Тема моей работы по самообразованию: “Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования”
Над ней работаю не один год и постоянно ищу новые материалы по теме.
Поэтому с первого класса считаю целесообразным провести  родительское собрание по теме: «Папа, мама и я – читающая семья». Постоянно общаться с родителями, открыто требовать, чтобы родители не упустили для успешного для начала чтения момент для ребёнка. С детьми провести классные часы по данной теме. Считаю, что любовь к чтению начинается с первого класса, с первой буквы. Если ребёнок заинтересуется чтением в первом классе, то ему не страшны никакие тексты по объёму. Для этого каждую неделю проверяла технику чтения всего класса. Вешала таблицу успешности чтения. Неуспевающих по чтению подбадривала, хвалила за каждый успех, сделанный им в своей нелегкой работе. Ведь читательская деятельность требует очень много сил у ребёнка, который только научился узнавать буквы.
       Активно посещаем детскую библиотеку. Дети очень интересуются разной литературой в детской библиотеке. Библиотекари активно идут нашим интересам. Закупают требуемые школьниками литературу. Проводят беседы на разные темы.
       На уроках используем для тренировки чтения читательские таблицы, стишки перед уроком, скороговорки, чистоговорки и т.д. Детям очень нравятся читательские таблицы.
              Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока  в виде физкультминуток.  На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы «Зубы и уход за ними», «Путешествие по городу Здоровейску»,  «Мой режим дня», «Здоровое питание – отличное настроение» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.
Проблемно-диалоговая технология базируется на исследовательских, поисковых, творческих методах. Она результативна, подходит для работы в классах разного типа. Дети активно вовлечены в процесс обучения на протяжении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию новых знаний, обобщают, делают выводы. В начальных классах учитель лишен того уровня диалога, который позволяет часто вывести ситуацию на глубокий уровень. Но на уроке я использую преимущественно фрагменты диалогических ситуаций. Моя роль при этом состоит в том, чтобы ставить вопросы, направляющие мышление детей. Для создания диалоговых ситуаций на этапе формирования понятий использую побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности.  Эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного правильного ответа. Дети при этом не страшатся угадать, какой ответ ждёт учитель. Они ведут самостоятельный интеллектуальный поиск. Для включения младших школьников в ситуацию диалогового взаимодействия применяю и такие приемы, как неожиданный вопрос и «незнающий» учитель. Дети не боятся свободно высказывать своё мнение, даже если оно неверное. Я считаю, что знания полученные методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. В ходе дидактической игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, анализировать, думать, выполнять арифметические действия, обобщать и т.д.
         В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. Они учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением других, сдерживая иногда свои желания.
        Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:
- умение работать в группе;
- высказывать свое личное мнение;
- выслушивать мнение товарищей;
- создавать благоприятный психологический климат,
  атмосферу взаимопомощи, толерантности.
           Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                       
Исследование дети проводят на уроках технологии при пересаживании комнатных растений (наблюдение за их ростом и развитием),  при изготовлении аппликаций. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по различным темам, готовят сообщения. Если в начальной школе ученик не получит азы работы с различными типами источников, не научится их самостоятельно анализировать, то в дальнейшем будет проблематична работа над рефератом в среднем звене.
      Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. Сама веду кружок: «Мир информатики». Дети очень любят данный кружок, активно посещают, с нетерпением ждут следующее занятие. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно - ориентированный.
В своей практике я применяю сочетание различных приёмов и методов,    активно   использую   наглядность:   это   иллюстрации, картины, таблицы. Для меня урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика, поэтому стараюсь использовать разные типы. Нетрадиционные уроки занимают значительное место: «Урок-общение», «Урок-сказка», «Урок-путешествие» и другие. Они требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому их проведение возможно нечасто.
                 «Жизнь требует движения», - так говорил древнегреческий философ Аристотель. В своей педагогической деятельности я стараюсь всегда двигаться  вперёд,  используя  авторские программы и альтернативные учебники в обучении учащихся. Выбор  сделан не случайно. В качестве преимуществ могу указать систематичность изложения материала, а также  деятельностный подход.  Структура современных учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части обеспечивают реализацию права каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития. Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какому УМК работает учитель, приверженцем какой концепции он является. Учебные программы, по которым я работаю, относят к традиционной системе обучения. Школа работает по программе «Школа России».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Педагогическая поэма"  А.С. Макаренко,

Мой взгляд на мир

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» - Л. Н. Толстой.

Мои достижения

Почётная грамота сумона – 2008 г                                                                                                

Диплом 2 степени: Урок года – 2008 г , школа                                                                      

Почётная грамота «Учитель года -2008»   - 2 место                                                     

Почётная грамота главы кожууна – председателя Хурала представителей Сут-Хольского кожууна – 2008 год                                                                                                

Учитель года-2010 – 2 место

Моё портфолио

Министерство образования науки и молодёжной политики РТ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа
Фамилия: Ондар
Имя: Аянмаа
Отчество: Чан-ооловна
Место работы: МБОУ Суг-Аксынская СОШ                                                                                                                                                                                                                                      Возраст: 33 л

Образование: Высшее. Закончила Тывинский Государственный университет по специальности

"Педагогика и методика начального обучения" по квалификации: Учитель начальных классов
Должность: Учитель начальных классов                                                                                                          

Педагогический стаж: 9 лет                                                                      

Добавить грамоту в портфолио