Блог пользователя Пименова Татьяна Владимировна

Пименова Татьяна Владимировна

рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа2100"

Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе: - авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 170 часов в учебный год (5 в неделю), в том числе: - на проведение контрольных работ -12 ч; - написание диктантов -11ч; - контрольные списывания - 3 ч; - написание творческих работ - 3 ч; - написание сочинений -5 ч; - написание изложений -2 ч; - написание свободных диктантов -6 ч. Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия: 1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. - М.: Баласс, 2008. 2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. - М.: Баласс 2008. 3. Яковлева М. А. Тетрадь по чистописанию. 3 класс. - М.: Баласс, 2008, 4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: вариант 1,2. М: Баласс, 2008. 5. Бунеева Е. В. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. - М.: Баласс, 2008. 6. Наглядные пособия. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется согласно Уставу МОУ «Клетская СОШ» Клетского района Волгоградской области и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания». П/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Элементы дополнительного содержания Домашнее задание Дата проведения план факт 1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Ознакомле-ние с раз-делами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса. Уметь читать и понимать учебный тексты Текущий. Устный опрос. Индивидуальные задания. Записать 10 слов по теме «Лето» Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (11ЧАСОВ) 2 Что мы Знаем о слове. 1 Урок повторения, обобщения и системати-зации матери-ала Закрепление знаний о слове. Уметь работать со словарем. Словарный диктант. Текущий. 3 Что мы знаем о тексте. 1 Урок повторения ,обобщения и систематизации материала. Закрепление знаний о различении предложений и текста. Уметь: -читать художественные тексты учебника ,осмысливая их до чтения, во время чтения и после; -делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста; -составлять простой план. Текущий. Устный опрос. Признаки текста. Уметь составлять простой план. Упр.1, с.27 4 Что мы знаем о слове, предложении, тексте. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала. Закрепление знаний о различении предложения и текста. Текущий. Устный опрос. Введение понятия абзац, развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы. Упр.2,с.27, подготовить рассказ по теме «Что я знаю о тексте» 5 По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Текущий. Схема «Орфограммы» Упр.3,с.28. 6 Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала. Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст. Текущий. Списывание текста. Развитие умения видеть опасные места в написанном и звучащем слове. Упр.4,с.29, знать и уметь пользоваться памяткой на с. 13. 7 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала. Правописание безударных гласных. Уметь: - видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места ; -графически обозначать выбор тех или иных написаний -писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; -писать текст под диктовку ; -правильно списывать текст. Текущий. Самостоятельная работа. Тест. Упр.5 с.29 8 Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант. 1 Урок повторения, и систематизации материала. Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Текущий. Схемы различных орфограмм. Упр.12; Д.М. 9-10 Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. 2 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Текущий. Самостоятельная работа. Тест. Упр.9 Упр.10 Д.М. 11 Проверочный диктант № 1. 1 Урок контроля ЗУН. Тематический. Проверочная работа. Раздел 2. СЛОВО.ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.(3 ЧАСА ) 12 Повторение понятий корень слова, однокоренные слова .Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень) Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне Текущий. Фронтальный, групповой Развитие умения видеть в слове корень, в том числе и с чередующимися согласными. Упр.14. Упр.15 Д.М. 13 Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. 1 Урок объяснения нового материала. Освоение орфограммы, алгоритма действий при выборе способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне. Знать правило написания парных звонких и глухих согласных. Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне. Текущий. Неосложненное списывание. Уметь находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов. Упр.1,с.41читать текст с 33. 14 Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. 1 Урок развития речи. Развитие навыка работы с деформированными предложениями. Уметь письменно пересказывать текст. Умение писать небольшие связные тексты по опорным словам. Раздел 3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (11 ЧАСОВ) 15 Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 1 Урок развития умения и навыков ; практикум. Правописание парных звонких и глухих согласных. Уметь: -правильно писать слова с проверяемыми согласными; -владеть способами проверки; -правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; -писать подробное изложение доступного текста. Текущий.выборочное списывание. Упр.2,с.42. 16 Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. 1 Урок развития умения и навыков; практикум. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных. Текущий. Письмо по памяти. Упр.3,с.42. 17 Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. 1 Урок развития умения и навыков. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных. Текущий. Выборочное списывание. Упр.4, с.43 18 Проверочная работа №1 по теме « Части слова . Корень. Правописание проверяемых согласных букв в словах» 1 Урок контроля знаний, умений и навыков. Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу. Тематический . Проверочная работа. 19 Анализ ошибок и коррекция знаний. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала. Разные способы проверки слов. Уметь исправлять написанное. Текущий . Самостоятель- ная работа. 20 Понятие об удвоенных согласных буквах. 1 Урок объяснения нового материала. Правописание удвоенных согласных. Знать правило написания удвоенных согласных Упр.6,7. с.43 21 Понятие об удвоенных согласных буквах. 1 Урок развития умений и навыков. Правописание удвоенных согласных. Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности. Текущий. Тест. Упр.1,2, С.56 22 Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. 1 Урок развития умений и навыков. Правописание удвоенных согласных. Текущий. Самостоятельная работа. Упр.3, с.56. Запомнить написание слов первого столбика. 23 Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала. Правописание удвоенных согласных. Текущий . цифровой диктант. Упр.4, с.57, Запомнить написание слов второго столбика на с.55. 24 Развитие речи. Творческая работа. 1 Урок развития речи фронтальный Умение составлять простой план , пересказывать текст по плану. Упр.5.с.57. 25 Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» 1 Урок контроля знаний умений и навыков. Тематический. Проверочная работа. Раздел 4. непроизносимые согласные в корне слова (9 часов) 26 Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 Урок объяснения нового материала. Правописание непроизносимых согласных Знать правило проверяемых согласных в корне слова. Уметь6 -подбирать однокоренные слова; -обозначать на письме непроизносимые согласные звуки. Упр.2,с.72. 27 Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. 1 Урок объяснения нового материала. Правописание непроизносимых согласных Упр.2,с.72. Правило на с.61 выучить. 28 Правописание слов с непроиз-носимыми со-гласными в корне 1 Урок развития умений и навыков Правописание непроизносимых согласных. Знать правило написания слов с непроизноси-мыми соглас-ными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Текущий. Осложненное списывание. Упр.3, с.72. 29 Слова, в которых нет непроизносимого звука. 1 Урок объяснения нового материала Правописание непроизносимых согласных. Текущий. Осложненное списывание. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Упр.4,с.73. 30 Формулирован ие обобщен-ного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» 1 Урок развития умений и навыков Разные способы проверки правописания слов Текущий. Схема слова. Выведение общего правила написания проверяемых согласных Упр.5, с.73 31 Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа 1 Урок развития умений и навыков Правописание непроизносимых согласных. Уметь: -писать под диктовку текст; -находить и исправлять ошибки. Текущий. Самостоятельная работа. Упр.6,с.73. 32 Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые –согласные в корне слова» 1 Урок контроля ЗУН Правописание непроизносимых согласных. Тематический. Проверочная работа. 33 Контрольный диктант №2. 1 Урок контроля ЗУН Написание под диктовку текста. Тематический. Диктант с грамматическим заданием. 34 Анализ ошибок и коррекция знаний. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Разные способы проверки слов Раздел 5. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (8 ЧАСОВ) 35 Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. 1 Урок объяснения нового материала. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. Уметь: -находить корень в слове; -правильно писать слова с безударными гласными в кор-не; -подбирать проверочные слова. Знать правила написания без-ударных гласных Текущий. Алгоритм. Уметь находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов. Упр.1.с.84. 36 Развитие умения видеть в словах орфограммы- безударные гласные. 1 Урок развития умений и навыков. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. Текущий. Неосложнённое списывание. Уметь находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов. Упр.2, с.84 37-38 Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. 2 Урок развития умений и навыков. Правописание безударных гласных в корне слова .разные способы проверки. Текущий. Диктант. Самостоятельная работа. Уметь находить в слове корень путем подбора и сопоставления однокоренных слов. Упр.3, с.84. Упр.5,с.85; Упр.11, с.90. 39 Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям. 1 Урок развития связной речи. Изложение текста (повествова-ние) Уметь: -составлять простой план, пересказывать текст по плану; -писать текст под диктовку; -находить и исправлять ошибки. Сочинение по наблюдениям. Упр .7, с.86. 40 Проверочная работа №4 по теме « Безударные гласные в корне слова» 1 Урок контроля ЗУН Тематический. Проверочная работа. 41 Контрольный диктант № 3 1 Урок контроля ЗУН Написание под диктовку текста. Тематический. Диктант с грамматическим заданием. 42 Анализ ошибок и коррекция знаний. 1 Урок повторения, обобщения и систематиза-ции Разные способы проверки слов. Раздел 6. СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ (7 ЧАСОВ) 43 Знакомство с понятием « Сложные слова» 1 Урок объяснения нового мате-риала Уметь выделять два корня. Знать правило написания сложных слов с соединительной гласной Упр.85; дидактический материал. 44 Соединитель-ные гласные о, е в сложных словах . 1 Урок объяснения нового материала Текущий. Самостоятель-ная работа алгоритма Упр.1 и2.с.97, выучить правило на с.89. 45 Образование сложных слов. Словарный диктант. 1 Урок объяснения нового материала Уметь: -правильно писать сложные слова с соединительными гласными; -распознавать существитель-ные и прила-гательные; -читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; -находить и исправлять ошибки. Упр ,3 и 4, С.97. 46 Сложные слова-имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. 1 Урок развития умений и навыков Слово и его значение Текущий. Графический диктант. Упр.6, с. 98. 47 Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант. 1 Урок повторения, обобщения и систематиза-ции материала. Слово и его значение. Текущий. Самостоятельная работа. Упр.7,с.99 48 Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» 1 Урок контроля ЗУН Тематический. Проверочная работа. 49 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизация материала Разные способы проверки слов. РАЗДЕЛ 7. ЧАСТИ СЛОВА .ПРИСТАВКА (1 ЧАС) 50 Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие уме-ния находить в словах приста-вки. 1 Урок объяснения нового материала. Выделение значимых частей слова (корень) Уметь: - находить , исправлять ошибки; -находить в слове приставки. Текущий. Фронтальный, групповой. Развитие умения видеть в словах знакомые приставки, образовывать с их помощью новые слова. Упр.1, с.110 Раздел 8. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ (5 ЧАСОВ) 51 Правописание безударных гласных в приставках. 1 Урок объяснения нового материала. Правописа-ние безудар-ных гласных Знать: -правило написания приставок с безударной гласной; -правило написания разделительных Ъ и Ь. Уметь : -находить в слове приставки; -правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; -правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь ,правильно их переносить; -находить окончание и основу в слове; -разбирать по составу доступные слова; -писать под диктовку текст. Текущий. Осложненное списывание. Развивать умение писать с безударными гласными в приставках Упр.2,с.110. 52 Правописание безударных гласных в приставках. 1 Урок развития умений и навыков. Правописа-ние безудар-ных гласных Текущий. Самостоятельная работа с выборочной проверкой. Развивать умение писать с безударными гласными в приставках Упр.6, с.111 53 Приставки про-, пра-,по-,па-. 1 Урок объяснения нового материала. Значение приставок. Текущий. Самодиктант . Развивать умение писать слова с безудар- ными гласными в приставках. Упр.4, с.110 54 Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? 1 Урок объяснения нового материала. Правописание удвоенных согласных. Текущий. Графический диктант. Уметь писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня – рассказ, рассвет Упр.5,с111 55 Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. 1 Урок развития умений и навыков. Правописание удвоенных согласных. Текущий. Выборочное списывание. Уметь писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня – рассказ, рассвет , правильно переносить эти слова Упр.109, Д.М. Раздел 9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ (6 ЧАСОВ) 56 Звук Й и его обозначение на письме. Право-писание слов с разделительными Ъ и Ь . 1 Урок объяснения нового материала. Употребление разделительных ъ и ь . Уметь применять на практике изученные правила. Текущий. Письмо с комментированием, объяснительный диктант. Развивать умение писать слова с разделительным ъ и ь, переносить слова с ъ и ь. Упр.1,с 117, выучить правило на с. 113. 57 Право-писание слов с разделительными Ъ и Ь . 1 Урок развития умений и навыков. Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ иЬ « Уметь писать под диктовку текст. Текущий. Диктант с подготовкой. Упр.2 и 3, с 118. 58 Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые факты и явления Текущий. Самостоятельная работа. Упр.4 и 5, с. 118 59 Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные Ъ и Ь» 1 Урок контроля ЗУН Развитие и проверка умений и навыков самостоятельного выполнения заданий по изученной теме. Тематический. Проверочная работа. 60 Контрольный диктант №4. 1 Урок контроля ЗУН Написать текст под диктовку. Тематический. Диктант с грамматическим заданием. 61 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Разные способы проверки слов Уметь находить и исправлять ошибки. Раздел 10. ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА (4 ЧАСА) 62 Понятие об окончании и основе слова. 1 Урок объяснения нового материала. Выделение значимых частей слова (окончание) Уметь: - находить окончание и основу в слове: -разбирать по составу доступные слова. Знать роль окончания в слове Упр.1с.138. 63 Развитие умения нахо-дить в слове окончание 1 Урок развития умений и навыков. Выделение значимых частей слова (окончание) Текущий. Схемы слов. Упр.2. с.138. 64 Как найти в слове основу? 1 Урок развития умений и навыков. Выделение значимых частей слова (основа) Уметь образовывать слова с помощью суффикса. Текущий. Самостоятельная работа по инструкции. Знать определение основы слова. Упр.4, с.139. 65 Развитие умения нахо-дить в слове окончание и основу. 1 Урок развития умений и навыков. Уметь разбирать по составу доступные слова. Текущий. Устный опрос. Роль окончания в слове, в предложении. Раздел11. Части слова. Суффикс (2часа) 66 Суффикс и его роль в слове. 1 Урок объяснения нового материала. Выделение значимых частей слова (Суффикс) Значение суффиксов. Уметь разбирать по составу доступные слова Уметь находить в словах знакомые суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Упр.7 С.140 67 Развитие уме-ния находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация значений о частях слова. 1 Урок развития умений и навыков. Выделение значимых частей слова (Суффикс) Значение суффиксов. Текущий. Схемы слов. Упр.5, с.140 Раздел 12.РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ. (5 ЧАСОВ) 68 Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Выделение значимых частей слова. Уметь: - разбирать по составу доступные слова; -писать слова с непроверяемыми написаниями; Текущий. Самостоятельная работа Упр.3 С.138 69 Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Выделение значимых частей слова. Уметь : -образовывать слова с помощью суффикса; -правильно списывать текст. Текущий. Выборочный диктант Составить текст из4-5 предложений о частях речи. 70 Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу.» 1 Урок контроля ЗУН Уметьконтролировать и анали-зировать выпол-нение своей проверочной работы. Тематический. Проверочная работа. 71 Контрольное списывание. 1 Урок контроля ЗУН Уметь безошибочно списывать текст Тематический. 72 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Разные способы проверки слов Уметь находить и исправлять ошибки. Раздел 13. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1ЧАС) 73 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1 Урок объяснения нового материала. Уметь: -распознавать имена существительные в речи; -производить их морфологический разбор; - читать художественные тексты. Развивать умение ставить вопросы к словам, различать и группировать их в зависимости от значения: предмет, признак, действие. Упр.2, с.10 Раздел 14. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ЧАСА) 74 Определение имени существительного 1 Урок объяснения нового материала. Имя существительное, его значение и употребление. Знать определе-ние имени существительно-го. Уметь: -читать художественные тексты; -образовывать слова с помощью суффиксов Упр.1,с.17 75 Роль имен существительных в речи 1 Урок развития умений и навыков Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Текущий. Творческая работа. Упр.2, с .17 76 Развитие речи. Творческая работа: составление текста. 1 Урок развития связной речи Работа над созданием текста Создание небольшого текста (сочинения) по интересной тематике. РАЗДЕЛ 15. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ (3 ЧАСА) 77 Понятие об одушевленных и неодушев-ленных именах существитель-ных 1 Урок объяснения нового материала. Различение имен сущест-вительных одушевленн-ых и неоду-шевленных Уметь: -распознавать имена существительные в речи; -читать художественные тексты. Упр.3, с.17; выучить правило на с .12 78 Имена существительные в речи. 1 Урок развития умений и навыков Слово и его значение Текущий. Составление предложений по схемам. Развитие внимания к значению слова Упр.4,с.18. 79 Урок-обобщение. Что мы знаем об именах сущест-вительных 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Текущий. Устный опрос. Упр.5, с.18. Раздел 16.РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (3 ЧАСА) 80 Имена существительные мужского, среднего и женского рода 1 Урок объяснения нового материала. Различение имен существительных мужско-го ,среднего и женского рода. Знать определение имени существительно-го. Уметь: -определять род имен сущест-вительных; - находить и выделять окон-чание в слове. Упр.1 81 Род-постоян-ный признак имен сущест-вительных 1 Урок развития умений и навыков Текущий. Самостоятель-ная работа, взаимопроверка. Упр.2, с.27. 82-83 Окончание имен существительных мужского, среднего и женского рода 2 Урок развития умений и навыков Текущий. Самостоятельная работа по алгоритму. Упр.3,с.27; Подготовиться к словарной работе Раздел 17. ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4ЧАСА) 84 Изменение имен сущест-вительных по числам . Словарный диктант. 1 Урок развития умений и навыков . Изменение существительных по числам. Уметь: -находить и выделять окончание в слове; -писать слова с непроверяемыми написаниями; -писать неболь-шие сочинения по картинкам и опорным словам; Текущий.тест. Упр.1,с.36. 85 Образование множественно-го числа имен существительных. 1 Урок развития умений и навыков . Изменение существительных по числам. Текущий . диктант. Упр.2,с.36. 86 Окончание имен сущест-вительных в единственном и множествен-ном числе. 1 Урок объяснения нового материала. Изменение существительных по числам. Уметь выполнять морфологический разбор имени существитель-ного Упр.5,с.38. 87 Разбор имени существительного как части речи 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Текущий. Самос-тоятельная рабо-та. Упр.3,с.37 Раздел 18.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (9 ЧАСОВ) 88 Оразование имен сущест-вительных с уменьшительно –ласкательным значением. 1 Урок объяснения нового материала. Значения суффиксов и их приме-нение в речи. Уметь: -образовывать имена сущест-вительные с по-мощью суффик-сов; - письменно пе-ресказывать текст, состав-лять план; -выделять в слове его части; -делить текст на части, озаглав-ливать части, пересказывать текст по плану; - писать подроб-ное изложение; -распознавать имена сущест-вительные в речи. Текущий. Схемы слов. Образование имен сущест-вительных с помощью суффиксов –онк-, оньк-,-ок-,-ек-,-ик-,-ушк-,-очк-,-ечк-,-юшк-,-ишк-,-к-,-ник-,-тель-. Упр.1,2, с.50. 89 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. 1 Урок развития умений и навыков . Значения суффиксов и их употребление в именах людей и кличках животных Упр.3, с.50 90 Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. 1 Урок развития умений и навыков . Упражнения в образовании Текущий.схемы слов Образование имен сущест-вительных Упр.4,с.51. 91 Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использованием имен существительных с разными суффиксами. 1 Урок развития связной речи Работа над сочинением: устное описание картинок, создание вымышленных историй, сказок. фронтальный Создание большого текста (сочинения) Проиллюстрировать сказку 92 Разбор имен существительных по составу. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Выделение значимых частей речи Уметь выполнять морфологический разбор имени существительно-го. Текущий. Самостоятельная работа. Упр.5, с.51. 93 Развитие речи. Творческая работа. 1 Урок развития связной речи Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения. Создание небольшого текста Упр.134.Д.М. 94 Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка» 1 Урок развития связной речи Изложение текста (по-вествование) Подробное изложение Подготовиться к сло-варному диктанту. 95 Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» 1 Урок контроля ЗУН Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Уметь применять ЗУН по теме Тематический. Проверочная работа 96 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки слов Уметь находить и исправлять ошибки Текущий.самостоятельное выполнение работы над ошибками Раздел 19.МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (8 ЧАСОВ) 97 Понятие о местоимении . личные местоимения. 1 Урок объяснения нового материала. Местоимение; значение, употребление. Уметь распознавать личные местоимения Упр.1,с.63. 98 Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимения-ми. 1 Урок объяснения нового материала. Местоимение; значение, употребление. Знать определение местоимения. Текущий. Самостоятельная работа с кол-лективной проверкой Склонение личных местоимений Упр.2,с.63. 99 Разбор местоимения как части речи 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Местоимение; значение, употребление. Текущий. Разбор по алгоритму Морфологический разбор Упр.4,с.64 100 Роль личных местоимений в речи 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Местоимение; значение, употребление, наблюдение за местоиме-ниями в речи Уметь распознавать личные местоимения Текущий. 101 Развитие речи. Обучающее сочинение о себе. 1 Урок развития речи. Составление предложений с исполь-зованием местоимений. Уметь применять местоимения в устной речи Фронтальный. Создание небольшого текста. 102 Развитие речи. Свободный диктант. 1 Урок развития речи. 103 Закрепление знаний о местоимении 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Местоимение; значение, употребление. Знать определение местоимения. Уметь: -находить местоимения в текстах; -исправлять деформированные тексты с неправильным употреблением местоимений. Морфологический разбор местоимений. Упр.5.с.64. 104 Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи» 1 Урок контроля ЗУН Местоимение; значение, употребление. Распознавание личных местоимений. Морфологический разбор местоимений. Раздел20. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 часа) 105 Определение имени прилагательно-го 1 Урок объяснения нового материала. Имя прила-гательное; значение, употребление. Знать : -определение имени прилагательного; -правило написания безударных окончаний прилагательных. Уметь проверять безударные окончания прилагательных Упр.2.с.88. 106 Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прила-гательных с именами су-ществительны-ми. 1 Урок объяснения нового материала. Имя прила-гательное; значение, употребление. Текущий. Письмо по памяти Упр.1,с.87. 107 Роль имен прилагательных в речи. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Имя прила-гательное; значение, употребление Знать сферу употребления прилагательных. Уметь: -согласовывать имя прилагательное и имя сущес-твительное; -доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи; -выполнять морфологический разбор прилагательных. Текущий. Комментированный разбор прилагательных. Упр.3,с.88. 108 Разбор имени прилагательного как части речи 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Выделение значимых частей слова. Раздел 21. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ(4 ЧАСА) 109 Окончания имен прила-гательных в мужском, женском, сред-нем роде и во множественном числе. 1 Урок объяснения нового материала. Имя прилагательное; значение, употребление. Изменение прилагательных по родам и числам. Упр.5, с.88 110 Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прила-гательных. 1 Урок объяснения нового материала. Правописа-ние безудар-ных окон-чаний при-лагательных. Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями Текущий. Комментированный разбор прилагательных. Упр.6.с.89. 111 Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прила-гательных. Знакомство с антонимами. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Правописа-ние безудар-ных окон-чаний при-лагательных. Антонимы. Упр.7,с.89. 112 Закрепление правописание слов с изученными Орфограммами. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Правописа-ние безудар-ных окон-чаний при-лагательных. Уметь анализировать изученные языковые явления. Текущий. Диктант с подготовкой. Выписать 15-20 слов с изучен-ными ор-фограммами из раз-личных текстов. Раздел22. РАЗБОР ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ (6 ЧАСОВ) 113 Словообразование имен при-лагательных 1 Урок объяснения нового материала. Значение суффиксов и приставок имен при-лагательных. Уметь определять значение суффиксов –и-,-- еньк-, -оват-,-еват-. Текущий. Осложненное списывание. Написать по 5 прилагательных с удвоенной нн и суффиксами –оват-, -еньк-. 114 Разбор имен прилагательных по составу. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Выделение значимых частей слова. Уметь выделять значимые части слова текущий Упр.5,с.89. 115 Развитие речи. Сочинение по опорным соче-таниям слов 1 Урок развития речи. Создание небольшого текста (сочи-нение) Работа над связным текстом Творческая работа. Создание небольшого текста (сочи-нения) 116 Проверочная работа № 10 по теме «имя прилагательное как часть речи» 1 Урок контроля ЗУН Уметь применять ЗУН при выпол-нении провероч-ной работы Тематический. Проверочная работа. 117 Диктант №5 по теме «Имя при-лагательное». 1 Урок контроля ЗУН Уметь писать текст под диктовку. Тематический. Диктант с грамматическим заданием. 118 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Разные способы проверки слов Уметь находить и исправлять ошибки. Раздел 23.ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 ЧАСА) 119 Определение глагола как части речи 1 Урок объяснения нового материала. Глагол, значение и употребление Знать определение глагола. Уметь: -распознавать глаголы и выполнять морфологический разбор; -изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время) Текущий. Выборочный диктант. Упр.1, с.103. 120 Изменение глагола по временам. 1 Урок объяснения нового материала. Изменение глагола по временам. Текущий. Самостоятельная работа. Упр.2,с.104. 121 Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 Урок объяснения нового материала. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. Текущий. Письмо по памяти. Упр.5, С.105. 122 Изменение глаголов по числам 1 Урок объяснения нового материала. Изменение глаголов по числам. Текущий. Игра «Наоборот» Упр.6. с.105 Раздел 24. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ (3 ЧАСА) 123 Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами. 1 Урок объяснения нового материала. Правописа-ние не с гла-голами Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно. Текущий . осложненное списывание. Упр.7, с.106. 124 Развитие умения писать частицу не с глаголами 1 Урок развития умений и навыков. Правописа-ние не с гла-голами Упр.8, с.106. 125 Развитие речи. Свободный диктант 1 Урок развития речи. Текущий . свободный диктант. Раздел25. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (8 ЧАСОВ) 126 Понятие о не-определенной форме глагола 1 Урок объяснения но-вого материала Неопределенная форма глагола Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь: -писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих; -образовывать глаголы нас-тоящего и буду-щего времени Текущий. Выборочный диктант. Упр.2, с.114. 127 Неопределенная форма глагола. Пра-вописание ь в глаголах не-определенной формы. 1 Урок развития умений и навыков. Употребление ь после шипящих на конце глаголов. Составление рассказа о глаголах. Упр.3, с.114. 128 Образование форм времени от неопреде-ленной формы глагола 1 Урок объяснения но-вого материала Изменение глаголов по временам. Упр.151, Д.М. 129 Разбор глагола как части речи 1 Урок развития умений и навыков. Текущий. Разбор по плану. Упр.4, с.115. 130 Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» 1 Урок контроля ЗУН Текущий. Проверочная работа. 131 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки слов. Уметь находить и исправлять ошибки. 132 Контрольный диктант №6 по теме «Глагол» 1 Урок контроля ЗУН Написание текста под диктовку. Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта. Тематический. Диктант с грамматическим заданием. 133 Развитие речи. Контрольное изложение. 1 Урок развития речи. Изложение текста (по-вествование) Уметь излагать текст. Тематический. Изложение. Раздел 26. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.(3ЧАСА). 134 Виды предложений по цели высказывания. 1 Урок объяснения но-вого материала Разновиднос-ти предложе-ния по цели высказыва-ния Уметь определять вид предложения по цели высказывания Текущий. Самостоятель-ная работа. Упр.1, с.134. 135 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. 1 Урок объяснения но-вого материала Знаки препинания в конце предложения. Уметь: -правильно произносить предложения с восклицательной и невоскли-цательной инто-нацией. Фронтальный, групповой. Упр.2, с.135. 136 Восклицательные и невос-клицательные предложения. 1 Урок объяснения но-вого материала Разновидности предложе-ний по эмо-циональной окраске. Упр.3, с.135. Раздел 27. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ЧАСОВ). 137 Грамматичес-кая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. 1 Урок объяснения но-вого материала Главные и второстепенные члены предложения. Знать названия и определение членов предложения: главных(подлежащее и сказуемое) и второстепен-ных (без диффе-ренциации) Уметь: -разбирать предложения по членам; -выделять подлежащее и сказуемое; -выделять сочетания слов. Текущий. Определение по плану главных членов в предложении.Самостоятель-ная работа с последующей проверкой. Упр.4, с. 135 138 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое 1 Урок развития умений и навы-ков Главные и второстепен-ные члены предложения. Текущий.Самос-тоятельная рабо-та с последую-щей проверкой. Упр.5, с.136. 139 Понятие о аторостепен-ных членах предложения 1 Урок объяснения но-вого материала Главные и второстепен-ные члены предложения. Текущий.работа по образцу. Упр.6, с. 136. 140 Составление схем предложения и предложений по схемам 1 Главные и второстепен-ные члены предложения. Уметь ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому. Текущий. Составление алгоритма. Словарный самодик-тант. 141 Предложения распространенные и нераспространенные. 1 Урок изучения нового Простое рас-пространен-ное и нерас-пространен-ное предло-жение Текущий. Самостоятельная работа Выписать по 2 пред-ложения из текстов. 142 Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. 1 Урок контроля ЗУН Текущий.Словарный диктант. Упр.157; Д.М. Раздел 28.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (7 ЧАСОВ) 143 Однородные подлежащие и сказуемые 1 Урок объяснения нового материала Однородные члены предложения Уметь: -правильно произносить предложения с интонацией перечисления; -видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и); -осознавать роль знаков препинания в письменном общении; -составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи. беседа Выписать 2 предложения с однородными членами. 144 Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Запятая в предложениях с однородны-ми членами Текущий. Выполнение графических схем Упр.1, с.148. 145 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами 1 Урок объяснения нового материала Запятая в предложениях с однородны-ми членами Текущий. Выполнение графических схем Упр.2, с.148. 146 Развитие уме-ния ставить запятую в предложениях с однородными членами. 1 Урок развития умений и навы-ков Запятая в предложениях с однородны-ми членами Текущий. Самостоятельная работа. Упр .3, с 149 147 Главные и вто-ростепенные однородные члены предло-жения. Опре-деление одно-родных членов предложения. 1 Урок развития умений и навы-ков Однородные члены предложения. Текущий. Игра «Волшебники» Упр.4, с . 149 148 Запятая в предложениях с однородными членами. 1 Урок объяс-нения нового материала Запятая в предложениях с однород-ными члена-ми. Уметь излагать текст Текущий. практикум Упр.159, Д.М. 149 Развитие речи Свободный диктант. 1 Урок развития речи Изложение текста(повествовательный) Раздел 29.ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 ЧАСОВ) 150 Понятия о простом и сложном предложении. 1 Урок объяс-нения нового материала Главные и второстепенные члены предложения.однородные члены предложения. Уметь: -читать и понимать учебно-научные тексты; -письменно пересказывать текст; -ставить запятую в предложениях с однородными членами. текущий. Составление схем. Различение и в речи простых и употребление в сложныхпредложений. Упр.163, Д.М. 151 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. 1 Урок объяс-нения нового материала Текущий. Самостоятельная работа по инструкции. Упр.445. 153 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Текущий.диктант с самоподго-товкой. Упр.163,Д.М. 154 Разбор прос-того и слож-ного пред-ложений 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Уметь излагать текст. Текущий. Разбор по алгоритму. упр.164.Д.М. 155 Развитие речи. Свободный диктант. 1 Урок развития речи Создание небольшого текста (сочинения) 156 Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» 1 Урок контроля ЗУН Тематический. Проверочная работа. 157 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки слов. Уметь находить и исправлять ошибки Повторить словарные слова. Раздел30. ПОВТОРЕНИЕ (13 ЧАСОВ) 158 Повторение знаний о предложении, текст, частях речи. Контрольный словарный диктант. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи. Текущий. Редактирование текста. Упр .457. 159 Анализ оши-бок и коррек-ция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки слов. Уметь находить и исправлять ошибки Упр.458 160 Повторение изученных орфограмм и состава слова 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова. Уметь видеть в словах изученные орфограммф; правильно писать слова с ними. Текущий. Самостоятельная работа. Упр.459. 161 Повторение орфограмм и их графи-ческое обоз-начение. 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки правописания слов. Текущий. Самостоятельная работа Упр. По выбору из сб. «Д.М,» 162 Контрольное списывание 1 Урок контроля ЗУН Списывание текста Уметь списывать текст Итоговый. Списывание. 163 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки правописания слов. Уметь находить и исправлять ошибки 164 Административная контрольная работа за год. 1 Урок контроля ЗУН Написание текста под диктовку Итоговый. Диктант с грамматическим заданием. 165 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки правописания слов. Уметь находить и исправлять ошибки 166 Итоговая контрольная работа 1 Урок контроля ЗУН Итоговый .контрольная работа. 167 Анализ ошибок и коррекция знаний 1 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Разные способы проверки правописания слов. Уметь находить и исправлять ошибки 168 итоговый контрольный диктант. 1 Урок контроля ЗУН Написание под диктовку текста Итоговый. Диктант с грамматическим заданием. 169-170 Урок – игра «Путешествие по орфографии» 2 Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Различные виды игровой деятельности и формы работы на повторение и обобщение.