Путешествие по морскому дну.Занятие по обучению грамоте.

Сороколетова.н.ю
– Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны? Дети закрывают глаза, в это время звучит шум воды, воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки. Дети расслабляются. – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды. Дети открывают глаза. – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне. Входит Царь Морской, он рассержен. Ц.М. – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил? – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой. Ц.М. – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны? Дети: – Да, мы согласны. Ц.М. – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка. Артикуляционная гимнастика. Ва – ва –ва – вот высокая трава, Вы – вы – вы – даже выше головы, Ве – ве – ве – васильки видны в траве. - Что я вижу? (Водоросли). - Какой первый звук? [в]. - Он какой? (Согласный, твердый). - А что это такое? (Морская звезда). - В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий). – Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши. ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ. ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО. ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ. – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок). Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки? (Три медведя). Вы, друзья, узнайте сказку: Отворили дверь козлята, И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят). Что за дом, где вшестером Очень дружно мы живем? (Рукавичка). Раньше я жила в болоте, Пела я на низкой ноте, А теперь пора настала Царевною я стала… (Царевна-лягушка). – Да, сказки вы отгадали. Теперь составьте предложение по этим картинкам и запишите их по схеме: ВОЛК СЪЕЛ КОЗЛЯТ . (Так несколько предложений). – Почему вы положили три полоски? (Т.к. в этом предложении три слова: 1 слово – волк, 2 слово – съел, 3 слово – козлят). – Чем необычно первое слово? (Это слово стоит в начале предложения, оно пишется с большой буквы). Физминутка. (Игра «Морская фигура на месте замри») Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри! – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в']. Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла, Корм глотала на ходу, Ротик открывала. Лягушонок мимо плыл, Щёки раздувая. Ножкой дрыгал влево – вправо, Устали не зная. Уж шуршал по камышам, Камыши шумели, И над всеми в небесах Птицы звонко пели. (дети называют слова со звуками [в, в']). – Все слова вы мне назвали, молодцы! – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА). – Сколько слогов в слове ВОДА? (Два). – Какой слог первый? (ВО). – Какой второй слог? (Да). Физминутка. В море быстро мы спустились, Наклонились и умылись, Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей). Воспитатель вывешивает свои образцы: А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой. Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед. В) К единице три приставим, что за букву мы составим? Гимнастика для глаз. Где ты, рыбка, покажись, Носика слегка коснись, Покачайся на волнах, Окажись в моих руках. И не скучно мне с тобой, А теперь плыви домой. Завтра снова поиграем, А теперь мы засыпаем. – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ. (Дети читают слоги). – Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом «ВА». Пальчиковая гимнастика. Две ладошки прижму И по морю поплыву, Две ладошки, друзья, Это лодочка моя. Паруса подниму И по морю поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву «В». Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания. – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному. Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза. – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это? Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины. – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой. (Ответы детей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Конспект

занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

« Путешествие по морскому дну»

Сороколетова Надежда Юрьевна,

воспитатель первой

квалификационной категории  

Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В,в» и звуками [в, в'].

Программное содержание: Учить выделять звук в словах. Упражнять в составлении предложений и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Закрепить знания детей о жизни морских обитателей. Развивать речь детей.

Словарная работа: «водоросли», «морская звезда», «водяной».

Материалы: иллюстрации сказок, рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли, морская звезда), раздаточный материал, аудиозапись.

Предварительная работа: проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игры «Испорченный телефон»; чтение произведений о морских обитателях и рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

 – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны?

Дети закрывают глаза, в это время звучит шум воды,

 воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки.

Дети расслабляются.

– Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.

Дети открывают глаза.

– Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне.

Входит Царь Морской, он рассержен.

        Ц.М. – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?

         – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой.

        Ц.М. – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны?

Дети: – Да, мы согласны.

        Ц.М. – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка.

Артикуляционная гимнастика.

Ва – ва –ва – вот высокая трава,

Вы – вы – вы – даже выше головы,

Ве – ве – ве – васильки видны в траве.

- Что я вижу? (Водоросли).

- Какой первый звук? [в].

- Он какой? (Согласный, твердый).

- А что это такое? (Морская звезда).

- В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий).

– Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши.

                ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ.

                ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО.

                ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ

                В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ,

                ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ

                ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ.

        – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок).

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? (Три медведя).

Вы, друзья, узнайте сказку:

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).

Что за дом, где вшестером

Очень дружно мы живем? (Рукавичка).

Раньше я жила в болоте,

Пела я на низкой ноте,

А теперь пора настала

Царевною я стала… (Царевна-лягушка).

        – Да, сказки вы отгадали. Теперь составьте предложение по этим картинкам и запишите их по схеме:

ВОЛК СЪЕЛ КОЗЛЯТ                                                     .

(Так несколько предложений).

        – Почему вы положили три полоски? (Т.к. в этом предложении три слова: 1 слово – волк, 2 слово – съел, 3 слово – козлят).

        – Чем необычно первое слово? (Это слово стоит в начале предложения, оно пишется с большой буквы).

Физминутка.

(Игра «Морская фигура на месте замри»)

                        Море волнуется раз,

                        Море волнуется два,

                        Море волнуется три,

                        Морская фигура замри!

                        

        – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в'].

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла,

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл,

Щёки раздувая.

Ножкой дрыгал влево – вправо,

Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели,

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

(дети называют слова со звуками [в, в']).

        – Все слова вы мне назвали, молодцы!

        – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова  ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА).

– Сколько слогов в слове ВОДА? (Два).

– Какой слог первый? (ВО).

– Какой второй слог? (Да).

Физминутка.

В море быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

– Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей).

Воспитатель вывешивает свои образцы:

А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой.

Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед.

В) К единице три приставим, что за букву мы составим?

Гимнастика для глаз.

Где ты, рыбка, покажись,

Носика слегка коснись,

Покачайся на волнах,

Окажись в моих руках.

И не скучно мне с тобой,

А теперь плыви домой.

Завтра снова поиграем,

А теперь мы засыпаем.

– Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ.

(Дети читают слоги).

– Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом  «ВА».

Пальчиковая гимнастика.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму

И по морю поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

– У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте  ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву  «В».

        Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания.

        – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской  Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному.

        Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза.

        – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это?  Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины.

        – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.

(Ответы детей).