Главные вкладки

    Путешествие по морскому дну.Занятие по обучению грамоте.

    Сороколетова.н.ю
    – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны? Дети закрывают глаза, в это время звучит шум воды, воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки. Дети расслабляются. – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды. Дети открывают глаза. – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне. Входит Царь Морской, он рассержен. Ц.М. – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил? – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой. Ц.М. – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны? Дети: – Да, мы согласны. Ц.М. – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка. Артикуляционная гимнастика. Ва – ва –ва – вот высокая трава, Вы – вы – вы – даже выше головы, Ве – ве – ве – васильки видны в траве. - Что я вижу? (Водоросли). - Какой первый звук? [в]. - Он какой? (Согласный, твердый). - А что это такое? (Морская звезда). - В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий). – Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши. ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ. ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО. ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ. – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок). Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки? (Три медведя). Вы, друзья, узнайте сказку: Отворили дверь козлята, И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят). Что за дом, где вшестером Очень дружно мы живем? (Рукавичка). Раньше я жила в болоте, Пела я на низкой ноте, А теперь пора настала Царевною я стала… (Царевна-лягушка). – Да, сказки вы отгадали. Теперь составьте предложение по этим картинкам и запишите их по схеме: ВОЛК СЪЕЛ КОЗЛЯТ . (Так несколько предложений). – Почему вы положили три полоски? (Т.к. в этом предложении три слова: 1 слово – волк, 2 слово – съел, 3 слово – козлят). – Чем необычно первое слово? (Это слово стоит в начале предложения, оно пишется с большой буквы). Физминутка. (Игра «Морская фигура на месте замри») Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри! – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в']. Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла, Корм глотала на ходу, Ротик открывала. Лягушонок мимо плыл, Щёки раздувая. Ножкой дрыгал влево – вправо, Устали не зная. Уж шуршал по камышам, Камыши шумели, И над всеми в небесах Птицы звонко пели. (дети называют слова со звуками [в, в']). – Все слова вы мне назвали, молодцы! – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА). – Сколько слогов в слове ВОДА? (Два). – Какой слог первый? (ВО). – Какой второй слог? (Да). Физминутка. В море быстро мы спустились, Наклонились и умылись, Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей). Воспитатель вывешивает свои образцы: А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой. Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед. В) К единице три приставим, что за букву мы составим? Гимнастика для глаз. Где ты, рыбка, покажись, Носика слегка коснись, Покачайся на волнах, Окажись в моих руках. И не скучно мне с тобой, А теперь плыви домой. Завтра снова поиграем, А теперь мы засыпаем. – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ. (Дети читают слоги). – Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом «ВА». Пальчиковая гимнастика. Две ладошки прижму И по морю поплыву, Две ладошки, друзья, Это лодочка моя. Паруса подниму И по морю поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву «В». Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания. – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному. Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза. – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это? Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины. – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой. (Ответы детей).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

    Конспект

    занятия по обучению грамоте

    в подготовительной к школе группе

    « Путешествие по морскому дну»

    Сороколетова Надежда Юрьевна,

    воспитатель первой

    квалификационной категории  

    Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В,в» и звуками [в, в'].

    Программное содержание: Учить выделять звук в словах. Упражнять в составлении предложений и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Закрепить знания детей о жизни морских обитателей. Развивать речь детей.

    Словарная работа: «водоросли», «морская звезда», «водяной».

    Материалы: иллюстрации сказок, рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли, морская звезда), раздаточный материал, аудиозапись.

    Предварительная работа: проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игры «Испорченный телефон»; чтение произведений о морских обитателях и рассматривание иллюстраций.

    Ход занятия.

     – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны?

    Дети закрывают глаза, в это время звучит шум воды,

     воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки.

    Дети расслабляются.

    – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.

    Дети открывают глаза.

    – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне.

    Входит Царь Морской, он рассержен.

            Ц.М. – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?

             – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой.

            Ц.М. – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны?

    Дети: – Да, мы согласны.

            Ц.М. – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка.

    Артикуляционная гимнастика.

    Ва – ва –ва – вот высокая трава,

    Вы – вы – вы – даже выше головы,

    Ве – ве – ве – васильки видны в траве.

    - Что я вижу? (Водоросли).

    - Какой первый звук? [в].

    - Он какой? (Согласный, твердый).

    - А что это такое? (Морская звезда).

    - В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий).

    – Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши.

                    ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ.

                    ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО.

                    ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ

                    В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ,

                    ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ

                    ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ.

            – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок).

    Возле леса на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки:

    Кто герои этой сказки? (Три медведя).

    Вы, друзья, узнайте сказку:

    Отворили дверь козлята,

    И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).

    Что за дом, где вшестером

    Очень дружно мы живем? (Рукавичка).

    Раньше я жила в болоте,

    Пела я на низкой ноте,

    А теперь пора настала

    Царевною я стала… (Царевна-лягушка).

            – Да, сказки вы отгадали. Теперь составьте предложение по этим картинкам и запишите их по схеме:

    ВОЛК СЪЕЛ КОЗЛЯТ                                                     .

    (Так несколько предложений).

            – Почему вы положили три полоски? (Т.к. в этом предложении три слова: 1 слово – волк, 2 слово – съел, 3 слово – козлят).

            – Чем необычно первое слово? (Это слово стоит в начале предложения, оно пишется с большой буквы).

    Физминутка.

    (Игра «Морская фигура на месте замри»)

                            Море волнуется раз,

                            Море волнуется два,

                            Море волнуется три,

                            Морская фигура замри!

                            

            – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в'].

    Рыбка плавала в пруду,

    Хвостиком виляла,

    Корм глотала на ходу,

    Ротик открывала.

    Лягушонок мимо плыл,

    Щёки раздувая.

    Ножкой дрыгал влево – вправо,

    Устали не зная.

    Уж шуршал по камышам,

    Камыши шумели,

    И над всеми в небесах

    Птицы звонко пели.

    (дети называют слова со звуками [в, в']).

            – Все слова вы мне назвали, молодцы!

            – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова  ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА).

    – Сколько слогов в слове ВОДА? (Два).

    – Какой слог первый? (ВО).

    – Какой второй слог? (Да).

    Физминутка.

    В море быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись,

    Раз, два, три, четыре,

    Вот как славно освежились.

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно.

    – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей).

    Воспитатель вывешивает свои образцы:

    А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой.

    Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед.

    В) К единице три приставим, что за букву мы составим?

    Гимнастика для глаз.

    Где ты, рыбка, покажись,

    Носика слегка коснись,

    Покачайся на волнах,

    Окажись в моих руках.

    И не скучно мне с тобой,

    А теперь плыви домой.

    Завтра снова поиграем,

    А теперь мы засыпаем.

    – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ.

    (Дети читают слоги).

    – Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом  «ВА».

    Пальчиковая гимнастика.

    Две ладошки прижму

    И по морю поплыву,

    Две ладошки, друзья,

    Это лодочка моя.

    Паруса подниму

    И по морю поплыву.

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там.

    – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте  ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву  «В».

            Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания.

            – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской  Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному.

            Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза.

            – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это?  Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины.

            – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.

    (Ответы детей).