Анализ реализации программы математическое развитие « Ступеньки»детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000..»

Анализ реализации программы математическое развитие « Ступеньки»детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000..» (авторы Л.Г. Петерсон, Г. В. Дорофеев, Е.Е. Кочемасова, и.п. Холина и др) В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связанны друг с другом ,но и каждое является основанием другого. Мною был сделан анализ дошкольных образовательных программ по разделу «ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» . Анализ каждой программы не исключает возможности субъек¬тивной оценки. Именно поэтому следует выяснить, какие критерии являются основными для определения ее качества. При анализе и оценке программы в плане ее эффективности необходимо обращать внимание на следующее: -соответствует ли программа возрастным и психическим воз¬можностям развития и обучения детей дошкольного возраста; -каковы основные цели, задачи и принципы программы, доста¬точно ли они полны и соответствуют ли основополагающим целям, задачам и принципам дошкольного образования в це¬лом; -каковы методологические основы программы; -соответствует ли используемая программа современным тре¬бованиям развития математических представлений и понятий у детей дошкольного возраста; -все ли разделы по теории и методике математического разви¬тия детей дошкольного возраста предусмотрены в программе; -в полной ли мере в программе отражены отечественные и зарубежные современные научные исследования в области те¬ории и методики развития математических представлений и понятий у детей дошкольного возраста; -имеются ли в дошкольном учреждении методические пособия , позволяющие обеспечивать решение поставленных в программе задач, достаточно ли количество таких пособий, понятны ли они и доступны педагогам. В программе должно быть указанно, с какой целью формируются те или иные знания, какую значимость они приобретают в дальнейшем для усвоения математических понятий и умственного развития ребенка. Необходимо помнить, что современная педагогика бази¬руется на идеях развивающего обучения. В силу этого, программные задачи должны обеспечивать не только определенный уровень усвоения детьми знании, умении и навыки, но и эффективно решать проблему развития умственных способностей ребенка. Основная роль в развитии математических способностей при¬ развитие математических способностей принадлежит обучению. К пяти годам у ребенка проявляется произвольность психических процессов , он способен управлять своим поведением, процессами внимания и запоминания. В этой связи значительно повышаются требования к отбору учебного материала, обеспечению системы в развитии умственных и математических способностей ребенка, решению задач, связанных с формированием у детей основ учебной деятельности при их подготовке к школе. В процессе обучения осуществляются: развитие познавательных способностей, формирование отношения к математике как к науке, привитие интереса к интеллектуальной деятельности (размышле¬нию, рассуждению, поиску различных вариантов решения задачи и т.п. ). Цели дошкольной педагогики - всестороннее развитие личнос¬ти ребенка, создание благоприятных условий для развития способ¬ностей дошкольников. Дидактика дошкольной педагогики рассмат¬ривает формирование математических представлений у детей как важный элемент их умственного развития. Методика их формирова¬ния призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного воз¬раста к восприятию и усвоению математики в школе, способство¬вать , воспитанию всесторонне развитой личности. Л.С Вы¬готский утверждал , что дети старшего дошкольного возраста могут уста¬навливать существенные связи и способны к освоению некоторых систем знаний. Следовательно, программа дошкольного обучения дол¬жна быть построена на какой-то системе, соответствующей возможностям дошкольников и готовящей их к освоению учебных предме¬тов в школе. К современным требованиям математической подготовки детей можно отнести следующие: -обеспечение системности в процессе формирования математи¬ческих знаний у дошкольников; -повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение их ис¬пользовать при решении практических задач); -формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий; -ориентация на развитие умственных и способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п.) ; - создание благоприятных условий для развития математичес¬ких способностей ребенка; -развитие познавательных процессов и способностей в процес¬се формирования математических представлений; -усвоение детьми математической терминологии; -повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике; - достижение высокого уровня готовности к изучению матема¬тики в школе; -овладение приемами учебной деятельности на занятиях по математике; -организацию обучения детей с учетом индивидуальных спо¬собностей и др. В современных программах содержание пред¬ставлено по разному. Поэтому при анализе программ я обращала внимание не только на предлагаемый перечень разделов, но и на полноту образовательных и развивающих задач, предлагаемую авторами логику реализации учебного материала. В процессе анализа программ особое внимание уделялось методической литературе, рекомендуемой авторами для реализации про¬граммного содержания. Для работы с детьми в своем ДОУ я выбрала следующую образовательную программу. Программа « Ступеньки» программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000 ... » (авторы Л.Г. Петерсон, Г. В. Дорофеев, Е.Е. Кочемасова, и.п. Холина и др) Программа « Ступеньки» математического развития детей дошкольного возраста , разработанная в рамках педагогической системы «Школа 2000» (под руководством проф. Г.В. Дорофеева), представляет собой первую ступень непрерывного курса математики, обеспечивающую Содержательную преемственность в обучении на всех его этапах ( школьное, начальное общее, среднее (полное) общее образование. Данная программа составлена, в соответствии со следующими нормативными документами : Государственный образовательный стандарт; Закон об образовании; Концепция дошкольного воспитании; Инструктивно- методическое письмо « О гигиенических требованиях максимальной нагрузки детей. Главная цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Математический блок программы разработан Л.Г. Петерсон под руководством Г.В. Дорофеева и представлен в дидактическом пособии «Игралочка», предназначенном для развития математических представлений детей 3-4 и 4-5 лет. Данное пособие является начальным звеном непрерывного курса математики программы «Школа 2000» для дошкольников, учеников начальной и средней школы (авторы Л.Г. Петерсон, Г. В. Дорофеев, Е.Е. Кочемасова, и.п. Холина и др.). Основными задачами математического развития дошкольников в Программе «Ступеньки» являются: -формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); - развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; - увеличение объема внимания и памяти; -выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих; --формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.). Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей разными областями математической действительности: с количеством и счетом , измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Авторы программы придерживаются позиций, согласно которым знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь ребенка как « открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира, а педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. В соответствии с ведущим видом деятельности дошкольников – игрой, занятия представлены системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают « открытия». В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах , группах. Дети не должны замечать, что идет (они перемещаются по комнате, работают с игрушками, мячами, кубиками «Лего». Вся система организации занятий подчеркивают авторы, должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий , им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Необходимые условия организации занятий с детьми - атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это, как подчеркивают авторы, важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Принципиальная позиция ученых - обеспечение разноуровнего обучения, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Работа с детьми по данному курсу ведется на высоком уровне трудности, Т.е. в зоне их «ближайшего развития», или «максимума•», Детям наряду с более простыми заданиями предлагаются и такие, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решения их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности . В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей. Дидактической основой организации работы является следующая система принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие все стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); -новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); -обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); -при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); --у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется такая возможность , (принцип вариативности); -процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); -обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности). Курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития. Авторы подчеркивают, что формирование математически представлений не ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра, рисование, лепка и т.д. Для индивидуальной работы предлагается использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Программа развития математических представлений детей 3-4 лет предлагается в двух варианта. Первый вариант программы предусматривает двухгодичный курс обучения детей. Проводиться одно занятие в неделю Программа содержит следующие разделы : « Сравнение предметов и групп предметов» , «Числа 1-10», «Величины», «Пространственно –временные представления». В раздел «Сравнение предметов и групп предметов» вводятся следующие задачи: -формирование представлений о свойствах предметов(цвет, форма, размер и др.); -выделение признаков сходства и различия ; -объединение предметов в группу по общему признаку; -выделение части группы; нахождение «лишних» элементов; -сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше); - формирование представлений о сохранении количества; - поиск и составление закономерностей. Раздел «Числа 1-10» включает задачи: -знакомство с понятиями «один» и «много»; -образование последующего числа путем прибавления единицы; -количественный и порядковый счет от 1 до 10; -сравнение предыдущего и последующего чисел; знакомство с наглядным изображением чисел от 1 до 10; -формирование умения соотносить цифру и запись 10 с количеством. В раздел «Величины» вошли задачи: -формирование представлений о величинах: длина предмета , объем (вместимость) жидких и сыпучих веществ; -непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте ,объему (вместимости); -практическое измерение величин с помощью мерок, наблюдение зависимости результата измерения от величины мерки . формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения величин. «Пространственно-временныe представления» включают задачи: - формирование пространственных представлений: на –над –под , слева - справа, вверху - внизу, снаружи – внутри ,за -перед и др.; -ориентировка в пространстве: вперед - назад, вверх направо - налево и т.д.; -знакомство с временными отношениями: раньше - позже, вчера - сегодня - завтра; -установление последовательности событий, части суток; формирование умения выделять в окружающей обстановке \(' предметы одинаковой формы; -знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямо угольник, треугольник, круг, шар, куб, цилиндр, конус , пирамида, призма. Итак, можно заметить, что в программе представлены все основные задачи, предусмотренные методикой формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. В программе описаны основные достижения, предусмотрены , по окончании курса. В соответствии с первым вариантом программного содержания концу обучения по Программе «Игралочка» результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Параллельно у детей формируются основные умения, которые авторы представили в виде двух уровней (А и В) умений «Игралочка» Л Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова): - уровень А - планируемый минимум образования; - уровень Б - желаемый уровень. Уровень А включает умения: -находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет; -сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну; -считать в пределах 5 в прямом порядке; -сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа 11 пределах 5; -сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке; -узнавать и называть квадрат, круг, треугольник; -называть части суток, устанавливать их последовательность; определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз); -показывать правую и левую руки, предметы, расположенных справа и слева от объекта. Уровень Б включает умения: - выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру; -продолжать ряд из предметов или фигур с одним изменяю¬щимся признаком и -самостоятельно составлять подобные ряды; в простейших случаях находить общий признак группы, состо¬ящей из 4- 5 предметов, находить «лишний» предмет; -считать в пределах 10 в прямом порядке; -соотносить запись чисел от 1 до 10 с количеством и поряд¬ком предметов; -изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов; -сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10; -правильно устанавливать пространственно - временныe отноше¬ния, ориентироваться по элементарному плану, находить по¬следовательность событий и ее нарушение; -узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоуголь¬ник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; -наряду с непосредственным сравнением по длине, ширине, вы¬соте, измерять длину и вместимость с помощью условных мер. Авторы утверждают, что данный курс обучения может быть ис¬пользован в работе с детьми разного уровня подготовки, как в груп¬пах коррекционного обучения, так и в группах с более подготовлен¬ными детьми. Однако темп работы будет меняется в зависимости от уровня подготовки детей. Второй вариант программы также рассчитан на два года обучения и предполагает одно занятие в неделю. Разделы «Сравнение предметов и групп предметов» и «Простран¬cтвенно -временныe представления» представлены в точности теми же задачами, что и первый вариант программы. Раздел, посвященный числам, носит название «Числа 1-8» и включает по существу те же задачи, что и в первом варианте, толь¬ко в пределах 8. Раздел «Вели¬чины» во втором варианте содержит задачи по формированию представлений о длине; непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте; формирование представлений о возрастающем и убываю¬щем порядке изменения величин, Т.е. он также незначительно отли¬чается от первого варианта. К концу обучения по программе «Игралочка» (вариант 2) пла¬нируемый уровень образования (указанный в программе как уровень А) остается точно таким же, как и в первом варианте, а уровень Б (желаемый уровень) отличается незначительно. Так, во втором варианте программы (в уровне Б), так же как и в первом ее варианте, предусмотрено «умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком», но не предусмотрено умение самостоятельно составлять подобные ряды. При нахождении общих признаков группы и «лишнего предмета» вместо 4-5 предметов предлагаются 3-4. Дети должны овладеть счетными умениями в пределах 8, а не 10. Кроме того, в уровне Б во втором варианте программы не предусмотрено «умение, наряду с непосредственным сравнением по длине, ширине, высоте, измерять длину и вместимость с помощью условных мер». Продолжением учебно-методического комплекта «Игралочка» для детей 5-6 и 6-7 лет является комплект «Раз - ступенька, два ступенька ... » авторов Л.Г Петерсон и НЛ. Холиной, который также рассчитан на два года и представлен следующими разделами: «Общие понятия», «Числа и операции над ними», «Пространственно- временныe представления», «Геометрические фигуры и величины»• В соответствии с разделом «Общие понятия» дети осуществляют следующее: -знакомятся со свойствами предметов: цвет, форма, размера, материал, назначение и др.; - сравнивают по ним предметы; -находят совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком; -составляют совокупности по заданному признаку; -выделяют части совокупности; -сравнивают две совокупности (группы) предметов; -обозначают отношение равенства и неравенства; -устанавливают равночисленность двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар «равно - не равно», «больше на ... - «меньше на ... »). У детей формируются общие представления: о сложении как объединении групп предметов в одно целое, о вычитании как удале¬нии части предметов из целого, взаимосвязи между целым и час¬тью; начальные представления о величинах, которые предполагают знакомство с длиной, массой предметов, объемом жидких и сыпу¬чих веществ; об измерении величин с помощью условных мерок (отрезок, клеточка, стакан и Т.п.), восприятии натурального числа как результата счета и измерения; работе с числовым отрезком, составлении закономерностей, поиске нарушения закономерности. Раздел «Числа и операции над ними» включает следующее содержание: -прямой и обратный счет в пределах 10; -устный счет до 20 (100); ритмический счет; -представление о натуральном числе как результате счета предметов (количественной характеристике совокупности предметов); -образование следующего числа путем прибавления единицы; -название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами и точками; -состав чисел первого десятка, число ноль и его свойства; - равенство и неравенство чисел, сравнение чисел «больше на ... », «меньше на ... ») на наглядной основе; -формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры, взаимо¬связь между сложением и вычитанием чисел; -представление о натуральном числе как результате измерения величин (количественной характеристике свойств предметов); - числовой отрезок, присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке (сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка); -решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. В раздел «Пространственно-временные представления» введены примеры отношений: -на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - Уже, длиннее ¬короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера ¬сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др.; -установление последовательности событий, последовательность частей суток, дней в неделе, месяцев в году; - ориентировка на листе бумаги в клетку, ориентировка в пространстве с помощью плана. Раздел «Геометрические фигуры и величины» включает задачи: - формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы; -знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямо- угольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, ци¬линдр, конус, пирам ида, параллелепипед, куб; -составление фигур из частей и деление фигур на части, конструирование фигур из палочек; -формирование представлений о точке, прямой, луче, отрез¬ке, ломаной линии, многоугольнике, углах, равных фигу¬рах, замкнутых и незамкнутых линиях; -представления о длине, массе, объеме (вместимости), площади; -непосредственное сравнение предметов по длине, массе, объем (вместимости), площади ; -измерение длины, массы, объема (вместимости), площади с помощью различных мерок, выявление зависимости между результатом измерения и выбранной меркой; -выбор для сравнения величин единой мерки; знакомство ( некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин. К концу обучения по программе «Раз - ступенька, два – ступенька» основным результатом должно стать дальнейщее продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры, преобра- зование игры), в общении (нацеленность на получение общего положительного результата при совместном выполнении задачи в групп ) и коммуникации (изложение своей позиции, понимание, согласование на основе сравнения с образцом). Программа наряду с этими показателями также выделяет два уровня усвоения знаний. Уровень А представлен умениями: - выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей (групп) предметов; - объединять совокупности предметов, выделять их части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; -находить части целого и целое по известным частям; сравнивать группы предметов по количеству с помощью со¬ставления пар, уравнивать их двумя способами; -считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, пра¬вильно пользоваться порядковыми и количественными чис¬лительными; -называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и по¬следующее числа, сравнивать рядом стоящие числа, сравнивать числа в пределах 10, опираясь на наглядность; -соотносить запись чисел от 1 до 10 с количеством предметов, определять на основе предметных действий состав чисел пер¬вого десятка; -выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 5 на осно¬ве предметных действий; сравнивать длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и умень¬шения их длины, ширины, высоты; -узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; - разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из них; -определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево), показывать правую и левую руки, пред¬меты, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта; -правильно устанавливать пространственно-временные от¬ношения (шире - уже, длиннее - короче, справа - слева, выше - ниже, раньше - позже и т.д.), выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на клетчатой бумаге (вверху, внизу, справа, слева, посередине); -уметь называть части суток, последовательность дней в неде¬ле, месяцев в году. Уровень Б представлен умениями: -выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей (групп) предметов; -продолжить заданную закономерность с одним, двумя изме¬няющимися признаками, -- -найти нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую зако¬номерность; -объединять совокупности предметов, выделять их части, уста¬навливать взаимосвязь между частью и целым, находить части целого и целое по известным частям; -сравнивать группы предметов по количеству с помощью со¬ставления пар, уравнивать группы двумя способами; -считать устно в пределах 20 (100) в прямом и обратном по¬рядке, правильно пользоваться порядковыми и количествен¬ными числительными; -соотносить запись чисел от 0 до 1 0 с количеством предметов; - определять состав чисел первого десятка на основе предмет¬ных действий, устанавливать соотношения между числом и его частями; -называть для каждого числа в пределах 1 0 предыдущее и пос¬ледующие числа ; -- -сравнивать рядом стоящие числа в преде¬лах 1 0; -сравнивать, опираясь на наглядность, числа в преде¬лах 1 0и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого; использовать для записи сравнения знаки «>», «
 

Комментарии

По программе " Ступеньки" Л.Г.Петерсон и д.р, я работаю уже 6 лет. Переход осуществлялся поэтапно. Сейчас все группы детей занимаются по этой программе. Наши детки поступают в престижные школы города и продолжают обучение по программе .Тесное сотрудничество идет с учителями начальных классов, которые работают по программе " Школа 2000..." Дети, занимаясь по этой программе, становятся более уверенные в своих силах,любознательные,жаждующие получать знания, которые они охотно применяют в жизни. Ребенок не боится делать ошибки.Ему нравится оказываться в трудной ситуации и самому ее разрешить.