Программа "Детская философия" в МАДОУ ЦРР - детском саду "Алёнушка"

Макаренко Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_filosofiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение занятий по детской философии в МАДОУ ЦРР – детском саду «Алёнушка» п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия.

Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, рефлексивного человека, способного анализировать свои действия и действия других людей. Человека, способного к самокоррекции своего поведения, его организации и планированию в изменяющейся ситуации, нахождению себя в новых и непростых условиях жизни.

Интерес к введению философии в учебные планы дошкольных образовательных учреждений не выходит за рамки  простого ознакомления с философией как областью культуры и ориентирован, прежде всего, на развитие мышления детей, формирование их разумного и рефлексивного поведения. Одной из главных образовательных целей философии для детей  является формирование у ребёнка способности к логически корректным рассуждениям и умозаключениям. Философия рассматривается как инструмент мышления, обеспечивающий функционирование деятельности и поведения ребёнка на логическом, культурном разумном уровне. Она изучается на основе специально спроектированной педагогической технологии «Философия для детей».

Широко раскрытыми глазами смотрит ребёнок в окружающий мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности – с помощью взрослого – помогает маленькому человеку стать человеком с большой букв.

В старшем дошкольном возрасте яснее становится личностный тип общения со сверстниками и  взрослыми, проявляет интерес к человеческим отношениям, принятым нормам поведения. Дети способны защищать выработанное решение, отстаивать свою точку зрения.

Развитие мышления детей, их способности к рассуждению возможно только в том случае, когда философское содержание представлено не в форме научного текста или готовой логической конструкции, а в форме доступной для ребенка и интересной ему.

Дети этого возраста с большим увлечением готовы обсуждать огромное количество проблем и вопросов, интересующих их личностно и вместе с тем имеющих глубокое философское содержание ("Что такое хорошо? Куда исчезает сегодня? Как думает машина? Что такое имя?"). Интеграция этих вопросов в программу, ее базирование на них, а не отмахивание от подобных вопросов детей (как чаще всего поступают родители, уставая от этих бесконечных детских вопросов) позволяет сделать изучение "Философии для детей" уникальным по степени мотивации предметом, тем занятием в расписание, где дети (едва ли не впервые) могут обсуждать интересующие их, а не воспитателя, вопросы.

Основной формой обучения в программе "Философия для детей" является обсуждение детьми и воспитателем вопросов и проблем, интересных для них и имеющих философское содержание.

Выбор этой формы работы не является случайным, а предопределен, с одной стороны, тем, что философия как область человеческого знания и культуры зародилась именно в форме бесед , философов, в форме диалога.

С другой стороны, следуя сформулированному принципу постижения философских проблем и открытий не через чтение о них (или иные формы пассивного усвоения информации), а в форме попыток активного решения этих проблем, диалог представлен как важный, инструмент коллективного нахождения ответа на тот или иной сложный философский вопрос.

Организация воспитателем на занятии по философии не разговора или бессвязной болтовни детей, а именно философского диалога с формирующимся умением четко высказывать, свои мысли, слушать других участников, приводить аргументы, взвешивать основательность доводов, поиском противоречий и т.д., позволяет реально формировать у ребёнка старшего дошкольного возраста способность рассуждать, относиться рефлексивно к своему способу размышления и корректировать его.

Откуда же берутся те философские вопросы, которые разыгрываются детьми на занятии?

Притом, что некоторая часть таких вопросов может возникать достаточно стихийно, главным источником обсуждаемых проблем являются философские тексты для детей, представляющих собой небольшие литературные новеллы, описывающие жизнь детей (различного возраста) с их реальными проблемами, отношениями, чувствами и поступками.

Тексты, как и сама философия, не дают готовых и однозначных ответов на философские вопросы, насчитывающих тысячелетние обсуждения и споры вокруг них. Они лишь систематизируют мышление учащихся, ставя перед ними определенные вопросы и показывая модели размышления о них.

Прежде всего остановлюсь на психологической атмосфере занятия. Каждый ребенок должен чувствовать себя на нём комфортно, только в этом случае он проявит свое «Я». Когда курс в группе только начинается и происходит адаптация детей к новой, нетрадиционной форме ведения занятий, определяющая роль в создании этого микроклимата принадлежит учителю.

Каждый из нас должен уметь найти в любом высказывании воспитанника то своеобразие достоинств, которое не увидели в нем окружающие: смелость суждения, независимость мнения, красоту речевого оборота, точность формулировки.

Ребёнок должен быть защищен от надобности притворяться, фальшивить, лицемерить, он должен знать, что не существует мнения только правильного или только неправильного, но всегда есть мнение индивидуальное.

Я всегда нахожу возможность сказать ребенку: «Какое у тебя неожиданное суждение», «Оригинальный взгляд», «Прошу тебя, продолжай, у тебя необыкновенно интересная мысль», «Ребята, обратите внимание, насколько необычный подход к проблеме предлагает Настя» и т. п.

 Роль воспитателя на занятиях "Философия для детей" необычна и достаточна сложна. Он не является в отличии от других занятий ни экспертом в области философии, ни судьей высказываний учеников, ни одним из учеников. Он является, прежде всего, организатором философских дискуссий, ориентированным не на передачу некоторой суммы знаний из области философии, а стимулятором и катализатором коллективного обсуждения и размышления о философских проблемах.

Он не может быть судьей, т.к. у него нет и не может быть конечных ответов в силу специфики самих обсуждаемых проблем, не имеющих однозначных и конечных ответов. Его главная обязанность заключается в том, чтобы таким образом организовать обсуждение интересующих  детей вопросов, чтобы ими были открыты определённые правила рассуждения и найдены некоторые подходы к их решению.

Процесс философско-нравственного воспитания реализуется через различные форм его организации, методы и приемы. Использование разнообразных форм и методов дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Главное – говорить ребёнку о сложном мире философии на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими методами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, игровым тренингам, беседам, дискуссиям, играм-инсценировкам, разрешение проблемных ситуаций, логических задач.

Основным методом является игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. С этой целью на занятиях присутствует сказочный персонаж Карлсон. Играя с ним, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к философствованию, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Во время беседы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов дети, актуализируя уже известные им знания, усваивают новые знания путём самостоятельных размышлений, обобщений, выводов. В беседе мысль ребёнка следует за мыслью взрослого, в результате дети шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Также при помощи беседы активизируется мышление, создаются условия для управления процессом познания.

В дискуссии у детей формируются убеждения, решаются их личные проблемы или проблемы всей группы, собственные отношения детей к добру и злу, справедливости и несправедливости. Здесь решающую роль играют не только факты и аргументы, сколько собственные оценки детей, их представления о системе ценностей. Велико и воспитательное значение дискуссии в исправлении недостатков поведения и общения детей (вспыльчивость, несдержанность и др.).

Игровые тренинги, проводимые в начале занятий, помогают сформировать у детей чувство общности, коллективизма и чувства особенной личности, желание видеть в сверстнике друга и партнёра. Развитие тактильного восприятия, которое часто является ведущим в тренинге, позволяет воспитывать у детей чувство безопасности в группе, взаимопонимания и взаимопомощи, умения действовать согласованно.

С помощью игр-инсценировок дети могут научиться согласовывать свои действия, навыкам сотрудничества, общения. В них дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные в применением правил поведения в различных ситуациях.

Важное значение играют и правильно поставленные вопросы, требующие от ребёнка осмысления и оценки ситуации. Ответы, к которым приходит ребёнок, задумываясь над проблемными вопросами, играют очень важную роль в жизни, ведь они ложатся в основу наших поступков, решений и взаимоотношений с людьми. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно попытался найти ответы на вопросы, поэтому не стоит предлагать ему (тем более «навязывать») готовые решения. Сравнивая свою точку зрения с мнением других и участвуя в диалоге, ребёнок постепенно научится понимать окружающий мир и самого себя.

Первый раз я услышала о том, что есть такой предмет «детская философия» в январе 1996 года, побывав на научно-практической конференции «Школа XXI века» в г. Улан-Удэ. На ней присутствовал преподаватель московского Психологического института Телегин М.В.. Он познакомил нас с курсом детской философии. Для детского сада он называется «Кукольная больница», для начальной школы - «Элфи». Он, можно сказать заразил нас этими занятиями. И в марте 1996 г. Было проведено первое занятие по детской философии. Они проводились во 2 половину дня как кружковая работа, 1 раз в 2 недели. Структура была такова, что сначала мы читали отрывок из «Кукольной больницы», а затем обсуждали ключевые вопросы. Было разработано 17 занятий. По результатам диагностики мы увидели, что дети стали более свободно вести себя в беседах, научились доказывать и отстаивать свою точку зрения, не бояться высказываться. Эти качества наших выпускников отмечали и учителя гимназии.

В связи с введением экспериментальной работы по внедрению программы «Развитие» Венгера, в 1998 году в программу были внесены элементы логического мышления. В результате количество занятий увеличилось до 30 в год и они были внесены в базисный учебный план. К обсуждению «Кукольной больницы» были добавлены задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, работа в индивидуальных тетрадях. По результатам диагностики замечено, что дети начали рассуждать логически, опираясь на свою точку зрения, научились доказывать её, находить правильное решение.

В 2002 году в программу были внесены элементы нравственного воспитания. Ребенок не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по труду и игре, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Программа по детской философии с элементами нравственного воспитания основывается на изучении материала по книге  “Кукольная больница”, разработанной Институтом по развитию философии для детей под руководством профессора философии М. Липмана (США), адаптированной и апробированной Центром “Философия для детей” при Психологическом Институте РАО, а также на материалах педагогических технологий “Жизненные навыки”, под ред. С.В. Кривцовой, “Мой мир” С.А. Козловой.

Цель: Формировать у детей способность свободно ориентироваться в современном мире и дать возможность каждому ребёнку самостоятельно устанавливать  разнообразные связи между объектами окружающего его мира и составлять целостную картину мира.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями: человек, личность; взаимоотношениями в человеческом обществе; человеческими чувствами; нравственными категориями; правами; учить отстаивать свою точку зрения, доказывать и аргументировать, размышлять и рассуждать, т.е. философствовать.
  2. Развивать у детей интеллектуально-нравственные способности, умение пользоваться в жизни морально-нравственными нормами и правилами, умение путём философского размышления устанавливать закономерности в явлениях окружающей действительности.
  3. Воспитывать у детей культуру межличностного взаимодействия, чувства уважения к другим людям, чувство единства в детском коллективе.

Учебный план

Работа по программе детской философии с элементами нравственного   воспитания ведётся по 3 тематическим блокам.

1 .«Я - человек. Какой я?»    8 занятий

2.«Я и мои поступки»          15 занятий

3.«Я и мои чувства»              7 занятий

Специально организованные занятия проводятся в старшей группе детского сада (5-6 лет) один раз в неделю (4 занятия в месяц). Общее количество занятий в год: 30 занятий. Структура занятий включает в себя 3 части.

I часть (вводная). Групповой игровой тренинг, цель которого создание благоприятного психологического настроя на занятие, установление контакта друг с другом. У нас традиционно занятия начинаются в кругу, пожимая друг другу руки, улыбаясь друг

другу.

II часть (основная). Обсуждение ключевых вопросов, чтение небольших рассказов.

III часть (заключительная)   Игровые упражнения, дидактические игры, игры-инсценировки, работа в индивидуальных тетрадях, цель которых закрепление полученных знаний. Например, игра «домик», «цветные полоски», где дети с помощью цвета передают своё отношение к обсуждаемым вопросам. Никита о цвете личности показал все 7 цветов, объясняя, что у личности есть свои мысли, поступки, чувства, желания, друзья. Дети очень любят инсценировки. На занятии «Заботливый и равнодушный» -  цель: учить детей замечать и выполнять желания другого человека. Разыграв небольшие сценки, мы обсуждали создавшиеся ситуации и искали пути их решения.

Философия помогает ребёнку входить в мир социальных отношений, а также помогает ему найти своё место в школьной жизни, способствует быстрому сплочению коллектива.

Диагностика показывает, что у детей повысилась самооценка, они свободно вступают в учебные дискуссии, занимают активную позицию в обсуждении вопросов.

Для нас философия – это курс развивающих игровых занятий, на которых мы говорим детям о сложном мире философии на языке, им понятном, с использованием разнообразных форм и методов для того, чтобы сделать процесс познания интересным и доступным.

Макаренко Е.В., заведующая МАДОУ ЦРР -  д/с «Алёнушка»


 

Комментарии

Елена Влвдимировна! С интересом познакомилась с Вашим материалом, а у меня мертвым грузом лежит программа "Философия детям" . Ра зработала и вела курс для младших школьников, для дошколят не был затребован. Надо вернуться!

Тихонова Элина Борисовна

Очень заинтересовал Ваш материал.Хотелось бы апробировать на своих детях, но пока мы еще малыши.Есть возможность тщательно подготовиться,познакомиться с программой,разработать план, может быть даже проект. Спасибо!

Тихонова Элина Борисовна

Очень заинтересовал Ваш материал.Хотелось бы апробировать на своих детях, но пока мы еще малыши.Есть возможность тщательно подготовиться,познакомиться с программой,разработать план, может быть даже проект. Спасибо!