Главные вкладки

    Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения (из опыта работы МДОУ «Солнышко»)

    Николаева Эльвира Владимировна

    Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиени-ческая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие.

    715
    C17-46.jpg

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon DOKLAD__Vospitanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения

    (из опыта работы МДОУ «Солнышко»)

    Кондинского района

    Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

            В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровье развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.

            Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

            Понятие здоровьесберегающей деятельности ДОУ включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного и  двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

            На состояние здоровья наших детей, живущих на Крайнем Севере или районах, приравненных к территориям Крайнего Севера, оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

    • наследственность;
    • суровые климатические условия нашего региона;
    • неблагоприятная развивающаяся промышленность;
    • образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

            Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

    Общая заболеваемость за 3 года в сравнении

    2003-2004

    2004-2005

    2005-2006

    Число пропусков детодней по болезни

    2298

    2284

    3807

    Число пропусков на одного ребёнка        

    12.1

    12.0

    17.6

    Средняя продолжительность одного заболевания

    7.2

    8.5

    11.5

    Количество случаев заболеваний

    239

    266

    331

    2003-2004

    2004-2005

    2005-2006

    Количество случаев на одного ребёнка

    1.6

    1.4

    1.5

    Индекс здоровья

    24.8

    25.8

    29.1

            Проведя глубокий анализ, мы попытались выявить серьезные причины таких показателей и пришли к такому выводу:

            1. Увеличилось количество детей, поступающих в детский сад с хроническими заболеваниями, а именно со II и III группами здоровья.

            2. Не на достаточном уровне ведется анализ пропусков детей – по болезни и другим причинам, а это дает процент к заболеваемости.

            3. Не достаточны профилактические мероприятия, способствующие снижению заболеваемости.

            4. Не на должном уровне поставлена работа двигательной активности (дети много времени находятся без движения).

            5. Не достаточная связь в вопросах оздоровления между детским садом и родителями (работу необходимо начинать гораздо раньше).

            В связи с тем, что за последние годы увеличилось число детей, поступающих в ДОУ с различными заболеваниями и проблемами психического развития, коллектив детского сада считает приоритетным направлениям своей работы оздоровление воспитанников.

            С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, детский сад, где ребёнок проводит большую часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

            Исходя из этого, возникла необходимость разработки программы оздоровления детей дошкольного возраста с учётом региональных и климатогеографических условий.

            Программа разработана в силу особой актуальности данной проблемы и отражает специфику работы и взаимодействие всех служб детского сада по решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ «Солнышко» п. Мортка Кондинского района, Тюменской области, ХМАО.

            Она определяет цель; задачи; объекты; принципы и механизм реализации; законодательно-нормативное; кадровое и техническое; организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение; формы и методы оздоровительно-профилактической работы; индивидуальные тематические планы оздоровительной, коррекционно-развивающей и профилактической  работы;  ожидаемые результаты; способна изменить лицо образовательного учреждения и создать условия для воспитания здоровой личности.

    Новизна

            В Программе представлена комплексная разработка педагогами и специалистами ДОУ оздоровительных, коррекционно-развивающих, психопрофилактических занятий и мероприятий, направленных на воспитание здорового ребёнка через тематическое планирование и исходя из данных диагностики (см. приложения), а также этапы реализации работы в течение учебного года с отслеживанием  динамики  развития  детей  на  разных  возрастных  периодах от поступления ребёнка в детский сад до перехода в 1 класс общеобразовательной школы.

    Цель программы

            Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

                                               

    Задачи программы

            1. Забота об охране и укреплении здоровья детей;

            2. Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показатели адаптации детей; изучение  развития   динамики  с  целью полноценного физического развития детей с отклонениями в развитии в состоянии здоровья,  разработки  индивидуальных форм оздоровительной работы;

            3. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции, формирование знаний детей и взрослых о  здоровом  образе жизни;

            4. Осуществление координации и взаимодействия медицинских, лечебно-логопедических, психолого-педагогических и социальных  служб.

     

    Объекты программы

                  1. Дети дошкольного образовательного учреждения.

            2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

            3. Коллектив образовательного учреждения.

    Основные направления программы

            I. Организационные

            1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

            2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

            3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

            4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

            5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

            6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

            II. Профилактические

            1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;

            2. Выполнение сангигиенического режима;

            3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление патологий;

            4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

            5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

            6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

            III. Лечебные

            1. Противорецидивное лечение хронических заболеваний;

            2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

            3. Дегельминтизация;

            4. Химиопрофилактическое лечение тубинфицированных детей;

            5. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

    Сроки и этапы реализации Программы

    (2006-2010 учебные годы)

            Главным основанием выделения этапов Программы является степень готовности ДОУ к работе  в  новых  условиях над реализацией данного проекта  и степень вовлечённости руководства, педагогов ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников, общественности.

            1 этап – Организационный  (2006-2008 учебный год)

            Цель: создание условий для проведения оздоровительной работы в ДОУ

            Эта работа предполагает изучение особенностей развития общего состояния здоровья детей, особенностей физического и психического развития, физической подготовленности и двигательной активности, работоспособности, показателей здоровья, структура заболеваемости. Планируется для составления «паспорта» здоровья ребёнка – дошкольника  собрать и провести диагностику методик тестов специалистов: мониторинг здоровья, анализ обобщения полученных данных.

            Также эта работа предусматривает подбор коррекционных мероприятий на основании уточнённых особенностей развития детей, будут определены комплексы, характеризующие эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми На этом этапе будут внесены коррективы в содержание и методику проведения воспитательно-образовательной и лечебно – оздоровительной работы  с детьми. Планируется отработать методику проведения лечебно – профилактических и оздоровительных процедур и их рациональное сочетание: определяется контингент детей, нуждающихся в проведении специальных коррекционных мероприятий.

            2  этап – Внедренческий  (2008-2010  учебный год)

            Цель:  внедрение методик по проведению оздоровительных мероприятий в ДОУ

            Эта работа намечает теоретическое обоснование и реализацию в комплексе лечебно – оздоровительных  и коррекционно – развивающих  мероприятий, а также их рациональное сочетание с воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

            На основании обобщения результатов   диагностической работы и анализа полученных данных будут разработаны и внедрены методики по проведению и организации оздоровительных мероприятий в ДОУ, оснащённым современным  лечебно – профилактическим оборудованием. Разработка системы взаимодействия  семьи,  детской поликлиники, социума с педагогическим коллективом по созданию и отработке модели: «Ребёнок – здоровьесберегающие  технологии»

            3  этап – Завершающий  (2010 -2011  учебный год)

            Цель: анализ и оценка  результативности Программы.

            Этот этап включает реализацию следующих направлений деятельности:

            1. Определение эффективности оздоровительной, коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста.

            2. Комплексная диагностика реализованных здоровьесбереающих  технологий

            3. Отслеживание динамики развития детей на разных возрастных этапах

            4. Определение проблем,  препятствующих  достижению ожидаемого результата

            5. Выработка стратегии  дальнейшего развития ДОУ.

    Структура Программы

            Структура Программы включает в себя 8 разделов:

            1. Физическое воспитание в детском саду,

            2. Лечебно-оздоровительная работа в детском саду,

            3. Экологическое воспитание детей,

            4. Психологическое здоровье детей,

            5. Изобразительная деятельность детей в детском саду,

            6. Музыка и здоровье детей,

            7. Логопедия и здоровье детей,

            8. Педагогика оздоровления через  создание развивающей среды.

    Какая работа уже проведена по реализации программы

            1. Создан совет здоровья.

            2. Намечен план работы на 2007-2008 учебный год.

            3. Разрабатываются методики диагностики по разным разделам.

            4. Ознакомлены родители, педагоги с основными направлениями в работе по программе «Здоровый малыш».

            5. Проведен семинар по здоровьесберегающим технологиям с педагогами (даны конкретные рекомендации по организации упражнений для развития мелкой моторики).

            6. Начат мониторинг двигательной активности детей, получены первые результаты, даны рекомендации педагогам по устранению недостатков.

            7. Ввели в занятия педагогов, специалистов здоровьесберегающие технологии, а именно – тренинговую гимнастику маленьких волшебников.

            8. Пересмотрено введение оздоровительных мероприятий в режиме дня, составлено планирование для педагогов.

            9. Отработаны комплексы гимнастик после дневного сна.

            10. Начали работу по организации развивающей среды в группах и кабинетах по здоровьесбережению – создали картотеку стихов, упражнений для использования пальчиковых игр. Приобрели телевизоры, магнитофоны, DVD-плееры для введения музыкотерапии. Создали уголки здоровья для систематизации материалов по здоровьесбережению.

            11. Ввели в систему организацию спартакиад по сезонам, акций, дней здоровья.

            12. В летний период избирательно вводили медленный оздоровительный бег.