Современные технологии и пути их реализации.

Фёдорова Ольга Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sovremennye_tehnologii_i_puti_ih_realizacii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

" Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

" Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Проблема рисования старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения изображения.  

Для реализации направления художественно-творческого развития детей спланирована работа ДОУ педагогического мастерства, творческой группы.  

Работа с детьми по художественно-творческому развитию представлена разнообразными формами: занятия (интегрированные, тематические, комплексные), традиционные праздники, развлечения и театральные представления, которые помогают формированию основ творческой культуры ребенка (эмоции, оценки, вкусы). Дети совместно с родителями и педагогами готовят художественно-творческое оформление к праздникам, играм и представлениям.

Систематической становится работа по ознакомлению детей с произведениями искусства, музыки, архитектуры, а также социальным окружением и родной природой. Это посещения детьми музеев, экскурсий, выставок народного творчества.  Воспитанники хорошо знакомы с кукольным   театрам Абакана, Минусинска, которые не один раз посещали с воспитателями и родителями. Систематически в дошкольном учреждении организуются встречи с артистами муз. Театра Г. Абакана. Артисты театров с детьми проводят развлечения, праздничные представления, веселые игры и забавы. После просмотренных мероприятий с детьми проводятся беседы, составляются альбомы с рассказами и рисунками. Дети с желанием делятся впечатлениями об увиденном и услышанном с родителями и педагогами, с интересом отражают их в различной деятельности изобразительной искусства..

В дошкольном учреждении созданы условия для ознакомления детей с репродукциями картин, произведениями классической музыки; с техническими приемами рисования: кляксография, монотипия, рисование водой, цветным клеем, пальчиками, ладошками…. Детям во всех группах предоставлен большой выбор инструментов и материалов для художественного творчества, что позволяет в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира и его понимание.

Традиционными в МДОУ ДС стали коллективные и персональные выставки детского творчества по сезонам, к праздникам, отражающие события детской жизни: «В свете есть такое чудо», «Зимние забавы», «В мире прекрасного», «Новогодний фейерверк», «Краски Осени», «Мяу-Вернисаж».

Работа по развитию художественно-творческих способностей дошкольников способствует раскрытию творческих способностей не только детей, но и педагогов. Итогом, или положительным результатом этой работы является обобщение опыта педагогической деятельности, создание новых продуктов педагогической деятельности, которые ежегодно представляются на смотрах-конкурсах «Воспитатель года»,  городских методических объединениях, семинарах.

В настоящее время коллектив МДОУ ДС №11 продолжает вести работу по обновлению содержания и обучения воспитанников, стремится к созданию творческой воспитательно-образовательной среды, которая отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным оптимистическим настроением, терпимостью и уважением к человеческой мысли.

Для того, чтобы у дошкольников выработать художественный вкус, эстетическую изысканность, самостоятельность суждений, понимания подлинного искусства мы в нашем детском саду открыли изостудию «Волшебные пальчики» Основная цель художественно-эстетического образования – развитие гармоничной творческой личности ребенка. В нашей изостудии сформировались 2 группы по 8 человек, занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

 Важнейшей задачей моей Программы в изостудии становится интенсификация повышения эффективности художественно-эстетического образования детей. Программа решает эту задачу, она рассчитана на 2 года обучения для детей 5-6 лет и включает в себя такие направления, как: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, художественный труд.

Моя задача – формирование эстетических знаний, закрепления их в творческом опыте дошкольников, активировать, стимулировать, направлять процесс творческих способностей детей.

Осуществляя комплексное обучение, в процессе работы удается выявить художественно-образную систему разных типов художественного творчества: изобразительная, народная, декоративно-прикладное. Это помогает не только заинтересовать детей дошкольного возраста художественным искусством, культурой и историей своей страны, но и помогает воспитывать гражданина-патриота, знающего, уважающего и ценящего духовно-материальное наследие своего Отечества.

Одним из основных условий развития художественно-творческого мышления детей в моей работе, является создание атмосферы, благоприятствующей проявлению новых идей и мнений. Первая ступень на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Педагог должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость. Я стараюсь быть консультантом и помощником для своих детей и не навязываю свое видение мира, свои вкусы. Необходимо так руководить деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное отношение, желание творить.

Это развитие индивидуальных способностей и интересов, развития одаренных личностей, умение творить по законам красоты, формирование способностей к мыслительной деятельности, воспитание творческого начала и интереса к искусству. Обучение наших детей в изобразительной деятельности открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет и интересует. Все виды художественной деятельности направлены на духовное воспитание, формирование культуры у детей:

 « Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский.

В предшкольной подготовке занятия по изобразительной деятельности важны и необходимы. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительная координация, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорции формируются умение удерживать определенное направление. На занятиях по изобразительной деятельности осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Также формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать, запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценивать свою работу, планировать свою деятельность, умение доводить начатое до конца, содержать в порядке свое рабочее место, организованность.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.