Семинар-практикум для педагогов на тему: "Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов"

Николаева Эльвира Владимировна

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает? Как помочь себе как педагогу пережить это тяжёлое состояние.

943
prof1.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов

Педагог-психолог: Э.В.Берчатова

План семинара:

  1. Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.
  2. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хронической усталости (стресс).
  3. Методы восстановления психического и физического здоровья педагогов, противостояния профессиональной деформации.

        Наш семинар, я хотела бы начать с игры-приветствия.

        Все педагоги встают в круг. Рассчитайтесь на 1-ый и 2 –ой.

        Первые номера становятся внутренним кругом, для этого делают шаг вперёд. Вторые – внешним и остаются на своих местах. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

        Здравствуй, друг!          Здороваются за руку.

        Как ты тут?                    Хлопают по плечу друг друга.

        Где ты был?                   Дёргают за ушко друг друга.

        Я скучал!                        Кладут руки себе на сердце.

        Ты пришёл!                    Разводят руки в стороны.

        Хорошо!                         Обнимаются.

        

        Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп”.

        

        Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Развитию профессиональных деформаций личности педагога  способствует и авторитарная позиция воспитателя.

        Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которое способствует подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

        Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.). Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитательниц, так и на половую самоидентификацию детей.

        Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы.

        

        Замечено, что в последнее время эта проблема особо остро проявляется.

        К чему всё это ведёт? Конечно же, к стрессу.

        

        Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни 20-21 века. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжёлые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно-сосудистые заболевания.

        Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать  себе признаки стресса и его симптомы.

        (Если вам интересно, я могу познакомить вас со стадиями и  симптомами эмоционального выгорания. Их 3). 

        И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

                        

        Чаще всего в России, как и в развитых странах, говорят о стрессе, как о синдроме профессионального сгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

        Как помочь себе? Разобраться в самом себе? Попробуем это рассмотреть на сегодняшнем семинаре.

Что значит понять себя?

        Понять себя как человека – это значит, увидеть свою программу действий, свои связи с миром, свои возможности и ограничения, что-то попытаться изменить, а с чем-то объективно, взвесив обстоятельства, смириться. Человек – так уж он устроен – в разное время бывает думающим и чувствующим, действующим и наблюдающим. Педагог очень много знает обо всем, что его окружает, но хорошо ли он знает себя? Например, всегда ли мы можем ответить самому себе, что нас вывело из равновесия, почему вселились в душу хандра и скука. Как же научиться восполнять свою продуктивность. Для этого надо хорошо знать себя.

        Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны, но они тесно взаимосвязаны с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнитивно-поведенческое состояние, т.е. чему научится сотня ребятишек за день, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.

        Не умея правильно оценить и принять себя, мы не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

        

        Вывод: чтобы не оказывать негативного влияния на детей, нужно в первую очередь научиться разбираться в себе, со своими эмоциональными проблемами, причинами их вызывающими, находить выход из стрессовых ситуаций, а затем с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начни с себя!

        Необходимо научиться понимать, что происходит с нами, внутри нас, вокруг нас.

        Самым мощным и при этом часто игнорируемым является сознание человека. Главная установка, что мы обладаем разумом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами, чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; слухом – чтобы слышать пение птиц, шелест листвы и т.д.

        Мы можем творить, двигаться, любить. Вопрос лишь в том, умеем ли мы это замечать, ощущать, радоваться.

        Главное – это установка на радость.

        А в этом вам поможет наука ОРТОБИОТИКА

(демонстрация с карточками и объяснение сути)

        А теперь я предлагаю вам обсудить некоторые ситуации.

1. “Первая фраза”

Вы идете по школьному коридору. Вам навстречу движется знакомый педагог, коллега по работе. Вы видите, что с ней что-то не так, какова будет ваша реакция на неблагоприятное, на ваш взгляд, состояние коллеги? А точнее, какова будет ваша первая фраза? (происходит обсуждение, педагоги высказывают своё мнение)

Чтобы в ходе разговора не остаться “внутри себя”, переживая только свои собственные состояния и настроения, необходимо, приближаясь к коллеге, внимательно посмотреть на ее лицо, походку, почувствовать ритмику ее движения, надо выйти за границы своего “Я” и приготовиться понять “Я” другого человека. Пусть Ваша первая фраза будет максимально соответствовать душевному состоянию Вашей собеседницы. Например, Вы скажете: “Ты прекрасно выглядишь! Как тебе это удается?” - эта фраза будет уместна в том случае, если Ваша партнерша по общению пребывает в хорошем расположении духа. Вы можете начать беседу и так: “Ты куда-то спешишь? Как у тебя дела?”. Возможно также, Вы увидите расстроенное лицо Вашей собеседницы. Тогда Ваша первая фраза будет следующей: “Что-то случилось? Тебе нужна моя помощь?”.

2. “Мария Ивановна”

Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем (методистом), условно названным Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается. Ваши предложения.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Это так называемый, метод интроспекции – человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но здесь важна объективность, возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. Т.е. Вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять. Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.

3. “Нейтрализация”

У Вас должен состояться неприятный разговор с матерью ребенка, постоянно нарушающего дисциплину, нагрубившего Вам и т.д. Начинается беседа, Вы говорите с ней о воспитании сына в семье, о необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, подчеркиваете неправомерность той вседозволенности, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ребенка. Неожиданно для Вас родительница показывает полное неприятие Ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что “воспитывать должны в детском саду”. В ответ Вы не можете сдержаться. И Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как вам нужно было поступить, чтобы не допустить всего этого?

Упражнение “Резервуар”. В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т.к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать?

Упражнение “Настроение”. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

Следующее упражнение, которое направлено на автокоррекцию собственных психологических состояний, сложных и конфликтных ситуаций, также поможет Вам в общении. Упражнение “Пресс”. Оно способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Его рекомендуется практиковать перед работой в “трудной” группе, классе, разговором с “трудным” ребенком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе, т.к. психотерапевтический результат достигается только в том случае, если педагог умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряженности. Если же по тем или иным причинам данный момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” сметет всё на своем пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Как следствие того, что педагог попал под зависимость от своих собственных эмоциональных состояний, он может прибегнуть к нежелательным, но широко распространенным в практике межличностных взаимодействий и педагогической деятельности способам “сбрасывания” отрицательно загруженной энергии на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье педагога, где он ослабляет внутренний самоконтроль после работы (проявление раздражения, высказывание упреков, недовольства и прочее).

Суть упражнения: педагог представляет внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. Заканчивается упражнение расслаблением.

И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

        

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Я Хочу чтобы вы внимательно относились к себе, своему здоровью физическому и психическому, противостояли развитию у вас профессиональной деформации (о которой говорили в начале). На память о сегодняшнем семинаре, как дополнительное пособие, хочу оставить вам небольшую подборку по преодолению стресса.

Профилактика психологического здоровья педагога.

Опорой в жизни являются:

  • Позитивное отношение к жизни (психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним).
  • Разумный образ жизни.
  • Жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами.

Советы:

Что можно посоветовать самим себе?

  • Мышечная разрядка отрицательных эмоций (много ходить пешком, выполнять мышечно-волевые упражнения).
  • Формула выживаемости. На каждые 6 часов - 1 час бодрствования (посвящен себе, своему отдыху, здоровью)
  • Мудра “Земли”, “Лестница небесного храма”

Выводы:

  • Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни; они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
  • Чем напряженней режим жизни, выше стрессовые нагрузки, тем актуальней для человека проблема сознательного влияния на свое здоровье, через разумную организацию образа жизни.
  • Научитесь жить с юмором “Юмор – соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, дольше живет”.

Всем спасибо за участие!

Удачи и успехов в работе «сердца и нервов»!

Берегите себя и своих окружающих!



Предварительный просмотр:

Стадии, аспекты и симптомы эмоционального выгорания

Существуют следующие стадии профессионального выгорания:

1 стадия:

  • Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; Специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но… скучно и пусто на душе;
  • Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

2 стадия:

  • Возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – в начале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем «вспышки раздражения». Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий безопасный для организма уровень;

3 стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интересы к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта эмоционального выгорания:

  1. Снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» педагоги чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
  2. Одиночество. Люди страдающие от эмоционального сгорания не в состоянии установить нормальный контакт с детьми, коллегами, преобладают объект - объектные отношения.
  3. Эмоциональное истощение, самоинизация. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающая эмоциональное сгорание приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышению артериального давления, синдрому хронической усталости.  

Симптомы эмоционального выгорания

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • Полная или частичная бессоница;
  • Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • Отдышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» и «я не справлюсь»;
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как не старайся, все равно ничего не получиться»).

Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
  • Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
  • Руководитель затрудняется в принятии решений;
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;
  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.



Предварительный просмотр:

Советы педагогам

Кто не ценит собственного здоровья,

тот меньше заботится и о других людях.

                                                                                              В.М.Шепель

          Проектируя стратегию профессионального роста, педагогу необходимо продумывать и усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического, дружить с ортобиотикой.

          Ортобиотика – это наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя.

          Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»!

          Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких0-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

          Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Желательно иметь интересное хобби.

         Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

         Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры также эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в том числе и на педагогов. Тот, кто может увлечь детей, душевно богат.

          Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

           Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль. Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

           Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.

           Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:

           личная организованность в соблюдении ортобиоза;

           рациональное распределение рабочего времени;

           рациональное оборудование рабочего места;

           профессиональное выполнение своих функций.

           Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен круг полезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены, гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры, соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решать на «свежую голову».

          Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.      

       Основные принципы психологии здоровья, сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:

  1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
  2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым …Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить
  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
  4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожаленью, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.
  5. Для  здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению., без первых четырех она здоровья не обеспечивает…
  6. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
  7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.
  8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
  9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно несчастье.



Предварительный просмотр:

Упражнения на снятие напряжения и усталости

Упражнение 1. «Внутренний луч»

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность…Для того, чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в группе, кабинете, в транспорте).

                Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжения в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией, воспитанниками.

                Упражнение выполняется несколько раз – сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

       Упражнение 2 «Дерево»

Выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

                 По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким Вам нравится, с каким легче всего себя отождествлять). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышащуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.

       

Упражнение 3. «Пословицы» 

Хорошо снимает внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогает решить сложную проблему, которая у Вас возникла. Эта проблема может быть связана с Вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

                Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

                Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет Вас на правильное решение. Возможно также, Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами её решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.


 

Комментарии

Петрова Ирина Леонидовна

Эльвира Владимировна! Большое спасибо  за предоставленный материал! Тема очень актуальна для педагогов.

Спасибо! Давно искала такой материал!

Николаева Эльвира Владимировна

СПАСИБО за отзыв!!!