Семинар-практикум "Психолого-педагогическая поддержка развития ребенка в условиях обогащения предметно-развивающей среды"

Здесь  мы  можете   ознакомиться  с  материалом  семинара-практикума  по  данной  теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Одним    из  важнейших  вопросов  педагогики  в настоящее  время  является  вопрос  о  формировании  личности.  Психологические  и  педагогические  исследования    доказывают, что  развитие  творческих  способностей  детей берет  свое  начало  в дошкольном  возрасте, когда  изменяется  характер деятельности  ребенка.  Как  же  сформировать личность  для  дальнейшей  успешной  жизнедеятельности?  Одно  из решений данной  проблемы  -  это  организация  в  ДОУ  предметно-развивающей среды.

    Что же относится   к пониманию  «предметно-развивающая среда?»  Концепция  дошкольного  воспитания   дает  четкий  ответ: под  предметно- развивающей  средой  следует  понимать такое предметное  наполнение, организация  которого  влияет на   развитие   ребенка наиболее эффективно.   Иными словами,  непременное условие    ее  построения -  опора  на    личностно-ориентированную модель  взаимодействия   между  детьми. Отсюда можно  сделать  вывод:   предметно-пространственная  среда должна    выполнять, по  крайней  мере,   две  важнейшие  функции.

    Одна  из  функций  носит   информативный  характер, другая – развивающий. Ведь  предметно-развивающая среда  включает  в себя  разнообразие  предметов  и объектов социальной действительности, где каждый    предмет  и каждый  объект, в свою очередь, несут  определенные знания  об окружающем   мире,  становится  средством  передачи  социального  опыта.  

     Предметно-развивающая среда  должна  носить  обогащающий характер  и иметь для  занятий   наглядный материал, игровые  атрибуты, дидактические  пособия,  настольные  игры.

  Необходимо, чтобы  организация  предметно-развивающей  среды  в различных  возрастных группах  детского  сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой  деятельности  детей  и  одновременно    представляла  бы    максимальную  возможность   развертывания  событийной  стороны    игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание   переживаний  детей. ( предложить определить  соответствие   развивающей  среды  возрастным  особенностям детей)

Гр. Раннего  возраста  -   предметная деятельность + условия  сенсорного развития

Младшая  группа     -   рубеж перехода от предметной  деятельности  к игровой ( творческая игра)

Средняя  группа    -  переход  от  творческой  игры, к игре, заставляющей  ребенка  самого  искать  комбинации  игровой  ситуации, правил  и  действий.

Старшая  группа  -  период  пика  развития   творческой  сюжетно-ролевой  игры.

     Предметно-игровая   среда в ДОУ  должна   отвечать  определенным  требованиям, это,  прежде  всего свобода  достижения  ребенком  темы, сюжета игры.  В каждом возрасте   ребенку  нужны    различные по  своей тематике и  назначению игрушки:   сюжетные, технические, игрушки-орудия  труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.

    Современные требования  к  созданию    полноценной  предметно-развивающей  среды  отвечают реальности:   в групповой  комнате нужно создавать обстановку  для  проведения  различных игр,   предусмотреть  ее  тематический  и сюжетный  поворот,  найти для  каждой  игры  только  ей    присущий стиль  интерьера  и оборудования, что конечно же не всегда  возможно.  Т.о.  создание    предметно игровой  среды  требует  специальной заботы воспитателя. Главный педагогический    принцип  тут заключается  в непременной  связи знаний, полученных детьми,  с  содержанием  игровой   среды.

На основе вышесказанного можно предположить, что  организация  предметно-развивающей  среды  может рассматриваться   как  условие развития  игры детей  дошкольного  возраста, если педагог:

- организует предметную  среду  для развития    игровых   замыслов детей;

- создает  эмоционально-благоприятную  атмосферу;

- обеспечивает   руководство сюжетно-ролевой    игрой  в целях развития  творчества.

(выступления  воспитателей)

   С целью  определения  воспитания  в предметно-развивающей   среде,  творческого  фона  в  игровой  деятельности, я  бы  хотела  предложить  вам ответить на  вопросы мини-анкеты:

1. Считаете  ли вы  важным  организацию  предметной  среды  в группе  д/с?

2. Необходимо  ли игрушки  и предметы  обстановки  предлагать  для  свободного  пользования  во время  самостоятельной  игры?  Почему?

3. Какие  предметы  вы считаете  обязательными  для  организации  предметно-развивающей  среды?

4. Играете ли  вы  совместно  с детьми?

5.   Обращаются ли  дети  к  вам  за  советом  по поводу  игры?

6. Какие  методы  и  приемы  вы  используете  при организации  игровой деятельности?

     Вот  здесь самое время    сказать  о  месте педагога  в  предметно-развивающей  среде.  Он  -  автор, он  - компонент. Автор  потому, что, зная особенности  развития  каждого ребенка, творит, проектирует  и  создает  среду;  компонент, потому  что, определяя  свое место  в ней  относительно каждого  ребенка.  

Вот  сильный  ребенок   в интеллектуальном развитии  -  он  не  нуждается  в  разъяснении  задач, действий, результатов  деятельности, ему надо  создать  среду  самостоятельного  поиска  ответа  на данный вопрос. Этому ребенку  достаточно  только  подсказать, предложить  среду  деятельности, подсказки, и он  сам  решит  эту задачу. А  вот  ребенок,  которому  нужна  частичная  поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается  в помощи, в разных видах ее преподнесения:  объяснения, совместное  выполнение  действия, показ, рассказ, постоянное  напоминание  и т.д. Все  эти  виды  использования  среды  и  самого педагога, как  ее    компонента ориентируют всех  обозначенных детей  на  успех, на радость достижения, а  значит  и на  продвижение  вперед.  Поскольку  именно успех – радость достижения  создают   уверенность   в  своих  силах,  заставляют  многократно  возвращаться  к  достигнутому, т.е. совершенствоваться, именно  они  я  являются фактором  развития  личности ребенка.  

      Необходимо, чтобы  организация  предметно-развивающей  среды  в различных  возрастных группах  детского  сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой  деятельности  детей  и  одновременно    представляла  бы    максимальную  возможность   развертывания  событийной  стороны    игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание   переживаний  детей. ( предложить определить  соответствие   развивающей  среды  возрастным  особенностям детей)

Гр. Раннего  возраста  -   предметная деятельность + условия  сенсорного развития

Младшая  группа     -   рубеж перехода от предметной  деятельности  к игровой ( творческая игра)

Средняя  группа    -  переход  от  творческой  игры, к игре, заставляющей  ребенка  самого  искать  комбинации  игровой  ситуации, правил  и  действий.

Старшая  группа  -  период  пика  развития   творческой  сюжетно-ролевой  игры.

   Т.о.   предметно-игровая   среда в ДОУ  должна   отвечать  определенным  требованиям, и  это,  прежде  всего свобода  достижения  ребенком  темы, сюжета игры.  В каждом возрасте   ребенку  нужны    различные по  своей тематике и  назначению игрушки:   сюжетные, технические, игрушки-орудия  труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.

   По мнению психологов,  обогащение  предметно-развивающей среды, т.е.  такой обстановки, в которой  бы  ребенок  активнее  и быстрее  познавал  окружающий  мир  во всем  его  взаимодействии  просто   необходимо. И  пространство  должно быть оборудовано  с учетом  его  психофизических  особенностей  и  возможностей. И  я  как  психолог  хотела бы   предложить  вам   несколько  рекомендаций  по  обогащению  предметно - развивающей  среды  в  группах.

 Уголок  «Детское  зеркальце скажи…»   Очень  важно  иметь  в группе  «детское» зеркало. Важно  потому,  что  как утверждают  психологи, люди любят  свое  собственное отражение, а дети  дошкольного возраста  особенно. У ребенка  формируются  культура  внешнего  вида, а также  качества  трудолюбия, самостоятельности.

Можно использовать            «Мешочек добрых дел»

Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой  и рядом ваша  коробочка  с  наличием   мелких  предметов:  камешков, ракушек. За  каждое  сделанное  доброе дело  в мешочек помещаете  мелкий  предмет. Итоги  подводятся  в  конце недели. Главное  в данном  случает  умело руководить  -этим  процессом, не использовать  мешочек  как  средство  поведения  ребенка  на  показ.

Цель  данного  уголка:  формирование доброжелательных  отношений  между  детьми;   стимулирование  потребности  совершать добрые поступки.

Так  как одной   из форм   развития, обучения  и  воспитания   является  развивающая  игра, то  предлагаю  вам   использовать  некоторые  из них:

«Позови  ласково»

Цель:  воспитывать  доброжелательное  отношение  друг к  другу

   Ребенку  предлагается  бросить  мяч  или  передать  игрушку  любому  из  других  детей, ласково  назвав  его  по  имени.

«Фея доброты»

Цель:  стимулировать  потребности    совершать  добрые  поступки, формирование  позитивного  образа  своего  «я». Дети  встают  в  круг  и вытягивают  перед  собой  руки. Воспитатель  незаметно  кладет  в  ладоши  одного  из  детей  колечко  и громко  говорит: «Кто сегодня  всех  добрей, выходи  ко  мне  скорее»  Тот,  у  кого  колечко  должен  выбежать    в центр   круга.  Этот  человек  становится  «феей  доброты».  «Фея доброты»    дотрагивается  до    кого - либо  из  детей  колечком  и говорит  о нем  что-то доброе. Тот, до  кого  дотронется  фея, должен  сказать что-нибудь  доброе  о  своем  соседе, который  в  свою очередь,  говорит  по  кругу  о  следующем человеке  и  т.д.

Уголок  «Шкаф находок»

Цель:  развитие  фантазии, творческого  воображения.

    В  этот  шкаф  ребенок  приносит  все  необычное, что находится  в окружающем мире. Это  может  быть коряга, красивый  листочек, камешек, фантик.  Важно  для   поддержания  интереса  дать  детям  план-задачу, к примеру: «Чем  тебе  нравится  этот  камешек, на  что  он похож?  Давайте  придумаем  вместе  волшебную  историю  этого  камешка.

«Кляксы»

Цель: развитие  умения  видеть  образ, проявлять  самостоятельность  и  творчество   в создании  образа.

   Ребенку  предлагается  поставить  кляксы, используя  гуашь  или  жидкую  акварельную  краску, и  направляя    лист бумаги дать  возможность  краске  растечься.  Увидев   образ, дорисовать   его  элементы  и  придумать  название.

«Волшебные  нитки»

Цель:  развитие  умения видеть  образы.

Ребенку  предлагается  опустить  нитки  в  краски  разных  цветов. Эти  нитки  укладываются  на  лист  бумаги (веером, зигзагом, по  прямой, клубочком)  и  только  кончики  остаются  вне  листа. Затем  лист  с  нитками закрывается    вторым  листом  бумаги,  придерживая  который  ребенок  должен  по  очереди  вытянуть  нитки. Получившиеся  цветовые  пятна  ребенок  должен  довести  до  образа, дорисовав  мелкие   детали.

«Ассоциации»

Цель:  воспитание  наблюдательности, воображения.

Ребенок  жестами,  мимикой изображает  другого  ребенка, его  особенности, привычки, как  он  их  видит, остальные  дети  отгадывают,  кого он  изображает.

Уголок   эмоций  или  настроения.

В  каждой  группе  есть  уголок  настроения  или   эмоций.  Такой  уголок просто  необходим, ведь  эмоции   обогащают  человека,  делают  его      восприимчивым  к  окружающему.  Развитие  эмоций  тем  важнее, что  они  напрямую    связаны  с  нравственностью.   Здесь  можно  использовать  « Мешочек со  злостью»

Цель:  научить  ребенка  справляться  с  отрицательными  эмоциями  и,  не  подавляя их, направлять  в  новое  рациональное  русло.

Ребенку  показывают   мешочек  и  объясняют, что  этот  мешочек  не  простой, а  волшебный, все  плохое,   что  находится   на  душе, можно  класть  именно  в него. После  этого  ставится   обязательное  условие:  злиться, визжать  и  кричать  можно  только  в  этот  мешочек. После  этого  мешочек  завязывают, и отрицательные  эмоции  остаются  в нем  в  самом  прямом    смысле.

«Глаза  в глаза»

Цель:  Развитие  умения  детей  с  помощью мимики  передавать  отрицательнее  эмоции.

  Дети  разбиваются  на  пары, берутся  за  руки.   Воспитатель  предлагает: «Глядя  в глаза  и  чувствуя  руки,  попробует   молча  передавать  разные  эмоции: «Я  грустный, помоги  мне», « Мне  весело, давай  поиграем», «Я не  хочу  с тобой  дружить».  После  этого,  обсуждается, как   определенная  эмоция  воспринималась.

Уголок  дружбы

Цель:   формирование  коммуникативных  навыков, сплочения  коллектива, эмпатии.

«Клубочек»

Дети  садятся  в  круг, ведущий  держа  в  руках  клубочек, обматывает  нитку вокруг  пальца,  задает  любой  интересующий  его  вопрос( Что ты  любишь?  Чего боишься?  Твой  любимый  мультфильм?), тот  ловит  клубочек, обматывает  нитку  вокруг  пальца, отвечает на  вопрос, а затем  задает  свой  вопрос  следующему. Все  видят нити, связывают  участников  в единое  целое,  и определяют, на  что  фигура  похожа, многое  узнают  друг о друге, сплачиваются.

«Ветер  дует  на  ….»

Со  словами «Ветер дует  на…, ведущий  начинает  игру. Чтобы  участники  игры  больше  узнали  друг  о  друге, вопросы  могут  быть  следующими: «Ветер  дует  на  того, у кого  светлые  волосы» -  все  светловолосые  собираются  в  одну  кучку. «Ветер  дует  на  того, у кого  есть  сестра»  и  т.д. Ведущего  необходимо  менять, давая  возможность  поспрашивать  участников  каждому.

  Роль  развивающей среды  многообразна  и  функциональна. И  высоко  оценивая   роль игры, А.С. Макаренко  писал:  «Игра  имеет  важное  значение, какое  у  взрослого  имеет  деятельность, работа, служба. Каков  ребенок  в  игре, таков  во  многом  он  будет  в  работе, когда  вырастет». И  наша  с  вами  задача  так  организовать   предметно-развивающую  среду, чтобы,  играя, ребенок  обучался  всему  тому, что  умеют  взрослые.


 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Часто даже педагогам-стажистам бывает трудно организовать предметно-развивающую среду, а уж молодым специалистам и подавно. Спасибо за материал.