Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звуки М-Мь. В гости к трём медведям".

Савченко Светлана Геннадьевна

 Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zvuki_m-m._V_gosti_k_tryom_medvedyam..doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  

учреждение детский сад компенсирующего вида № 85

Конспект открытого логопедического занятия

в старшей группе для детей с ОНР

Тема «Звуки м - м’. В гости к трём медведям»

подготовила

учитель-логопед

Савченко Светлана Геннадьевна

г. Хабаровск

2011г.

Тема открытого занятия «Звуки м - м’. В гости к трём медведям»

        Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна»; закрепление навыка дифференцировки звуков [м], [м’], умения определять позицию звука в слове.  Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных (волчий, лисий, беличий, медвежий, заячий); употребление в речи слов сложной слоговой структуры;

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, зрительного внимания и памяти, творческого воображения. Развивать умение передавать содержание описательного рассказа по цепочке с опорой на мнемотаблицу. Учить вести диалог свободно, выразительно, не нарушая последовательности событий в рассказе. Формирование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса и графических навыков.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки со звуками [м], [м’], доска с маркером, декорации: колодец, маки, речка, игрушки диких животных, домик Б.Яги; льдинки с буквами. Мнемотаблица и карточки-вкладыши, игрушки со звуками [м], [м’].

Ход занятия

1. Слышится стук в дверь.

Логопед:  К то же к нам стучится?  (входит девочка).

Машенька: Здравствуйте, дети.

Л: Девочка, как тебя зовут?

М: Меня зовут Машенькой.

Л: А почему ты такая грустная?

М: Я в чаще заблудилась,

      К трём медведям в дом явилась.

      Суп у мишки похлебала,

      Стульчик маленький сломала.

Л: Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки.

     Что же ты решила, Машенька?

М: Я решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения.

Л: - Ребята, давайте поможем Машеньке отыскать дом трёх медведей.

      Какой 1й звук мы слышим в имени Маша?  А в слове Мишутка?

    - Произнесём звук [м], [м’].

    - Чем мы произносили звуки [м], [м’]?

   - Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

   - Обозначим звук [м’] звуковым кружочком.

   - Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

Характеристика звуков по акустическим признакам.

Л: - Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

       Звук [м]                                                         Звук [м’]

   Согласный                                                       согласный

   Твёрдый                                                           мягкий

   Звонкий                                                            звонкий

   Обозначаем син.                                            Обозначаем зел.

 - Чем отличаются эти звуки?

 - Чем они похожи?

Звуковой анализ и синтез слогов.

Л: - Я рядом с синим кружочком (со зв. [м]) поставлю красный (гл. звук).

    - Что это?      (это слог)

    - Как вы догадались?    (слоги состоят из звуков)

    - Если это звук А, как будет звучать слог?  (МА)

    - Вместо синего, поставлю зелёный кружок, как звучит слог?   (МЯ)

    - Гласный звук превращается в И, слог звучит   (МИ)

    - Меняем зелёный на синий.

    - Как будет звучать слог?    (МЫ)

2. В гости к трём медведям.

Л: - Ребята, пойдёмте искать домик трёх медведей.

    - Вон там зайчики сидят. Они подскажут нам, куда идти.

    - Ой, какие зайчики сидят хорошенькие.

    - Какие ушки у зайчика?  (белые) 

    - Значит он какой?    (белоухий) 

Аналогично:  белогрудый, белохвостый.   

    - Назовите ласково зайцев  (зайчики, зайчата, зайки, зайчишки, заиньки). 

Дети: - Зайки-зайки, помогите, зайки-зайки, подскажите, как нам найти дорогу к трём медведям.

З: Поможем, если вы правильно разложите картинки.

Дети определяют позицию звука в слове и раскладывают картинки, комментируя свои действия.

Белоухому – картинки со звуком [м] в начале слова.

Белогрудому - картинки со звуком [м] в середине слова.

Белохвостому - картинки со звуком [м] в конце слова.

З: - Идите к колодцу волшебному, он подскажет дорогу к медведям.

     

3. Игра «Волшебный колодец».

Л: - Надо достать картинки из волшебного колодца с помощью волшебного ведёрка. Определить 1й звук в названии картинок и по первым звукам слово, а оно укажет, куда идти дальше.

(картинки: мороженое -1,

                    аист – 2,

                    кошка -3)

Л: -Молодцы, ребята. Машенька, тебе уже не так грустно, правда?!

   

4. Игра «Цветочная полянка»

Л: - Посмотрите, а вот и полянка цветочная. А что это за цветы?

    - Да цветы-то не простые, под ними звери лесные спрятались.

    - Догадайтесь, какие это звери. Чтобы правильно ответить, необходимо использовать такие слова:

«Мне кажется, …»

«Наверное, …»

«Я думаю, …»

«Потому что …»

Р: - Мне кажется, что на полянке сидит лиса, потому что это лисий хвост.

(ответы детей)

Дети: - Звери-звери, помогите, звери-звери, подскажите, как нам найти дом трёх медведей.

Звери: - Подскажем, если выполните наше задание.

  • На карточке соедините точки, и у вас получится буква. Какая буква получилась?
  • Вставьте пропущенную букву и прочитайте слова.

(МАМА   МУХА   МОХ   МАК   МАКИ   КОМ   МУКА  ДОМ   ДЫМ   БУМ   ТОМ   СОМ   ЛОМ   ТИМ)

Звери: - Идите к речке, она вам укажет дорогу дальше.

5. Динамическая пауза «У речки».

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Одной рукой, другой рукой

И вышли на берег крутой.

6. Игровое упражнение «Льдинки».

Л: - Ребята, а какое время года сейчас?

    - Да, весна. На реке скоро тронется и пойдет лёд, как называется это явление?     (ледоход)

   - Смотрите, льдинки плывут по реке. Буквы замёрзли на них. Возьмите по льдинке и допишите.

   - Назовите свои буквы.

   - Посмотрите, а речка то о чем-то сказать хочет.

(дети составляют из красных букв слово «домик»)                      

   - Речка подсказала, что живёт в этом домике Баба Яга.

7. Игра «Заколдованный ковёр».

Л: - Баба Яга улетела в своей ступе, но оставила письмо для нас.

(логопед читает письмо)

Письмо: Там за воротами и живут медведи с маленьким Мишуткой, но войдёт в ворота только тот, кто поможет мне починить заколдованный коврик, который прогрызли мыши.

Л: - А починить его помогут маленькие картинки. Надо взять картинку, поставить её на своё место и составить предложение о весне.

(составление по цепочке рассказа о весне с использованием мнемотаблицы)

Рассказы 1-2 детей.

8. Итог занятия «У медведей».

- Вот мы и пришли к медведям. Машенька прошения попросила. А мы подарим маме-медведице и Мишутке игрушки со звуками [м], [м’].

Сюрпризный момент: медведи благодарят детей и угощают их бочонком мёда.     

     

       

Список использованной литературы

  1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999
  2. Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд – во «Союз», 2001
  3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003
  4. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М.: Айрис – пресс, 2006
  5. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 76-80.