Использование различных изобразительных средств для создания психоэмоционального комфорта ребёнка

Михайлова Наталья Александровна

 

Концепция (эссе)

Использование различных изобразительных средств для создания психоэмоционального комфорта ребёнка

Все мы хотим видеть своих детей здоровыми. Полноценное физическое развитие ребёнка – это основа формирования личности.

В  уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное психическое, физическое и  социальное благополучие. Поэтому проблему здоровья в нашем ДОУ мы рассматриваем именно в таком широком аспекте, где уделяем внимание не только оздоровлению тела, но и психоэмоциональному комфорту детей. Ведь сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из наших основных задач.

По данным исследований психологов изначально почти всю информацию об окружающем мире ребёнок получает через телесные ощущения. На разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Следовательно, важно при развитии ребёнка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных отпечатков. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.

Тревожный, робкий, скрытный ребёнок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна. Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

Исходя из этого, свою работу в качестве воспитателя я стараюсь строить так, чтобы ребёнку в детском саду было комфортно, чтобы ребёнок имел возможность эмоционально себя выразить, всё, что он чувствует, переживает: радость, любовь, страх, гнев, обиду и т. д.

На мой взгляд, этому в большей мере способствуют занятия по изодеятельности: рисование, лепка, аппликация.

Творя, дети способны выражать свои эмоции. Выплёскивая их на листе бумаги, ребёнок как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта.

Однако интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идёт овладение рисованием, аппликацией, лепкой. Успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Подтверждение тому – ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается!» (В противном случае: «Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается»)

Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, выбирать такие методы, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание творить.

Именно поэтому меня привлекают различные нетрадиционные методы рисования, аппликации. Вместе с детьми мы знакомимся с:

  • Рисованием по сырому,
  • Рисованием по точкам,
  • С рисунком на стекле,
  • Кляксографией,
  • Рисованием «нитками»
  • Рисованием набрызгом,
  • Рисованием-аппликацией с применением различных бросовых материалов,
  • Рисованием-аппликацией с применением природных материалов (соломка, сухие листья, травы)
  • Штампованием,
  • Рисованием пластилином и др. интересными способами.

Получаются яркие, красочные работы, выполняя которые, дети испытывают чувство радости, удовлетворения, эмоционально раскрепощаются.

 У детей не бывает удач или неудач в изодеятельности, они умеют рисовать всегда! Сегодня так, а завтра – не хуже и не лучше, а просто иначе! Очень важно, чтобы оценка взрослого обязательно содержала элемент понимания и одобрения (в педагогике это называется положительным подкреплением),чтобы не разрушить уверенность в себе, в своих способностях и не убить интерес к творчеству!