Перспективный план работы логопеда

Тюнеева Анжелика Амировна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Обследование детей (первые 2-3 недели сентября).

1.    Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

2.    Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

3.    Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь).

Развитие общих речевых навыков.

1.    Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

2.    Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

3.    Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4.    Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

5.    Выработка правильного темпа речи.

Звукопроизношение.

1.    Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков: а, у, и, о, ы, э,  м, мь, н, нь, п, пь, т, ф, фь, в, вь, б, бь, д.

2.    Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3.    Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально на материале правильно произносимых

 данным ребёнком звуков)

1.    Работа над двусложными словами из 2-х открытых слогов: муха.

2.    Работа над трёхсложными словами из открытых слогов: панама.

3.    Работа над односложными словами без стечения согласных: мак.

4.    Работа над двусложными словами со стечением согласных в середине слова: утка, тыква.

5.    Работа над двусложными словами со вторым закрытым слогом: туман.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1.    Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2.    Выделение заданного звука из ряда звуков.

3.    Выделение слога с заданным звуком из ряда слогов.

4.    Выделение слова с заданным звуком из ряда слов.

5.    Выделение ударного гласного звука в начале слова.

6.    Подбор слов на заданный гласный звук.

7.    Анализ звуковых сочетаний: ау, уа, иа.

8.    Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков.

9.    Воспроизведение воспринятых на слух рядов слогов, слов.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Детский сад. Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

Грамматический строй речи.

(по лексическим темам Iпериода обучения)

1.    Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2.    Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3.    Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

4.    Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5.    Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

6.    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7.    Согласование числительных один (одна, одно), два (две), и пять с существительными.

8.    Образование относительных и притяжательных прилагательных.

9.    Практическое употребление простых предлогов пространственного расположения и движения (в, на, под, за, над; к, от, по).

10.        Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Дикие животные и их детёныши».

Развитие связной речи.

1.    Составление простых распространённых предложений.

2.    Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3.    Обучение детей составлению рассказов по следам демонстрируемых действий.

4.    Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием наглядной опоры.

5.    Обучение детей составлению описательных рассказов с использованием наглядной опоры (схем).

6.    Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

Развитие мелкой моторики.

1.    Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам).

2.    Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3.    Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4.    Пальчиковая гимнастика.

II  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль).

Развитие общих речевых навыков.

1.    Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха.

2.    Отработка слитности 3-4 гласных по подражанию.

3.    Работа над силой выдоха.

4.    Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.

5.    Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

6.    Воспитание интонационной выразительности речи.

Звукопроизношение.

1.    Постановка и автоматизация неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

2.    Разработка речевого аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики.

3.    Уточнение произношения хорошо произносимых согласных и гласных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых

 данным ребёнком звуков)

1.    Работа над структурой двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных: компот, павлин.

2.    Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных: комната, конфеты.

3.    Работа над трёхсложными словами с закрытым слогом: котёнок, пулемёт.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1.    Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.    Выделение гласных звуков в конце слов под ударением(пила. кино).

3.    Выделение гласных звуков в односложных словах.

4.    Выделение начального согласного в слове.

5.    Анализ и синтез обратных слогов.

6.    Выделение гласного после согласного.

7.    Выделение согласного звука в конце слова.

8.    Анализ и синтез прямого слога.

9.    Знакомство со звуками: у, а, и, п, т, к, кь, о, ы, м, мь, н, нь.

10.          Дифференциация изученных твёрдых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Зима», «Зимующие птицы», «Человек», «Семья», «Новый год», «Зимние забавы и развлечения», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Наша Армия».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам).

1.    Практическое употребление падежных окончаний существительных единственного числа.

2.    Упражнение в употреблении существительных в именительном падеже множественного числа.

3.    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

4.    Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по).

5.    Образование притяжательных прилагательных по темам «Семья», «Дикие и домашние животные и птицы».

6.    Образование глаголов движения с приставками.

7.    Образование существительных единственного и множественного числа по темам «Дикие и домашние животные и птицы и их детёныши».

8.    Согласование числительных с существительными.

Развитие связной речи.

1.    Продолжать работу над диалогической речью.

2.    Закреплять умение составлять описательные рассказы с использованием наглядной опоры.

3.    Обучать пересказу небольших текстов с использованием наглядной опоры.

4.    Обучать составлению рассказа по картине и серии картин.

Развитие мелкой моторики.

1.    Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам, по контуру (пунктирному изображению).

2.    Пальчиковая гимнастика.

3.    Работа по развитию конструктивного праксиса.

4.    Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

5.    Работа с карандашом по клеткам в тетради.

III  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май).

Развитие общих речевых навыков.

1.    Продолжать работу над речевым дыханием.

2.    Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. Упражнять в использовании шёпотной речи.

3.    Продолжать отрабатывать чёткость дикции.

Звукопроизношение.

1.    Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1.    Работа над односложными словами со стечением согласных в начале или конце слов.

2.    Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом.

3.    Работа над слоговой структурой двухсложных и трёхсложных слов с двумя стечениями согласных.

 

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1.    Знакомство со звуками: в, вь, ф, фь, д, б, бь, г, гь, х, хь, с, сь, з, зь, ц, ш, ж.

2.    Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков.

3.    Определение позиции звука в слове.

4.    Анализ и синтез прямых слогов.

5.    Деление слов на слоги.

6.    Дифференциация мягких и твёрдых согласных на материале изученных звуков.

7.    Анализ односложных слов: СГС. Анализ двусложных слов: ГСГ, СГСГ.  Составление схем слов.

8.    Дифференциация на слух парных по звонкости-глухости согласных.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Женский день – 8 марта», «Дом. Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «Весна»,

«Праздник 9 Мая», «Насекомые», «Растения луга и сада», «Лето».

Грамматический строй.

1.    Закрепление употребления падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа.

2.    Согласование числительных с существительными.

3.    Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, с (со), около, возле и др.

4.    Образование сравнительной степени прилагательных.

5.    Образование наречий от прилагательных.

6.    Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Развитие связной речи.

1.    Совершенствование умения составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

2.    Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3.    Обучение детей составлению рассказов из опыта и с элементами творчества.

 

Развитие мелкой моторики.

1.    Работа по развитию пальчиковой моторики (пальчиковая гимнастика).

2.    Усложнение работы над конструктивным праксисом.

3.    Усложнение работы с карандашом.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Обследование детей (сентябрь).

1.    Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

2.    Выявление структуры и механизма речевых нарушений.

3.    Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.

IПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь).

Развитие общих речевых навыков.

1.    Выработка чёткого координированного движения органов речевого аппарата.

2.    Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному  и плавному выдоху (не надувая щёки).

3.    Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.    Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение.

1.    Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.    Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков.

3.    Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых

 данным ребёнком звуков).

1.    Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова: мост, клей.

2.    Работа над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: компот, павлин.

3.    Работа над трёхсложными словами без стечения согласных: малина, василёк.

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

(фонематического, слогового, предложения).

1.    Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные, звучащие игрушки, хлопки).

2.    Знакомство со звуками: у, а, и, п, пь, э, т, ть, к, кь, м, мь, о, х, хь, ы, с, сь.

3.    Анализ и синтез звукосочетаний из 2 –3 гласных звуков:  уа, ауи.

4.    Выделение гласного звука в начале, в конце слова, в середине односложных слов (в позиции после согласного).

5.    Подбор слов на гласные звуки.

6.    Определение позиции изученных согласных в слове (начало, середина, конец).

7.    Знакомство с понятиями «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

8.    Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.

9.    Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (мак, осы).

10.        Знакомство с буквами: У, А, И, П, Э, Т, К, М, О, Х, Ы, С.

11.        Выкладывание из букв, печатанье, чтение прямых и обратных слогов, трёхзвуковых слов с изученными буквами.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Лес. Деревья», «Грибы», «Хлеб», «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам Iпериода обучения).

1.    Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2.    Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3.    Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4.    Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

5.    Образование названий детёнышей.

6.    Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши.

7.    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

8.    Согласование числительных один (одна, одно), два (две), пять с существительными.

9.    Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. 

Развитие связной речи.

1.    Составление простых распространённых предложений.

2.    Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3.    Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», Животные», «Птицы».

4.    Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5.    Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

Развитие мелкой моторики.

1.    Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.

2.    Составление фигур, узоров из элементов.

3.    Работа со шнуровкой, кнопочной мозаикой и пр.

4.    Пальчиковая гимнастика.

5.    Работа по клеткам в тетради.

6.    Печатанье пройденных букв, слогов и слов в тетрадях.

II  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль).

Развитие общих речевых навыков.

1.    Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2.    Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение.

1.    Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков(индивидуальная работа).

2.    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1.    Работа над двухсложными словами со стечением согласных в начале, конце, середине слова, с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка).

2.    Работа над трёхсложными словами со стечением согласных в начале, в конце или в середине слова, с двумя стечениями согласных (морковка, корзинка).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

1.    Знакомство со звуками: з, зь, н, нь, б, бь, в, вь, д, дь, г, гь, ш, л, ль, й, ж, р, рь  и с буквами: З, Н, Я, Б, В, Д, Г, Ш, Л, Е, Ж, Р, Ё, Й.

2.    Учит полному звуковому анализу слов типа: СГС, ГСГ, СГСГ, ГССГ, СГСГС, СГССГ, СГСГСГ, СГСС, ССГС (на материале изученных звуков).

3.    Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, мягкие согласные зелёным цветом, а гласные звуки – красным цветом).

4.    Учить детей различать звонкие и глухие согласные звуки изолированно, в прямых слогах, в словах и фразах в сильной позиции.

5.    Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

6.    Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог» = «часть слова».

7.    Знакомство с понятием «предложение», определение количества слов в предложении, составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами пространственного расположения и движения.

8.    Обучение послоговому чтению слов, предложений, текстов.

9.    Продолжить знакомство с буквами, учить составлять и печатать слова и предложения из пройденных букв.

10.        Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

1)   Раздельное написание слов в предложении;

2)   Точка в конце предложения;

3)   Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

4)   Правописание буквы И после букв Ж и Ш.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Зима», «Человек», «Семья», «Новый год», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Дом», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания»,

«День защитника Отечества».

Грамматический строй.

1.    Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.    Согласование существительных с числительными.

4.    Образование относительных прилагательных.

5.    Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

6.    Уточнение значения предлогов места и движения: в – из, на – с (со), под – из-под, за – из-за; у, перед, около, между, над, через, по, к, от. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов.

Развитие связной речи.

1.    Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2.    Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии сюжетных картин.

Развитие мелкой моторики.

1.    Работа по развитию конструктивного праксиса.

2.    Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

3.    Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, дорисовывание элементов, работа по клеткам в тетради.

4.    Пальчиковая гимнастика.

5.    Составление букв из элементов.

6.    Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май).

Общие речевые навыки.

1.    Продолжить работу над речевым дыханием.

2.    Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение.

1.    Продолжить работу по постановке неправильно произносимых в речи детей звуков.

2.    Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1.    Работа над слоговой структурой четырёхсложных слов из открытых слогов.

2.    Работа над словами сложной слоговой структуры: со стечениями согласных (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

1.    Знакомство со звуками: ч, ц, щ, ф, фь и с буквами: Ч, Ь, Ю, Ц, Щ, Ф, Ъ.

2.    Обучать звуковому анализу слов, подбору слов к схемам.

3.    Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

4.    Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

5.    Закрепить навык дифференциации твёрдых и мягких согласных. Учить обозначать мягкость согласных на письме: с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю; с помощью мягкого знака в конце и в середине слов.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Женский день – 8 марта», «Профессии», «Инструменты», «Транспорт»,  «День космонавтики», «Весна», «Насекомые»,

 «День Победы», «Растения луга и сада», «Школа», «Лето». 

Грамматический строй речи.

1.    Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2.    Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3.    Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрый – быстрее – самый быстрый).

4.    Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, составлению предложений с данными словами.

5.    Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения основ (самолёт, сталевар).

Развитие связной речи.

1.    Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2.    Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3.    Обучение детей составлению рассказов из опыта и с элементами творчества.

Развитие мелкой моторики.

1.    Пальчиковая гимнастика.

2.    Работа по развитию конструктивного праксиса.

3.    Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

4.    Работа по клеткам в тетрадях.

5.    Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_raboty_logopeda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

2008 – 2009 учебный год.

Обследование детей (сентябрь).

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребёнка.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(сентябрь, октябрь, ноябрь).

Развитие общих речевых навыков.

  1. Выработка чёткого координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху ( не поднимая плечи), спокойному  и плавному выдоху (не надувая щёки).
  3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение.

  1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
  2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых

 данным ребёнком звуков).

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова: мост, клей.
  2. Работа над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: компот, павлин.
  3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных: малина, василёк.

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

(фонематического, слогового, предложения).

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные, звучащие игрушки, хлопки).
  2. Знакомство со звуками: у, а, и, п, пь, э, т, ть, к, кь, м, мь, о, х, хь, ы, с, сь.
  3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков:  уа, ауи.
  4. Выделение гласного звука в начале, в конце слова, в середине односложных слов (в позиции после согласного).
  5. Подбор слов на гласные звуки.
  6. Определение позиции изученных согласных в слове (начало, середина, конец).
  7. Знакомство с понятиями «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
  8. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками.
  9. Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (мак, осы).
  10. Знакомство с буквами: У, А, И, П, Э, Т, К, М, О, Х, Ы, С.
  11. Выкладывание из букв, печатанье, чтение прямых и обратных слогов, трёхзвуковых слов с изученными буквами.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

 «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Лес. Деревья», «Грибы», «Хлеб», «Осень», «Человек», «Семья», «Игрушки», «Посуда».

Грамматический строй речи

(по лексическим темам I периода обучения).

  1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши.
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  7. Согласование числительных один (одна, одно), два (две), пять с существительными.
  8. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.  

Развитие связной речи.

  1. Составление простых распространённых предложений.
  2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», Животные», «Птицы».
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

Развитие мелкой моторики.

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.
  2. Составление фигур, узоров из элементов.
  3. Работа со шнуровкой, кнопочной мозаикой и пр.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Работа по клеткам в тетради.
  6. Печатанье пройденных букв, слогов и слов в тетрадях.

II  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

(декабрь, январь, февраль).

Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков(индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работа над двухсложными словами со стечением согласных в начале, конце, середине слова, с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка).
  2. Работа над трёхсложными словами со стечением согласных в начале, в конце или в середине слова, с двумя стечениями согласных (морковка, корзинка).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

  1. Знакомство со звуками: з, зь, н, нь, б, бь, в, вь, д, дь, г, гь, ш, л, ль, й, ж, р, рь  и с буквами: З, Н, Я, Б, В, Д, Г, Ш, Л, Е, Ж, Р, Ё, Й.
  2. Учит полному звуковому анализу слов типа: СГС, ГСГ, СГСГ, ГССГ, СГСГС, СГССГ, СГСГСГ, СГСС, ССГС (на материале изученных звуков).
  3. Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, мягкие согласные зелёным цветом, а гласные звуки – красным цветом).
  4. Учить детей различать звонкие и глухие согласные звуки изолированно, в прямых слогах, в словах и фразах в сильной позиции.
  5. Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
  6. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог» = «часть слова».
  7. Знакомство с понятием «предложение», определение количества слов в предложении, составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами пространственного расположения и движения.
  8. Обучение послоговому чтению слов, предложений, текстов.
  9. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять и печатать слова и предложения из пройденных букв.
  10. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
  1. Раздельное написание слов в предложении;
  2. Точка в конце предложения;
  3. Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
  4. Правописание буквы И после букв Ж и Ш.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Зима», «Зимние забавы и развлечения», «Новый год», «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы». «День защитника Отечества».

Грамматический строй.

  1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Согласование существительных с числительными.
  4. Образование относительных и притяжательных прилагательных.
  5. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
  6. Уточнение значения предлогов места и движения: в – из, на – с (со), под – из-под, за – из-за; у, перед, около, между, над, через, по, к, от. Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов.
  7. Образование названий детёнышей.

Развитие связной речи.

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
  2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии сюжетных картин.

Развитие мелкой моторики.

  1. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  2. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.
  3. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, дорисовывание элементов, работа по клеткам в тетради.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Составление букв из элементов.
  6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ

(март, апрель, май).

Общие речевые навыки.

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых в речи детей звуков.
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работа над слоговой структурой четырёхсложных слов из открытых слогов.
  2. Работа над словами сложной слоговой структуры: со стечениями согласных (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.

  1. Знакомство со звуками: ч, ц, щ, ф, фь и с буквами: Ч, Ь, Ю, Ц, Щ, Ф, Ъ.
  2. Обучать звуковому анализу слов, подбору слов к схемам.
  3. Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
  4. Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
  5. Закрепить навык дифференциации твёрдых и мягких согласных. Учить обозначать мягкость согласных на письме: с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю; с помощью мягкого знака в конце и в середине слов.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

«Женский день – 8 марта», «Весна», «Дом», «Мебель», «Транспорт»,  

 «Профессии», «Инструменты», «Зоопарк», «Растения луга и сада», «День Победы», «Насекомые», «Школа», «Лето».  

Грамматический строй речи.

  1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
  2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
  3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрый – быстрее – самый быстрый).
  4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, составлению предложений с данными словами.
  5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения основ (самолёт, сталевар).

Развитие связной речи.

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
  2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
  3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и с элементами творчества.

Развитие мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.
  4. Работа по клеткам в тетрадях.
  5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.