Значение художественной литературы в воспитании всесторонне развитой личности дошкольника

Сметанина Татьяна Владимировна

Волшебство слова

Трудно переоценить значение художественной литературы в воспитании всесторонне развитой личности дошкольника. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои радости и горести, так и героев.

В детском саду дошкольники знакомятся с лучшими произведениями для детей, и на этой основе решается комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и  эстетического воспитания. С помощью решения литературных задач можно научит детей не только логически рассуждать, выискивая и разрешая противоречия, но и приобщаться к реальной жизни, учась решать жизненные проблемы.

Для развития всесторонне развитой личности ребенка я в своей работе широко использую методы и приемы ТРИЗ и РТВ.

Общаясь с ребенком, показываю ему, что все, что нас окружает, состоит из каких-либо мельчайших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего-то большего и в то же время из чего-то состоит сам.

Метод «Системного подхода» к окружающему миру помогает ребенку или сказочному герою решить жизненную или сказочную задачу, лучше рассмотреть главных героев или предметы со всех сторон, рассмотреть их составляющие, изменения в прошлом и возможные перемены в будущем. Умение видеть  ребенком систему в окружающем мире, помогает ему в составлении описательных  рассказов по картинке,  иллюстрации к произведению, в придумывании фантастических рассказов и загадок.

Работая с детьми по ознакомлению с художественной литературой, часто использую в работе метод «Синектика».  Для того чтобы научить ребенка давать полную характеристику какому-либо объекту, явлению путем перечисления его свойств, можно прибегнуть к сопоставлениям. И тогда рождаются аналогии (соответствие между объектами в каких либо свойства). Аналогия позволяет устанавливать связь по отдельным признакам между самыми различными на первый взгляд, объектами или явлениями.

Детям при знакомстве с художественными произведениями можно предложить множество игр, таких как:

«Бюро находок» - один из детей берет на себя роль работника «Бюро находок», а другой – что - то потерявшего. Потерявший должен описать по внешним признакам, что потерялось, но сравнивая его с другими объектами. По принципу – цвет – такой как у…, форма такая, как у… и т.д. Работник «Бюро находок» должен отгадать, что он потерял. Не отгадавший «сотрудник» теряет работу.

«Чем похожи?» - арбуз и яблоко, похожи по форме, величине, и у арбуза и у яблока есть семечки,  оба растут, их сажают, бывают одного цвета-зеленого или красного и т.д.

С помощью метода «Символической аналогии» с детьми «записываем» (зарисовываем символами) рассказы, сказки и стихи. Этот метод позволяет детям легче запоминать содержание художественного произведения. Ознакомление с художественной литературой включает  целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества. Большое удовольствие доставляет детям процесс сочинения собственных рассказов, сказок и загадок. Совместно с детьми и родителями в группе создала серию книг: «Мои первые пробы», «Книжки – малышки», «Моя любимая сказка», «Путешествие капельки», «Кто-кто в тереме живет», «Путешествие слоненка». Изготовили картотеку – подсказок «В стране сказок», сделала подборку схем для заучивания стихов.  При  сочинении сказок, их пересказыванию использую карточки Проппа.

 imageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimageimage

 

Для того чтобы придумать что-либо новое, необходим иногда какой-то толчок, идея.  Для развития этих способностей у детей, метод обмена свойствами имеет особенно широкую область применения,  как для развития воображения, так и для решения практических задач, для закрепления знаний по содержанию и систематизации окружающего мира. Он получил название метод «Фокальных объектов». Широко использую в работе с детьми метод при  сочинении нереальных объектов, придумывания сказок, загадок. Найдя необычное сочетание, пробую с детьми вспомнить, где в реальной жизни это бывает, как используется, что делает.

Например:

Настольная улица – это улица, построенная из кубиков на столе.

Железный дом – это может быть гараж, банка с продуктами, ангар.

 С целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а так же для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи в работе с детьми использую «Метод мозгового штурма», который позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизировать способности ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.