Программа Очумелые ручки

 

 

Программа мастерской "ОЧУмелые ручки"

 

 

 Подготовила воспитатель д/с № 34 г. Красногоррск Московской области

Малышева Серафима Николаевна

 

 

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания  и  индивидуальности ребенка.

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой,   работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом ) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление   различных полезных предметов для  сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей   дошкольного возраста от 3-7лет. Программа рассчитана на 4 года обучения. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать детям  художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших дошкольников  объектов труда.

 

Цель программы– 1.развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности;

   2.развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У  детей еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер.  Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

     3.Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

 

Задачи работы с детьми 3-4 лет.

  1. Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.
  2. Формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям.
  3. Знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как  цвет, цветовой ритм.
  4. Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.

 

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения ИЗО искусства, понимать содержание, средства выразительности ( цвет, форма, композиция ), подводить к пониманию того, что передают настроение.
  2. Поощрять самостоятельность, инициативу при выборе содержания изображаемого.
  3. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения, соотношения личного опыта с фактами, описанными в них.
  4. Формировать образные представления о предметах и явлениях природного характера, видеть их общие, типичные признаки и свойства, понимать взаимосвязь и красоту природных явлений.
  5. Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подводить к пониманию единства содержания и средств выразительности в разных видах искусства.
  6. Формировать навыки и умения собственности, творческой, изобразительной декоративной деятельности.
  7. Формировать представления о некоторых видах русского народного декоративного искусства; что их образ и узор, элементы взяты человеком из природы, окружающего мира.

 

Задачи работы с детьми 5-6 лет.

  1. Формировать эмоционально отзывчивости, сопереживание состоянию, настроению героев художественных произведений, умения соотносить увиденное с собственным опытом чувства и переживаний.
  2. Создание орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  3. Развивать умение выделять главное, передавать взаимосвязи между объектами, изображать предметы близкого и среднего плана.
  4. Использовать цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемого, создание новых цветовых тонов.
  5. Расширять представление о русском народном творчестве.
  6. Создавать выразительные образы через форму, пропорции, характерные позы, жесты, подражая творчеству художников, используя при этом различные материалы.
  7. Создавать новые цветовые тона. Освоение новых способов работы акварелью.
  8. Совершенствовать навыки и умения детей в лепке более сложных по форме и строению предметов комбинированных способов, употреблять при этом стеки, штампы, материалы, для укрепления удлиненных, вытянутых форм (монументальное и декоративное).
  9. Расширять и углублять представление о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графика, живопись, умение видеть их особенности и отличительные признаки.
  10. Отражать в рисунке, лепке своеобразные архитектуры стиля и назначение сооружение, зданий. Составлять скульптурные композиции из несколько предметов, передавать величинные отношения между ними и в самой фигуре.

Задачи работы с детьми 6-7 лет.1.Обучить понимать то, что искусство отражает окружающий мир ребенка и художник  изображает то, что он видит, что вызвало интерес, удивление, формировать умение видеть и изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков: путем разбеливания, добавление черного она.

  1. Расширять представления о декоративном искусстве, украшая предмет с помощью  орнамента и узоров растительного и предметного характера использовать ритм, симметрию, в композиционном построение.
  2. Обучить использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям и росписям других народов.
  3. В лепке создавать объемы и рельефы изображения, употреблять штампы, материалы для украшения форм.
  4. Формировать представление об индивидуальном материале творчества некоторых художников, графиков, скульпторов.
  5. Передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности.
  6. Различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
  7. Дать знания о видах портретной живописи.
  8. Передавать динамику и статику при создании изображений в лепке.
  9. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах (рисование, лепка), соблюдать взаимосвязи между объектами построения, композиция. Привлекать детей к работе различных изобразительным материалом.

 

Предполагаемый возраст детей:

  • 1-ый год обучения 3-4 лет;
  • 2-ой год обучения 4-5 лет,
  • 3-ий год обучения 5-6 лет.
  • 4-ый год обучения 6-7 лет.

Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Направления работы.

  1. Развитие творческих способностей
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год проводится в младшей группе 22 занятия, в средней группе 28 занятий, в старшей группе 30 занятий, в подготовительной группе - 38 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач

 

 

 

Содержание программы

 Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап -знакомство со свойствами материалов.

2 этап- обучение приемам изготовления.

3 этап- изготовление поделок.

Работа с педагогамипредусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки -  раскладушки,информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Ожидаемый результат.

Вторая младшая группа.

  • Разовьют мелкую моторику рук.
  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада,   района.  

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

В работе   необходимо поддерживать у детей радость открытия, ощущение новизны. При использовании данной программы важно творчески подойти к ведению занятий с учетом конкретных условий. Каждое занятие должно быть тщательно продумано, логически построено согласно плану и поставленным целям.

В результате работы ребенок подготовительной к школе группе : имеет представление о назначении декоративно-оформительного искусства, его особенностях. Имеет навыки оформления поздравительных открыток, составление букетов, оформление выставок своих работ; в изображении предметного мира добивается определенного сходства с реальным объектом. При изображении сказочных образов умеет передавать признаки необычности, сказочности; в сюжетном изображении – умеет выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов; в декоративной деятельности – создавать нарядные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера; использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, последовательно работать над сюжетной аппликацией; планировать свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве

 

Уровни освоения программы. Уровни усвоения программы оцениваются по 10 бальной системе. Низкий (от 1 до 3 баллов). Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, замечает характерные признаки предметов, может образно высказывать свои суждения по поводу воспринятого. Владеет техническими навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Средний (от 4 до 6 баллов) Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Может самостоятельно и целенаправленно соотносить воспринятое со своим опытом. Общается по поводу воспринятого со сверстниками и взрослыми. Использует в собственной деятельности навыки и умения для создания образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий (от 7 до 10 баллов). Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общения с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит характерные и индивидуальные признаки предметов. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности.

Планирует свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.

Методические рекомендации. Данная программа может быть полезна и интересна для педагогов дошкольного образования и руководителей кружков в качестве учебного пособия по разделу “Работа с природными материалами”. Занятия помогут познакомить детей с историей развития  аппликации. Подарят им радость творчества, научат преодолевать трудности, поможет развить интерес к народному искусству. Задача взрослого постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранять увлечённость ребят любимым делом. Важно подбирать задания в соответствии с возрастом детей и сообщать только ту информацию, которая будет полезна для их творческой работы.

По сложности материал ориентирован на дошкольников и младших школьников, в программе подробно рассматривается технология изготовления аппликации  и поделок из природного материала, предложены перспективный план и конспекты занятий.

По  окончании  программы  обучения  воспитанники  должны  знать:

  • правила  пользования  инструментами  и  приспособлениями  для  аппликации; приёмы  вырезания  деталей; 
  • правила  работы  с  ножницами  и  клеем;
  • основные  характеристики  материалов  и  их  применение;

 

Должны  уметь:

  • соблюдать  технику  безопасности;
  • выполнять  основные  приёмы  при  аппликации  из  ткани  и  бумаги;
  • составлять  рисунок  по  эскизу;
  • доводить  работу  до  конца;

 

 Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога  можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” педагога по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших дошкольников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям  работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а педагогу  иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

  Тематика, содержание, сложность и трудоемкость  заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности дошкольников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дошкольника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у  детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

 

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Педагог  может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей  и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие  кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе  детского сада), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для   дошкольников, ветеранов,  родителей  и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утре

Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

2

2

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

58

7

51

 

3

 Работа с бросовым материалом

18

2

16

 

4

 Работа с пластилином

16

 2

 14

 

5

 Итоговое занятие

2

2

-

 

 

Итого

86

15

81

 
 

 

 

 

 

Содержание

 

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению дошкольников  во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.  

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление закладки по образцу.
  • Знакомство с оригами.
  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
  • Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

 

Работа с бросовым материалом.

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).
  • Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

К концу 1 года обучения дети должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага,   пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея;   
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу 1 года обучения дети  должны уметь:

  • анализировать под руководством педагога  изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

 

 

 

 

 

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

2

2

-

 

2

Работа с бумагой и картоном.

72

7

65

 

3

Работа с природным материалом

24

3

21

 

4

Работа с пластилином

22

2

20

 

5

Работа с бросовым материалом

22

2

20

 

6

Итоговое занятие

2

2

-

 

 

Итого

 166

 18

 126

 

 

 

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.
  • Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
  • Знакомство с папье-маше.
  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).

Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
  • Изготовление композиций из засушенных листьев.
  • Изготовление животных из шишек.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Работа по замыслу детей.
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином.

  • Пластилинография.
  • Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.
  • Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
  • Лепка-игра.

Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление сувениров.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов.
  • Проведение итогового контроля.

 

 

К концу 2 года обучения дети  должны знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу 2 года обучения дети  должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

2

2

-

 

2

Работа с бумагой.

30

3

27

 

3

Работа с бросовым мат-м.

62

4

58

 

4

Работа с пластилином

10

1

9

 

5

Итоговое занятие

  2

2

-

 

 

Итого

 106

12

94

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

 

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление елочных игрушек.
  • Изготовление новогодних сувениров.
  • Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
  • Изготовление гирлянд (коллективная работа).
  • Изготовление игрушек-сувениров.

 

Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление подставки для чайника.
  • Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином.

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
  • Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

 

К концу 3 года обучения дети должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения дети  должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

 

 

 

 

 

4 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие

2

2

-

 

2

Работа с бумагой и бросовым материалом

46

3

43

 

3

Работа с пластилином

6

-

6

 

4

Итоговое занятие

2

2

-

 

 

Итого

 56

7

49

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

 

Работа с бумагой и бросовым материалом.

  • Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек)
  • Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).
  • Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином.

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов.
  • Проведение итогового контроля.

К концу 4 года обучения дети  должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу 4 года обучения дети  должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу- объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

 

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы.

 

Инструменты и приспособления:простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, шаблоны выкроек, трафареты букв.

Материалы:бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очумелые ручки».- М.: «Просвещение»,2005.- 178с.
  2. Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд –во «Акцидент», 2001. – 85с.
  3. Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием»
  4. С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».- Спб.: «Просвещение»,2009. – 155с.
  5. М.А.Гусакова «Аппликация  в дет.саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128с.
  6. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  7. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
  8. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”  
  9. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  10. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  11. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”  
  12. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  13. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
  14. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”
  15. Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”