Развитие речи детей с ОНР средствами театрализованной деятельности

                Нам всем хорошо известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. У детей с проблемами речевого развития игровые действия очень часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи. Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности ( театрализации сказок). Театральная игра, в которой ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А родной язык помогает людям - прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

             Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые желания и интересы детей. Участвуя в сказках, они знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, звуки, музыку, учатся думать, делать выводы и обобщения. Работая над высказываниями реплик персонажей, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемый диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Именно поэтому театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи детей. Она - источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В результате дети познают мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познают радость, связанную с преодолением трудности общения и неуверенности в себе.

         Знакомить детей с театром я начала со второй младшей группы, последовательно знакомила с видами театра, формировала простейшие образно-выразительные умения. Например, имитировать характерные движения сказочных животных.

         В средней группе обучала элементам образных выразительных средств: интонации, мимике. Кукольный спектакль объединила с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети больше предпочитают кукольный театр, ведь в нём есть такой атрибут, как ширма, за которую ребёнок может спрятаться от зрителей. А ребята, которые преодолели робость, участвуют в инсценировке уже как актёры драматического театра. При этом они наблюдают друг за другом, обогащают свой личный опыт.

       В старшей группе все наши дети очень активно участвуют в театральных играх, драматизациях, диалогах, инсценировках.

      Наши родители, не просто сторонние наблюдатели или обычные зрители, они также активно привлекаются к работе по подготовке к театрализации. Они оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, афиши, в разучивании ролей. Совместно с детьми они посещают театры, читают произведения по лексической теме.

     Работа над театрализацией сказок способствует пополнению знаний и умений, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств детей, их адекватного поведения в различных ситуациях.